Иосиф — Патриарх Московский и всея Руси. Иосиф патриарх московский и всея руси Иосиф, патриарх московский и всея Руси

Иосиф. Портрет работы Виктора Шилова.

Иосиф (? - 1652) - патриарх Московский и Всея Руси с 1642 года. Архимандрит Симонова монастыря в Москве. Автор ряда богословских трактатов, в которых поднимаются как вопросы нравственного совершенствования личности и общества, так и проблемы церковного быта. При Иосифе еще более активной стала работа Печатного двора. Впервые при нем были изданы Жития святых русской православной церкви. В условиях начавшегося активного проникновения в Россию западных культурных традиций, отстаивал чистоту православия, создав несколько полемических произведений, направленных против католической и протестантской церквей. Направил специального представителя в Палестину для изучения традиций христианского вероисповедания. На Земском соборе 1651 года активно поддерживал идею воссоединения Украины с Россией.

Через год после кончины Патриарха Иоасафа I на Патриарший престол был избран по жребию из шести кандидатов архимандрит Симонова монастыря Иосиф. 27 марта 1642 года состоялась его интронизация. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа.

Вступив на Патриаршую кафедру, он счел своим долгом обратиться к духовенству и мирянам с первосвятительским поучением, которое вскоре было разослано по всей России.

"Поучение" состоит из трех частей и обращено соответственно к епископам, к царю и боярам, к рядовым священнослужителям.

В своем поучении Патриарх Иосиф говорит о высоте пастырского служения, об ответственности иереев перед Богом, о конкретных обязанностях священнослужителей, а также дает наставления современникам в духовной жизни.

Интересно отметить, что Патриарх Иосиф вскоре после избрания вступил в прения о вере с лютеранами. Его оппонентом был пастор Фильгобер, в 1643 году приехавший в Москву вместе с датским принцем Вольдемаром. По существу это был своего рода экуменический диалог, который Патриарх Иосиф вел с позиций ревнителя Православия.

При Патриархе Иосифе, так же как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы Жития русских святых (преподобных Сергия и Никона Радонежских, преподобного Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви, "Слова преподобного Ефрема Сирина", "Лествица" преподобного Иоанна, "Поучения" Аввы Дорофея, "Толкования на Четвероевангелие" блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались также книги апологетические и полемические - против латинян и протестантов ("Кириллова книга", "Книга о вере" и др.). Были напечатаны "Грамматика Славянская" Мелетия Смотрицкого, "Кормчая" - сборник церковных законов и правил. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.

В годы патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. Были обретены святые мощи преподобного Кирилла Новоезерского (1649), преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652), святого благоверного князя Даниила Московского (1652), совершено прославление благоверного великого князя Георгия Всеволодовича (1645), и на пожертвования Патриарха Иосифа для мощей святого князя Георгия Всеволодовича была устроена серебряная рака во владимирском Успенском соборе.

В 1647 году в местечке Дальние Кузнецы, в 15 верстах от Царево-Кокшайска, была явлена чудотворная икона Божией Матери с женами-мироносицами и на месте ее явления воздвигнут храм.

5 апреля 1652 года в Москву были перенесены мощи Патриарха Иова. Царь и Патриарх Иосиф встречали их у Тверских ворот и шли за ними до Успенского собора. Патриарх говорил царю: "Каково хорошо за правду стоять: и по смерти слава".

Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре - так называемое "Ртищевское братство" (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева).

(Ɨ 15.04.1652, Москва), патриарх Московский и всея Руси. И. был родом из Владимира, где его родной брат служил соборным протоиереем. В 1639 г. И. стал настоятелем московского Симонова в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря . После смерти патриарха Иоасафа I Русская Церковь более года оставалась без первосвятителя. Царь Михаил Феодорович хотел привлечь к участию в выборе патриарха не только архиереев, но и всех наиболее достойных представителей духовенства. В нач. 1642 г. во все епархии отправили царский указ прислать в Москву «болших, и средних, и менших монастырей старцов добрых, и черных попов, и дьяконов, которые житием воздержателны, и крепкожителны, и грамоте горазди» (ААЭ. Т. 3. С. 445-446, № 302). Готовясь к избранию главы Церкви, царь 17 марта 1642 г. велел перестроить Патриарший двор в Кремле. 20 марта царь предложил участникам Собора 6 запечатанных жребиев с именами Суздальского архиеп. Серапиона , Астраханского архиеп. Пахомия , архим. Симонова мон-ря И., игум. московского в честь Богоявления муж. мон-ря Ионы, игум. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря Маркелла, игум. псковского Святогорского мон-ря Макария. Из них с молитвой был выбран жребий И. Хиротония новоизбранного патриарха состоялась 7 дней спустя.

Период управления И. Русской Церковью был богат событиями. Из-за того что имя предстоятеля фигурирует на мн. документах его эпохи, трудно определить степень личного участия И. в их подготовке. Вступив на кафедру, И. столкнулся с проблемой возможного династического брака между царевной Ириной Михайловной и сыном дат. кор. Христиана IV от морганатического брака гр. Вальдемаром. После заключения этого союза позиции протестантов в Москве могли существенно усилиться. Негласные обещания сохранения королевичем вероисповедания в случае женитьбы на царевне, данные в Копенгагене гамбургским купцом П. Марселисом, который исполнял функции русского посла, противоречили нормам русского канонического права, запрещавшего смешанные браки; традиции государственного управления исключали возможность проникновения инославных в правящую элиту. В случае заключения брака с Ириной Михайловной Вальдемар становился 3-м в иерархии верховной власти России, что ставило под угрозу престиж наследника - царевича Алексея Михайловича . В результате незадолго до прибытия Вальдемара в Россию в Москве была начата антипротестант. кампания.

В 1643 г. царю Михаилу Феодоровичу подали челобитную священники и диаконы 9 московских приходов, где компактно проживали иноземцы и имелись протестантские кирхи. Священники жаловались, что иноземцы покупают в их приходах дворы и строят там свои церкви, из-за чего сократилось число прихожан православных храмов, и просили царя выслать иностранцев из центра Москвы. Михаил Феодорович запретил иноземцам приобретать дворы в Китай-городе, в Белом городе и в слободах, все 3 протестант. храма Москвы (на Покровке и на Поганом пруду) были сломаны, как построенные без царского указа. Данных о том, что инициатором челобитной московских клириков был И., нет, однако вряд ли челобитная появилась без его ведома. Известия о сносе протестантских церквей в Москве появились в европ. прессе и негативно повлияли на отношения России с протестантскими странами. Генеральные штаты безуспешно пытались добиться отмены царского указа. Не желая срыва переговоров о браке, 13 июля 1643 г. Михаил Феодорович определил для протестант. церкви новое место - за Земляным городом, между Флоровскими и Покровскими воротами (СГГД. Ч. 3. С. 404-406, № 116). В 1643 г. было начато дело о «стеснении в исповедании Православия» холопки Авдотьи Александровой, принадлежавшей протестантке Елизавете Фентцель - родственнице П. Марселиса. В процессе участвовали И., царь Михаил Феодорович, царица Евдокия Лукьяновна. В итоге Авдотья Александрова приняла Православие и получила свободу.

21 янв. 1644 г. гр. Вальдемар, ранее уже бывавший в России в качестве дат. посла, въехал в Москву. Рус. сторона рассматривала его приезд как «выезд на государево имя» - поступление на царскую службу и принятие подданства. Одним из условий заключения брака Вальдемара с Ириной Михайловной датчане ставили сохранение за принцем права на свободу вероисповедания. Это встретило отпор со стороны патриарха, настаивавшего на обязательном переходе жениха царевны в Православие через перекрещивание. Канонической основой позиции патриарха были чины присоединения к правосл. Церкви, включавшие анафематствование протестантов; чинопоследования были опубликованы в подготовленных при патриархе Иоасафе I мирском и иноческом Требниках (Булычев А. А. О публикации постановлений церк. Собора 1620 г. в мирском и иноческом Требниках (М., 1639) // ГДРЛ. 1989. Сб. 2. С. 35-62). 8 февр. по царскому указу И. прислал к гр. Вальдемару близкого к Патриаршему двору правосл. остзейского немца Д. Францбекова с предложением принять Православие, 21 апр. отправил принцу послание. В ответном письме патриарху Вальдемар настаивал на сохранении лютеран. исповедания и просил И. ходатайствовать о разрешении ему вернуться в Данию вместе с дат. послами. И. отправил принцу 2-е, весьма обширное послание, подготовленное свящ. Иоанном Наседкой , с опровержением ответа Вальдемара. Прослеживаются текстуальные параллели между 2-м посланием И. и «Изложением на люторы» и «Кирилловой книгой» (М., 1644). 28 мая 1644 г. по указу царя была начата подготовка публичных прений, в которых позицию протестантов отстаивал сопровождавший гр. Вальдемара пастор М. Фельгабер, правосл. сторона была представлена рус. клириками, а также находившимися в Москве греками и украинцами. Последние прения состоялись 4 июля 1645 г., незадолго до смерти Михаила Феодоровича, после которой идея династического брака была оставлена.

Не исключено, что в 1648 г. в церковных кругах (возможно, по инициативе царского духовника Стефана Вонифатьева , рукоположенного И. во иерея в 1645) оформился проект выселения инославных из Москвы. В 1651 г. было подготовлено переиздание Требника 1639 г., содержащего чины приема в Православие. В Патриаршество И. заметно возросло число иностранцев, присоединившихся к Русской Церкви.

28 сент. 1645 г. И. участвовал в венчании на царство Алексея Михайловича. Сразу после этого патриарх был щедро награжден государем и произнес торжественную речь (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 301. Л. 22). В дни церковных праздников после литургии патриарх присутствовал на приемах у царя в Кремлевском дворце, где совершал молебен о здравии всех членов царской семьи (Там же. Оп. 2). Тогда же происходило взаимное одаривание царя и патриарха. Приемы проходили и на Патриаршем дворе. И. молитвенно участвовал во всех значительных событиях в царской семье. В 1648 г. он венчал царя Алексея Михайловича и М. И. Милославскую, приветствовал новобрачных речью (текст см.: Сазонова Л. И. Лит. культура России: Раннее Новое время. М., 2006. С. 154). В день венчания И. отправил в епархии богомольные грамоты (ААЭ. Т. 4. С. 36, № 23). 23 окт. 1648 г. И. послал в епархии богомольные грамоты в связи с рождением в царской семье первенца - царевича Димитрия Алексеевича (Там же. С. 43-44, № 31). На крещение младенца царь подарил И. 2 серебряных кубка, драгоценные ткани и др. предметы на 208 р. 18 февр. 1650 г. И. отправил в епархии богомольные грамоты по случаю рождения царевны Евдокии Алексеевны (Там же. С. 65, № 44).

И. вступил на общерусскую кафедру в условиях растущего протеста светских сословий (дворян и горожан) против привилегий Церкви. В 1641 г. дети боярские обратились к царю с челобитьем об отмене судебных привилегий Церкви по делам о беглых крестьянах, и это требование было удовлетворено. На Земском соборе 1642 г., где обсуждался вопрос о войне с Османской империей, горожане и дети боярские предлагали собрать средства на войну с вотчин епископов и монастырей, позднее «всяких чинов выборные люди» ходатайствовали об «отписании на государя» всех городских слобод с торгово-ремесленным населением, большая часть которых принадлежала Церкви. В челобитной 9 нояб. 1648 г. «все выборные люди всея земли» предлагали отобрать у Церкви и раздать детям боярским все земли, приобретенные после принятия Уложения 1649 г. Враждебность светских сословий ослабляла позиции духовенства и давала возможность светской власти решать за счет Церкви собственные задачи. Нуждаясь в средствах на предполагаемую войну с Крымским ханством, правительство в 1645 г. лишило патриарший дом и мон-ри права на беспошлинную торговлю.

Эти устремления отразились и в Соборном уложении 1649 г. В его составлении духовные лица участия не принимали, текст был принят на Земском соборе 1648/49 г., решения к-рого подписал патриарх. Уложение включало нормы не только светского, но и канонического права. Источниками Соборного уложения послужили судебники, Литовский статут, входившие в состав Кормчих Прохирон и «Избрание от закона Моисеева». Гос-во брало на себя наказание за преступления против веры, вводя смертную казнь за богохульство, за бесчиние в храме во время литургии, за выход из Православия (гл. 1). При этом Уложение значительно ограничило церковное землевладение (гл. 19; гл. 17, ст. 42), подтвердило указ 1580 г. и запретило патриарху, епископам и мон-рям приобретать новые земли (гл. 17, статьи 30, 42). Признавалось право Церкви на уже находящиеся в ее распоряжении земельные владения, однако в 1651 г. правительство распорядилось «отписать на государя» деревни, купленные или полученные в заклад мон-рями и приходами, если эти деревни расположены в черных тягловых волостях (ААЭ. Т. 4. С. 48-49, № 33). Были отменены податные льготы жителей монастырских и церковных слобод. Посады и слободы, расположенные на церковных и монастырских землях и освобожденные благодаря различным привилегиям от тягловой повинности, передавались в ведение гос. казны, духовным учреждениям было запрещено приобретать и основывать такие слободы (гл. 19, статьи 1, 5, 7-9, 13, 15, 16; ср.: ААЭ. Т. 4. № 35, 36, 39; АИ. Т. 4. С. 44-48, № 32). Церковь утратила ок. 80% своих городских дворов, серьезно пострадал при этом патриарший дом.

По Соборному уложению духовенство лишилось судебного иммунитета, все судебные дела (исключая дела по церковным вопросам) передавались в Монастырский приказ (гл. 13), учрежденный по челобитью «выборных людей», во главе к-рого был поставлен мирянин - окольничий кн. И. А. Хилков. При И. среди судей в Монастырском приказе были и духовные лица. Юрисдикция Монастырского приказа в отличие от юрисдикции приказа Большого дворца, ранее ведавшего мон-рями, распространилась на все духовенство, за исключением патриарха. Статьи Уложения не относились к патриарху и жившим в его вотчинах людям, которых судил сам патриарх (за исключением дел о «душегубстве и разбоях»). Подчинение духовенства суду гражданских властей не соответствовало каноническим нормам.

До принятия Уложения 1649 г. патриарший дом и мон-ри получали из государевых и частных владений в дар земли. В 1646 г. Алексей Михайлович пожаловал И. для московского Новинского мон-ря земли, находившиеся ранее в ведении Конюшенного приказа, а также осадный двор в Москве. В 1648 г. царь присоединил к домовым патриаршим монастырям самарский Преображенский мон-рь с вотчинами и угодьями. В 1644 г. И. приобрел у В. И. Шереметева «отхожие земли и сенные покосы» дер. Уборы в Звенигородском у. (Горчаков М. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода. СПб., 1871. С. 330, 336). В 1643/44 г. у С. И. Урусова были куплены в Московском у. «селцо да две пустоши». Урусов дал И. запись, что оставшуюся у него от этой вотчины пустошь Новинки он не продаст никому, кроме патриарха (АЮБДР. 1857. Т. 1. Стб. 713-714).

Важным явлением времени Патриаршества И. было движение за обновление общественной и церковной жизни, зародившееся вскоре после окончания Смутного времени и связанное с преодолением последствий гражданской войны и интервенции (см. Ревнителей благочестия кружок). Во 2-й пол. 40-х гг. ХVII в. последовала серия царских и патриарших указов, регламентировавших жизнь общества и нацеленных на укрепление благочестия. Важнейшим направлением стала борьба с пьянством. 15 марта 1647 г. царским указом насельникам Соловецкого монастыря было запрещено держать в кельях «пьянственное питье» (ААЭ. Т. 4. С. 482, № 322). В 1649 г. в епархии были отправлены патриаршие и царские грамоты, запретившие держать в мон-рях «хмельное питье» (Там же. С. 57, № 37; С. 485-486, № 325). Среди предложений, представленных царем Алексеем Михайловичем Собору 9 февр. 1651 г., читаем: «А священническому и иноческому чину от пиянства трезвитися и сквернословия отнюдь бы не держатися не токъмо в церкви, но и в миру; на них многие мирские люди соблажняются» (Белокуров. 1902. С. 49). Предостережения от пьянства встречаются во многих указах царя и патриарха. В 1652 г., уже после смерти И., с целью сократить пьянство среди простого народа была подготовлена и проведена кабацкая реформа.

Шла борьба и с др. негативными явлениями. 16 февр. 1646 г. И. окружным наказом, данным по указу царя, запретил нищим просить милостыню во время богослужения (ААЭ. Т. 4. С. 481-482, № 321). 17 марта 1647 г. по повелению царя Освященный Собор запретил трудиться в воскресенье, а в субботу указал заканчивать работу перед вечерней службой, при этом полагалось закрывать торговые ряды и бани. В воскресенье разрешалось лишь ненадолго открыть продуктовые лавки. Указано было прекращать торговлю во время крестных ходов (Там же. С. 32, № 19; С. 484, № 324). В 1648 г. по указу царя и патриарха была поставлена вне закона матерная брань, за к-рую теперь полагались «торговая казнь» и «духовное запрещение» (Там же. С. 43, № 30). Было решено прекратить торговлю табаком, который считался сатанинским зельем, но продавался через казну. 6 дек. 1648 г. Алексей Михайлович указал изымать табак у торговавших им целовальников в казну и сжигать. Продажу табака запретили под угрозой наказания кнутом (СГГД. Т. 3. С. 443, № 133). В 1649 г. вышел царский указ, запрещавший неблагочестивые действия: скоморошество, «безчинные» пляски, катание на досках и качелях, кулачные бои, пьянство, чародейство, гадания, игру в зернь, карты, шахматы; «безчинников» полагалось бить батогами (АИ. Т. 4. С. 124-126). В 1649 г. гос-во исключило азартные игры из числа дозволенных промыслов, с к-рых взимались налоги; полностью прекратилась практика передачи азартных игр на откуп (Веселовский С. Б. Московское гос-во: XV-XVII вв.: Из науч. наследия. М., 2008. С. 330). Окружная царская «по совету с патриархом» грамота от 8 нояб. 1650 г. запрещала жить без духовного отца; ослушников духовным властям предписывалось «смирять по своему разсмотрению» (в основной части этой грамоты говорилось о молебствии и посте во время неурожая, наводнений, пожаров и падежа скота) (ААЭ. Т. 4. С. 68, № 47).

Посыл к обновлению и исправлению жизни страны после Смутного времени на основе более глубокого воцерковления народа исходил не только из столицы - одним из центров этого движения в 40-х гг. XVII в. были нижегородско-суздальские земли, в первую очередь Н. Новгород. Известны местные священники, которые отличались подвижнической деятельностью по исправлению народных нравов и утверждению благочестия (провинциальные ревнители благочестия),- Аввакум Петров , Иоанн Неронов , Конон Петров и др. Из Н. Новгорода происходил Стефан Вонифатьев, который наряду с влиятельным придворным - постельничим Ф. М. Ртищевым оказывал всемерную поддержку провинциальным ревнителям.

Важнейшими направлениями деятельности ревнителей благочестия стали борьба против «многогласия» (одновременного чтения или пения за богослужением неск. текстов) и утверждение «единогласия». Этот вопрос особенно остро встал в Патриаршество И. На Соборе 11 февр. 1649 г. (проходившем одновременно с Земским собором 1648/49 г.) основным пунктом обсуждения стал вопрос о соотношении монастырского и приходского богослужения. В деянии Собора записано: «На Москве учинилась великая молва и всяких чинов православные люди от церквей Божиих учали отлучатися за долгим и безвременным пением». Эти слова были направлены против сторонников «единогласия», во главе к-рых стоял царский духовник Стефан Вонифатьев. И. подписал соборное постановление о необходимости «единогласного» пения, утвержденного Собором в 1551 г. (см. Стоглав). Однако предстоятель признал «единогласие» обязательным лишь для монастырского богослужения. Во исполнение соборных постановлений началась рассылка грамот по мон-рям. В 1649 г. Вологодскому и Великопермскому архиеп. Маркеллу по указу царя Алексея Михайловича была отправлена грамота И., посвященная различным вопросам исправления монастырской жизни. В ней среди прочего содержалось требование, чтобы насельники монастырей «исправляли всякое церковное благолепие и пение по преданию святых апостол и святых отец и монастырской чин хранили с великим укреплением по древнему отеческому преданию, и в церквах Божиих велеть говорить в один голос, как в монастырех чин обдержит, по уставу» (Там же. С. 486, № 326). В приходских храмах Собор 1649 г. постановил «служити по прежнему»: «говорити голоса в два, а по нужде в три», кроме чтения шестопсалмия.

Протопоп Стефан Вонифатьев отказался подписать решения Собора 1649 г., настаивая на соблюдении единых норм как в монастырском, так и в приходском богослужении. Вслед за царским духовником не поставили подписи под постановлением новоспасский архим. Никон (впосл. патриарх Московский и всея Руси), протопоп Иоанн Неронов, мн. настоятели московских и подмосковных мон-рей. Царский духовник оскорбил И., назвав его «волком, а не пастырем». И. подал царю Алексею Михайловичу челобитную с просьбой наказать Вонифатьева, поскольку по только что принятому Уложению 1649 г. (статья о богохульстве) «кто изречет на соборную апостольскую Церковь какие хулные словеса», заслуживает смертной казни. Однако челобитная была оставлена без ответа, царь не утвердил решения Собора. Став в 1649 г. Новгородским митрополитом, Никон начал вводить «единогласие» в приходских храмах своей епархии.

Не посчитавшись с постановлением Собора 1649 г., Алексей Михайлович обратился за разрешением вопроса в К-поль. В дек. 1650 г. был получен ответ патриарха Парфения II , высказавшегося в пользу «единогласия». «Единогласие» было утверждено на фактически руководимом царем церковном Соборе 9 февр. 1651 г. Алексей Михайлович подготовил к Собору и др. предложения, касающиеся упорядочения богослужения и исправления духовенства. Постановления Собора были обнародованы в предисловии к Служебнику 1651 г., где отмечалось, что «во всех же церквах в Московском государстве и по всем городем единогласно на вечериях, и на повечериях, и на полуношницах, и на заутренях псалмы и Псалтырь говорить в один голос, тихо и неспешно, среди церкви на восток лицем, со всяким вниманием» (Служебник. М., 1651. Л. 5-5 об.). Текст соборного уложения рассылался как черному, так и белому духовенству; в грамотах оговаривалось, что ослушников, отвергающих «единогласие», необходимо «смирять в монастырях монастырским смирением» (ААЭ. Т. 4. С. 487-489, № 328). Введение «единогласия» встречало сопротивление как духовенства, так и прихожан. В московской тиунской избе по этому поводу произошел конфликт, повлекший судебное разбирательство (см.: Лукин П. В. Народные представления о государственной власти в России ХVII в. М., 2000. С. 85). Необходимость «единогласного» богослужения была еще раз подтверждена Большим Московским Собором 1666-1667 гг.

Помимо регламентации богослужения власти уделяли внимание исправлению духовенства и повышению его образовательного уровня. Среди предложений, подготовленных царем к Собору 1651 г., значилось: «А которых в священный чин и во дьяконски поставляти, и выбирати избранных людей учителных, чтоб знали круг церковный и устав. А которые не учены, и тех во училище подобает учити, чтоб по правилом святых отец все знали, как душы християнския просвещати» (Белокуров. 1902. С. 49). Это предложение не было воплощено в жизнь, но, вероятнее всего, именно с ним связан указ И. о том, чтобы кандидаты в священный сан в Патриаршей области получали хиротонию только в Москве, а не от архиереев близлежащих епархий, как это было прежде. Эта мера, по мнению патриарха, позволила бы установить контроль за уровнем подготовки провинциальных клириков. Однако здесь открывался простор для злоупотреблений. Через 6 лет после смерти И. представители московского духовенства били челом царю о трудностях, бюрократической волоките и поборах, от к-рых страдали приезжавшие в столицу издалека ставленники. Челобитчики обвинили И. в том, что он издал указ, «желая собрать себе имение» и «хотя обогатить дьяка своего Ивана Кокошилова да подьячих» (Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 368).

В годы Патриаршества И. страну постигло неск. бедствий. 21 авг. 1643 г. в Москве и в соседних городах случилась засуха, погубившая урожай и вызвавшая падеж скота. И. отправил во все епархии окружную грамоту с указом совершать крестные ходы и служить молебны об избавлении от бедствия (ААЭ. Т. 3. С. 472-474, № 322). В связи с бедствием было издано «Патриаршее поучение» (М., 1643). Летом 1648 г., во время народных волнений, И. отправил в епархии богомольные грамоты о 2-недельном посте и о служении молебнов для прекращения «межуусобной брани» (ААЭ. Т. 4. С. 42-43, № 30). В 1650 г. в связи с Псковским восстанием для переговоров с псковичами была отправлена делегация во главе с Коломенским еп. Рафаилом; ее участники передали восставшим увещевательные грамоты от царя и патриарха (ДАИ. Т. 3. С. 271-272) . После подавления восстания служилые люди, убитые псковичами, по патриаршему повелению были записаны в синодики для вечного поминовения, «чтоб та их кровная служба в забвенье николи не была» (ААЭ. Т. 4. С. 66-67, № 46). В нояб. 1650 г. Алексей Михайлович по совету И. отправил окружную грамоту о молебствии и посте «в Москве и во всех городех всем православным християном» по случаю неурожая, наводнений, пожаров и падежа скота (Там же. С. 67-68, № 47).

На Патриаршество И. приходится активизация контактов с Западнорусской митрополией , прерванных в 30-х гг. XVII в. Киевским митр. свт. Петром (Могилой) . В 40-х гг. XVII в. митр. Петр стремился возобновить связи с Москвой. Постоянный обмен посольствами установился после присылки митр. Петром в Москву частицы мощей равноап. кн. Владимира Святославича . Как и прежде, представители правосл. мон-рей Речи Посполитой регулярно получали в Москве финансовую поддержку. Такая же ситуация сохранилась и при следующем Киевском митрополите - Сильвестре (Косове) . Несмотря на то что И. подписал решения Земского собора 1651 г. о возможности войны с Речью Посполитой для защиты правосл. населения Польско-Литовского гос-ва, при нем возродилась практика перекрещивания выходцев из юго-западнорус. земель («белорусцев»). И. вернулся к уже забытому в рус. церковной практике «Указу, како изыскивати и о самех белорусцех», принятому на Соборе 1620 г. и регламентировавшему присоединение представителей Западнорусской митрополии к Русской Церкви через перекрещивание (опубл. в Требниках 1624, 1639, 1651 гг.). Многие казаки, переселившиеся в 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. в Россию, были вторично крещены.

Не менее тесными были связи Московского Патриархата с вост. христ. Церквами, представителям к-рых также оказывалась регулярная финансовая поддержка. В Патриаршество И. правосл. греки перенесли в Россию ряд святынь. Весной 1642 г. архимандрит афонского Пантелеимонова мон-ря доставил мощи мч. Евстратия и кровь вмч. Пантелеимона . Грек предложил привезти в Россию длань свт. Григория Паламы , в 1647 г. был доставлен перст этого святого. В 1644 г. в Москву прибыла десница св. ап. Андрея Первозванного , в янв. 1647 г. К-польский патриарх свт. Афанасий III Пателларий прислал частицу Животворящего Древа и частицу мощей вмц. Анастасии Узорешительницы. В 1648 г. бывш. митр. Навпакта и Арты Галактион передал царю Алексею Михайловичу серебряный крест с частицей Животворящего Древа, архимандрит из янинского Успенского мон-ря Иеремия вручил мощи прп. Евфимия , афонский Эсфигменский архим. Анфим - частицу главы св. Иоанна Предтечи . В том же году еп. Камбании Киприан передал в дар царю мощи свт. Иоанна Златоуста (И. принял Киприана с недоверием и потребовал представить свидетельство его епископского сана). В 1649 г. митр. г. Велла Даниил и Коринфский митр. Иоасаф привезли в Россию мощи сщмч. Петра Александрийского и «образ резной 12 праздников Владычных, обложен серебром, да в том же образе мощи св. апостола Павла да смирно». Прибывший в Москву осенью 1650 г. еп. г. Ларисса Иоасаф на приеме во дворце преподнес Алексею Михайловичу мощи вмч. Георгия Победоносца. Рус. власти проявляли интерес к греч. традиции. В 1649-1650 и 1651-1653 гг. в Молдавию, Валахию и на Восток для знакомства с греч. богослужебной практикой был отправлен Арсений (Суханов) , который получил от И. список вопросов к К-польскому патриарху.

В Патриаршество И. несколько раз предпринимались попытки открытия в России школ. Преследование православных в Речи Посполитой и в Османской империи обусловило стремление властей Киевской митрополии и вост. Церквей перенести школьное и типографское дело в Россию. В 1640 г. Киевский митр. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с предложением направить в Москву ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления монастыря для создания школы с преподаванием греч. и слав. языков (АЮЗР. 1861. Т. 3. № 34. Стб. 39-42; № 44. Стб. 46-50). 30 сент. 1648 г. царь Алексей Михайлович обратился к Черниговскому еп. Зосиме с просьбой прислать образованных книжников иеромонахов Кирилла (Замойского), Арсения (Сатановского) и Дамаскина (Птицкого) . 14 мая 1649 г. царь о том же писал Киевскому митр. Сильвестру (Косову), к-рый отправил в Москву из киевского Братского училищного мон-ря Арсения (Сатановского) и Епифания (Славинецкого) , в 1650 г. в Россию приехал Дамаскин (Птицкий). В документах о приезде «киевских старцев» отмечалось, что они прибыли для перевода Библии и для «риторского учения». Киевские монахи поселились в устроенном Ртищевым в 1648 г. по благословению патриарха московском Андреевском мон-ре в Пленницах . Ртищев начал учиться греч. языку у Епифания (Славинецкого).

Менее успешными оказались действия греков, стремившихся создать в Москве собственные уч-ще и типографию. В 1646-1647 гг. в Россию по рекомендации Палеопатрасского митр. Феофана приезжал для устройства греч. типографии и уч-ща архим. Великой к-польской ц. Венедикт. «По приказу Святейшего патриарха» И. он должен был привезти из К-поля грамоту «о книжной печати и о учении еллинского языку». Архим. Венедикт не понравился московским властям, и его с подарками отпустили. Влиятельный в Москве греч. агент Иван Петров Тафрали в поданной в июне 1649 г. И. челобитной рекомендовал в качестве учителя Мелетия Сирига . Ответа на челобитную не последовало. В 1649 г. в рус. столицу вместе с Иерусалимским патриархом Паисием приехал дидаскал Арсений Грек , который вскоре был обвинен в распространении еретических учений. Следствие велось в Посольском приказе и в Патриаршем Судном приказе, по приговору этих ведомств Арсений был сослан в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь. В грамоте к соловецкому игум. Илии И. требовал посадить Арсения «в земляную тюрьму и держать ево в крепости с великим береженьем, и быть ему в тои тюрьме до ево живота, а пищу ему велено давать, покаместа он жив, чем душа иво питает» (цит. по: Опарина Т. А. «Исправление веры греков» в Русской Церкви 1-й пол. XVII в. // Россия и христианский Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 288-325). В 1651 г. царь просил Иерусалимского патриарха Паисия «обрести единаго учителя премудрого... да учинит учительство и еллинский язык». Рекомендованный патриархом молдав. учитель Гавриил Власьев, прибыл в Москву в окт. 1652 г. Он понравился российским властям, но им не удалось убедить его остаться в Москве.

Патриаршество И. стало временем расцвета книгопечатания. В 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. были выпущены 92 книги, многие из них неоднократно переиздавались. Все издания, за одним исключением, выходили с традиц. формулой об их выпуске по повелению царя и по благословению патриарха. Под именем И. как автора издано «Патриаршее поучение». В сент. 1649 г. началась работа по изданию Кормчей книги . В основу был положен связанный с митр. Даниилом Даниловский извод Сербской редакции (ГИМ. Воскр. № 28), а не Русская редакция текста, к-рую использовал И. в своих поучениях. Канонические памятники рус. происхождения (в т. ч. статьи в защиту церковного имущества) не вошли в Кормчую. Из Русской редакции были заимствованы Эклога, «Закон судный людем», «Заповедь епископам». Первоначально в качестве предисловия предполагалось предисловие к Кормчей Василия из Люблина, в к-ром рассказывалось о тяжелом положении Православия. В послесловии к Кормчей говорилось об угрозе Церкви со стороны папистов и тех, кто торгуют церковными должностями. В качестве дополнительных источников при подготовке Кормчей к изданию использовали Требник митр. Петра (Могилы) (К., 1646) (для гл. 51, «О тайне супружества») и «Книгу о священстве» свт. Иоанна Златоуста (Львов, 1614) (для гл. 36, «Указание от Божественных писаний о непоставлении на мзде»). Текст обсуждался на Соборе в сент. 1651 г., не был утвержден и подвергся дальнейшему редактированию уже при патриархе Никоне (опубл. в июне 1653).

Среди изданных при И. книг следует также отметить «Соборник о чести св. икон и о поклонении» (1642), Слова прп. Ефрема Сирина (1643, 1647), «Кириллову книгу» (1644), Житие прп. Саввы Сторожевского (1646), Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских (1646), Грамматику Мелетия (Смотрицкого) (1648), Толкование на Евангелия блж. Феофилакта, архиеп. Болгарского (1649), «Собрание краткия науки о артикулах веры... ради учения и ведения всем православным христианом, наипаче же детем учащимся» (1649) (краткий Катехизис митр. Петра (Могилы)), Поучения аввы Дорофея (1652) и др.

Входивший в ближайшее окружение патриарха инок Соловецкого мон-ря Сергий (Шелонин) в 40-х гг. XVII в. составил новую редакцию «Книги степенной царского родословия», согласно к-рой цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович продолжали династию Рюриковичей (Сиренов А. В. Степенная книга: История текста. М., 2007. С. 426-427). По поручению И. мон. Сергий занимался также подготовкой к публикации «Лествицы» прп. Иоанна Синайского. Вышедшее в 1647 г. издание «Лествицы» представляло собой новый вид памятника, отсутствовавший в прежней традиции. Мон. Сергий готовил к публикации «Богословие» прп. Иоанна Дамаскина, но издание не было осуществлено (Сапожникова О. С. Русский книжник XVII в. Сергей (Шелонин): Редакторская деятельность. СПб., 2010).

Книжная справа времени Патриаршества И. характеризуется утверждением критического отношения к рукописным текстам, обращением к греч. оригиналам, вниманием к юго-западнорус. богослужебным изданиям, к полемической, грамматической и катехизической лит-ре. Московский Печатный двор превратился в процветающее предприятие, приносившее хороший доход казне. В 1651 г. здесь имелось 12 печатных станов, в штате числилось 146 мастеровых. Один из появившихся при И. типографских шрифтов сохранял название «осиповский» более чем через 50 лет после смерти патриарха (Лаврентьев А. В. Люди и вещи. М., 1997. С. 92).

В Патриаршество И. были прославлены святыни, обретены и свидетельствованы мощи неск. угодников Божиих, основаны монастыри. И. благословил создание Артемиева Веркольского муж. мон-ря (на месте обретения нетленных мощей св. Артемия Веркольского), Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича И. поручил Серапиону , архиеп. Суздальскому и Тарусскому, собрать сведения об исцелениях от Казанской иконы Божией Матери , явившейся в Суздальском у. в часовне на пустоши Осовицы. 29 сент. 1649 г. царским указом установлено 22 окт. праздновать «Пречистой Богородице, явлению чудотворной иконы Казанския, во всех городех, по вся годы» (ААЭ. Т. 4. С. 61, № 40). Летом 1644 г. при разборке деревянного Преображенского собора костромского Спасо-Преображенского Геннадиевского мон-ря были обретены мощи основателя обители прп. Геннадия Костромского и Любимоградского, о чем составили повесть, включившую описание 2 чудес. В том же году по благословению И. состоялась общецерковная канонизация прп. Геннадия. 22 янв. 1645 г. в присутствии И. и царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе Владимира состоялось обретение нетленных мощей вел. кн. св. Георгия Всеволодовича , к-рые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в изготовленную на средства И. серебряную позолоченную раку в центре собора, у юж. столпа. По заказу И. в 1647-1648 гг. был расписан Успенский собор владимирского Княгинина жен. мон-ря , в этой росписи образ Георгия Всеволодовича занимает одно из важных мест. В окружении И. в связи с перенесением мощей кн. Георгия Всеволодовича написано повествование о кончине кн. мч. Владимира Георгиевича , помещенное над гробницей князя во владимирском Успенском соборе. Тогда же составлен «Лист над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», содержащий сведения о гибели князей. Текст вошел в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции, хранившийся в кон. XVII в. в Успенском соборе. 7 нояб. 1648 г. были свидетельствованы мощи прп. Кирилла Новоезерского, в 1651 г. для них прислана из Москвы серебряная рака. В 1649 г. по указу царя и по благословению патриарха открыты мощи св. кнг. Анны Кашинской , в следующем году перенесенные из-под деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор в присутствии царской семьи. 19 янв. 1652 г. в присутствии царя и И. состоялось торжественное открытие мощей прп. Саввы Сторожевского.

В нач. 1652 г., незадолго до смерти И., было принято решение перенести в московский Успенский собор мощи Московских святителей, пострадавших от светских властей: митр. св. Филиппа (Колычева) из Соловецкого мон-ря, патриарха св. Иова из старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и патриарха сщмч. Ермогена из Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ря . Об этом царь совещался 11 марта с патриархом и со всем Освященным Собором. Мощи патриарха Иова были принесены из Старицы в Москву 5 апр., их встречали за Тверскими воротами царь и патриарх. Именем И. подписано «Моление» к свт. Иову (1652).

Сразу же после этого события И. заболел и через 10 дней, в Великий четверг, умер. Кончина И. описана в письме царя Алексея Михайловича к Новгородскому митр. Никону (ААЭ. Т. 4. С. 77-86, № 57). Царь писал, что в последние годы жизни И. «безпрестанно» говорил приближенным: «Переменить меня, скинуть меня хотят, а будет-де и не отставят, и я-де и сам за сором об отставке стану бить челом». Царь заверял адресата, что подобных намерений у него не было. Встречающееся в лит-ре утверждение, что И. к концу Патриаршества устранился от активной деятельности, не находит подтверждения в документах. Несомненно при этом, что Алексей Михайлович посылал патриарху для поставления избранных им лиц: «по государеву указу» были избраны Псковский архиеп. Макарий (1649) и Казанский митр. Корнилий (1650) (ЧОИДР. 1905. № 3. Смесь. С. 25, 26). В 1648 г. список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери был торжественно привезен в Москву с Афона «по изволению» царя и «по слову святаго архимандрита господина Никона Новаго Спасова монастыря». Имя И. в связи с присылкой иконы не упоминается (Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божьей Матери, принесенной в Россию в 1648 г. М., 1879), хотя известно, что весной 1647 г. архим. Пахомий «бил челом» о приеме у И. (Тимошина Л. А. Дело о приезде монахов афонского Иверского Успенского монастыря в 1647 г. в Москву // Каптеревские чтения. М., 2010. Вып. 8. С. 48).

И. был рачительным хозяином. В 1642 г., когда он возглавил Русскую Церковь, патриаршая казна оказалась пустой, поскольку в период межпатриаршества после смерти Иоасафа I светские власти взяли из нее крупные суммы денег на выплату жалованья стрельцам и «служилым иноземцам». После смерти И. только в его келейной казне осталось более 13 400 р. и множество серебряных сосудов, блюд, сковород, кубков. О повседневных тратах И. можно составить представление по расходным книгам Патриаршего Казенного приказа (Писарев. 1904. Прил. № 5. С. 15-24; Прил. № 17. С. 126-128). И. не оставил завещания, его казной распорядился царь, пожертвовавший ее почти целиком на поминовение почившего первосвятителя.

Соч.: Белокуров С. А. Челобитная царю Алексею Михайловичу патр. Иосифа и всего Освященного Собора на протопопа Стефана Вонифатьева, 7158 г. // ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 5. С. 79-80; То же // Он же. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 455-456; Голубцов А. П. Вступление в патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патр. Московского // ПрТСО. 1888. Ч. 42. С. 327-381; Булычев А. А. Поучение на «моровое поветрие» патр. Иосифа // Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 187-196; Люстров М. Ю. Два послания Моск. патр. Иосифа усопшим святителям // ИзвОЛЯ. 1998. Т. 57. № 1. С. 45-48; он же. Старинные рус. послания: (XVII-XVIII в.). М., 2001. С. 15-20.

Лит.: Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890. С. 476-510; Голубцов А. П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891. С. 126-175; он же. Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны // ЧОИДР. 1892. Кн. 2. Отд. 2. С. 164-165; Николаевский П. Ф. Московский Печатный двор при патриархе Никоне // ХЧ. 1891. Ч. 1. С. 147-186; Тиктин Н. И. Визант. право как источник Уложения 1648 г. и новоуказных статей: Опыт ист.-сравн. исслед. Од., 1898; Белокуров С. А. Из духовной жизни моск. общества XVII в. М., 1902. С. 29-52; Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. Т. 1. С. 81-105; он же. Патр. Никон и его противники в деле исправления церк. обрядов. М., 2003 2; Смирнов П. П. Посадские люди и их классовая борьба до сер. XVII в. М.; Л., 1948. Т. 2; Кротов М. Г. Послание царя Алексея Михайловича о смерти патр. Иосифа: (Этюд из ист. психологии) // ГДРЛ. 1989. Сб. 2. С. 149-178; Булычев А. А., Понырко Н. В. Иосиф // СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 99-105; Володихин Д. М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. М., 1993; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 95-182; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 232-238; она же. Воссоздание Немецкой слободы и проблема перекрещивания иностранцев-христиан в России // Патр. Никон и его время. М., 2004. С. 65-107; она же. Иноземцы в России XVI-XVII вв.: Очерки ист. биографии и генеалогии. М., 2007. С. 68-69; она же. Укр. духовенство и Московский патриархат в сер. XVII в.: Контакты и конфликты: (Вопрос об отношении к киевскому благочестию в рус. церк. кругах, circa 1651) // Православие Московской Руси и Украины в XV-XVII вв.: Общее и различное (в печати); Богданов А. П. Рус. патриархи: 1589-1700. М., 1999. Т. 1. С. 371-386; Шунков А. В. «Повесть о преставлении патриарха Иосифа» царя Алексея Михайловича как лит. памятник: Стиль Повести // Традиция и лит. процесс: [Сб. ст.: К 60-летию со дня рожд. Е. К. Ромодановской]. Новосиб., 1999. С. 176-184; Орленко С. П. Выходцы из Зап. Европы в России XVII в.: Правовой статус и реальное положение. М., 2004; Белякова Е. В. К вопросу о первом печатном издании Кормчей книги // ВЦИ. 2006. № 1. С. 131-150; Чеснокова Н. П. Реликвии христианского Востока в России в сер. XVII в.: По мат-лам Посольского приказа // ВЦИ. 2007. № 2(6). С. 103-104; Веселовский С. Б. Московское гос-во: XV-XVII вв.: Из науч. наследия. М., 2008. С. 336-351; Лавров А. С. Новые данные о «ревнителях благочестия»: Док-ты РГАДА, 1649-1650 гг. // ИА. 2008. № 1. С. 195-211; Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009. С. 63-64; Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери: Очерки истории отношений Греческой Церкви с Россией в сер. XVII в. по документам РГАДА. М., 2010. С. 12, 123, 150-152, 172-175, 226; Вознесенский А. В. К вопросу об издании в дониконовское время в Москве Чиновника архиерейского священнослужения // Вестн. Новосиб. ун-та. Сер.: Филология (в печати); Чумичева О. В. Киев и Москва в борьбе с протестантским влиянием: Две книги в защиту иконного образа, кон. XVI - 1-я пол. XVII в. // Православие Московской Руси и Украины в XV-XVII вв.: Общее и различное (в печати).

Т. А. Опарина, С. М. Шамин

Иконография

Изображение И. представлено в Царском Титулярнике 1672 г. среди др. миниатюр с портретами патриархов (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. № 56). Он изображен вполоборота вправо, по пояс, в белом куколе и мантии с истоками, правой рукой благословляет, в левой держит жезл, у него правильные черты лица и округлая борода. Этот портрет с незначительными вариациями в деталях повторен в копиях Титулярника нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. № 440; F.IV.764; ГИМ. Муз. № 4047).

В росписи алтарной части собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского мон-ря в Москве помещен прямоличный поясной образ И. в медальоне (1707; см.: Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009. С. 68). Написан с нимбом, в красноватом саккосе, омофоре и митре; на груди - 2 панагии и крест, в правой руке держит жезл, в левой - свиток.

На одном из портретов духовных лиц из Спасо-Иаковлевского мон-ря Ростова (кон. XVIII - сер. XIX в., до 1966 хранился в ГМЗРК) И. показан по пояс, вполоборота вправо, «в коричневой рясе, синей мантии и белом клобуке, на груди панагия, правая рука сложена для благословения, в левой жезл» (Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // СРМ. 2002. Вып. 12. С. 253. Кат. 27).

Д. А. Ровинский упоминал выполненный А. Г. Афанасьевым гравированный портрет И. в технике пунктира (1856; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1050).

Образ И. присутствует на литографии «Всероссийские патриархи», выполненной по рис. Сивкова в мастерской И. А. Голышева в с. Мстёра (1859, РГБ). Ростовое изображение И. представлено на рисованных листах 2-й пол. XIX в. в числе изображений 5 первых рус. патриархов (ГИМ. Бахруш.; см.: Иткина Е. И. Рус. рисованный лубок кон. XVIII - нач. XX в.: Из собр. ГИМ. М., 1992. Кат. 111-113).

Среди других русских патриархов И. (оплечно, в патриаршем куколе) показан в сериях портретов 50-х (?) гг. XX в., помещенных в настенном декоре митрополичьих (Патриарших) палат ТСЛ, и 60-70-х гг. XX в. (ЦАК МДА), в цикле созданных в академической манере портретов русских патриархов В. В. Шилова (после 1996, Патриаршая резиденция в Чистом пер. в Москве). Образ И. включен в серию медалей с изображениями 15 рус. патриархов, созданную к 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Алексия II (ЦАМ СПбДА и др.), а также в современную серию серебряных плакеток «Патриархи Московские и всея Руси».

О его жизни до патриаршества практически ничего не известно; есть данные, что он был родом из Владимира , где его родной брат служил соборным протоиереем.

20 марта 1642 года избран на пустовавший около полутора лет патриарший престол после долгого вдовства патриаршего престола. Впервые при выборах использовался жребий . Царь Михаил Фёдорович сам написал для избрания имена шести кандидатов на патриарший престол (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на Собор. Святители взяли сначала три жребия и вложили в панагию , которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трёх жребиев. Так же поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные прежде два жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита . Избранным оказался архимандрит Иосиф.

Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя святого пророка Божия Илии в Ярославле в 1650 году патриарх принёс в дар новой церкви частичку ризы Господней.

Издал печатное «Поучение» к священникам, мирянам и иереям и ряд других посланий. Святительство Иосифа ознаменовано интенсивной издательской деятельностью и оживлением церковной мысли (московский кружок «ревнителей благочестия» , начало деятельности будущих непримиримых противников Аввакума и Никона и др.). Церковные книги, изданные при Иосифе, были последними, отражающими дониконовские редакцию текстов и обрядность. Поэтому они впоследствии высоко ценились и переиздавались старообрядцами . Наиболее важным событием патриаршества Иосифа было издание богослужебных и церковноучительных книг, - в таком количестве, в каком они не издавались ни при одном из его предшественников, - отчасти прежде издававшихся, отчасти новых, причём иные издания в его патриаршество повторены были по нескольку раз (Псалтырь, богослужебная и вместе учебная - восемь раз, другие богослужебные книги - от двух до пяти раз; всего было издано 19 богослужебных книг).

Непросто складывались взаимоотношения патриарха Иосифа с царём Алексеем Михайловичем . Вступив на патриарший престол уже в старости, он не мог быть таким советником молодому царю, какими были для царя патриарх Филарет , а после него патриарх Никон . Особенно отношения обострились в последние годы жизни патриарха, во время его конфликта с кружком «боголюбцев». Патриарх Иосиф безуспешно боролся против введения в церквах единогласного пения и чтения, на чём настаивали «боголюбцы» во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым . В начале 1649 года патриарх Иосиф созвал церковный Собор, участники которого осудили противников многогласия, когда одновременно совершались в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие , в другом - кафизмы , в третьем - канон или пелись какие-либо стихиры . Впрочем, инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон , который в последние годы жизни патриарха Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял церковными делами. Между тем царь Алексей Михайлович поддержал своего духовника и не утвердил посланного ему соборного деяния. Более того, он отказал патриарху в требовании наказать Стефана Вонифатьева за публичное поношение бранными словами патриарха и членов «освященного собора». Резкое объяснение между патриархом и царским духовником произошло именно из-за решения Собора 1649 года. В соборном уложении 1651 года о единогласии патриарх писал: «Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны».

5 апреля 1652 года во время встречи мощей патриарха Иова престарелый святитель сказал царю: «Вот, смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава».

Скончался 15 апреля 1652 года , не дождавшись прибытия в Москву мощей митрополита Филиппа Московского , за которыми на Соловки им и царём Алексеем Михайловичем был послан митрополит Никон , будущий патриарх. Погребён в Московском Успенском соборе, рядом с гробницей первого патриарха Иова , на месте, которое сам указал незадолго до своей кончины.

После смерти патриарха Иосифа осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение. Завещания патриарх Иосиф не оставил, и все его накопления, по указанию царя, в основном были розданы на монастыри и церкви.

О его патриаршестве и кончине особую повесть сочинил вступивший при нём на престол царь Алексей Михайлович . В ней очень ярко изображена сцена агонии во время соборования и разложения тела умершего:

… а сам смотрю на лицо ево, и он безмерно пухнет. Борода та вся зжалась, а лицо розно пухнет… Целовали мы в шапку да в руку, а лица отнюдь никоими мерами нелзя было открыть…

Иосиф, пятый Всероссийский патриарх , „родом владимерогородец“, был призван на московскую первосвятительскую кафедру из архимандритов московского Симонова монастыря и посвящен в патриарха 27-го марта 1642 г. В первые же годы своего служения в сане патриарха Иосиф вынужден был принять близкое участие в полемике с протестантизмом, которою (полемикой) тогда было живо заинтересовано высшее московское придворное общество, по поводу сватовства датскаго королевича Вольдемара с царевной Ириной Михайловной. Патриарх Иосиф употребил значительную энергию, чтобы склонить датского принца оставить протестантизм и принять православную веру; с этой целию он посылал ему от своего имени два послания, в которых выяснялись догматические заблуждения лютеран.

Наиболее важною стороной церковной деятельности патриарха Иосифа было печатание богослужебных и других книг. Предварительное исправление богослужебных книг совершалось по прежнему методу - только чрез сличение славянских списков, вследствие чего существо дела не улучшалось. Одни из напечатанных при патр. Иосифе книг были сходны с Иовлевскими изданиями, другие - с Филаретовскими, третьи с Иоасафовскими, а четвёртые во многом отличались от всех их. Особенного внимания заслуживает то обстоятельства; что преимущественно при патр. Иосифе в богослужебные книги вкрались те ошибки, которые впоследствии стали отличительными признаками учения раскольников. Из богослужебных книг при патриархе Иосифе изданы в Москве: Нравоучительные писания некоторых свв. отцов и учителей церкви, краткий катехизис митр. Петра Могилы, „книга Кормчая“, полемические и апологетические сборники: 1) „сборник о чести св. икон и о поклонении; 2) „Кириллова книга“ и 3) „книга о вере“ и, наконец, славянская грамматика, представляющая перепечатку грамматики Мелетия Смотрицкого. Вообще же при патр. Иосифе напечатано 36 названий книг, т. е. столько, сколько не печаталось ни при одном из предшествующих патриархов. Если в патриаршество Иосифа книжная справа была поставлена по-прежнему неудовлетворительно вследствие недостатка людей, знающих греческий язык, то при том же святителе и с его благословения в Москве зародилась заря нового просвещения, дававшая хорошие надежды на будущее. В 1649 г. боярином Ртищевым было открыто в Москве Андреевское училище, куда в качестве учителей приглашены из киевских монастырей „иноки известные в учении грамматики славянской и греческой, даже до риторики и философии“. Эти прибывшие иноки, в числе которых были между прочим Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, составили из себя учёное Ртищевское братство, немало потом содействовавшее должной постановке исправления церковно-богослужебных книг. Кроме основания Ртищевскаго братства, патриарх Иосиф и другим обстоятельством доказал свое искреннее желание содействовать достижению единомыслия русской церкви с церковию восточной в вопросах богослужебно-обрядовой практики. Когда в 1649 г. прибыл в Москву иерусалимский патр. Паисий и стал указывать на значительный обрядовые отступления России от Востока, то царь и патриарх решили отправить на Восток для знакомства с тамошними церковными порядками старца Арсения Суханова, знавшего греческий язык. Арсений дважды ездил на Восток, но по возвращении из вторичной поездки уже не застал патр. Иосифа в живых. Заботясь о назревшем вопросе русской церковной жизни, патриарх Иосиф обращал внимание и на нравственное состояние паствы. В этом смысле он разослал в 1646 г. окружной наказ духовным лицам и мирянам, где увещевал - первых неленостно проходить пастырское служение, а вторых - жить по заповедям Божиим и с благоговением относиться к церковному богослужению. В 1647 г. патр. Иосиф от своего имени и от лица освященного собора издал другое уложение, запрещавшее работать и торговать в часы богослужений по воскресным и праздничным дням. В патриаршество Иосифа совершилось открытие нетленных мощей некоторых св. угодников Божиих, напр. преп. Александра Свирского, великого князя Георгия Всеволодовича, преп. Кирилла Новоезерского, преп. Саввы Сторожевского. Наконец, при патриархе Иосифе были установлены некоторые всероссийские праздники (напр. 22 октября) и перенесены в московский Успенский собор: прах патр. Иова из Старицы и мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря. Отношения патриарха к царю, - по крайней мере к молодому Алексею Михайловичу, - были весьма хорошие: молодой царь питал к святителю глубокое уважение, как это можно видеть из его письма к новгородскому митр. Никону по поводу смерти патриарха, но все-таки последний не имел влияния на царя в управлении им государством, что особенно рельефно видно на истории возникновения в 1650 г. монастырского приказа, как самостоятельного учреждения, отнявшего у церкви часть её исконных судебных прав и внёсшего впоследствии не малую смуту в жизнь русской церкви. Патриарх ничего не сделал в данном случае для того, чтобы отстоять неприкосновенность церковной юстиции.

Из сочинений, вышедших под авторским именем патриарха Иосифа, кроме вышеупомянутых двух посланий к королевичу Вольдемару известно еще „поучение... архиереом, и священноиноком, и мирским иереом, и всему священному чину“, с которым святитель обращался к пастве при своем вступлении на патриаршую кафедру. Это поучение не есть оригинальное произведение самого патр. Иосифа; последнему принадлежит только внешняя, так сказать, концепция материала, извлеченная из прежде известных сборников. Скончался патр. Иосиф 15-го апреля 1652 г. и погребен в московском Успенском соборе.

Общий очерк жизни и деятельности патриарха Иосифа см. в Истории русской церкви м. Макария XI, 2, стр. 95-179, и в Руководстве по истории русской церкви проф. А. П. Доброклонского, Москва 1889, стр. 87-88. О содержании посланий патриарха Иосифа к датскому королевичу Вольдемару и вообще об участии святителя в деле последнего см. у проф. А. П. Голубцова, Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны, Москва 1891; о посольстве на Восток Арсения Суханова см. исследование С. А. Белокурова, Арсений Суханов I, Москва 1891.

* Николай Николаевич Писарев,
священник., маг. бог., доцент Казанской
духовной академии и настоятель
Николо-Вешняковской церкви.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 442. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.

Когда дети Иакова подросли, они стали пасти скот. Иосиф был любимым сыном у Иакова . Поэтому братья относились к нему недружелюбно. Эта неприязнь перешла в ненависть после двух снов, которые увидел Иосиф. В первом сне он увидел, как братья вязали снопы. Сноп Иосифа стал прямо. Снопы братьев стали кругом и поклонились снопу Иосифа . Братья сказали: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? (Быт 37, 8). Во втором сне Иосиф увидел, как ему поклонились солнце, луна и одиннадцать звезд . Отец спросил: неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? (Быт 37, 10).

Вскоре братьям представилась возможность проявить свою ненависть к Иосифу. Они пасли скот. Отец послал Иосифа к ним. Когда они увидели брата, то замыслили убить его. Но Рувим проявил сострадание и сказал: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него (Быт 37, 22). Тогда они сняли с него одежду и, бросив в ров, сели есть хлеб. Увидев проходивший мимо караван измаилитян, направлявшийся с товарами в Египет, братья продали его за двадцать сребреников купцам. Измазав его одежды кровью козла, показали отцу и сказали, что сына его растерзал хищный зверь. Иаков разодрал свои одежды, оделся во вретище (власяницу) и многие дни оплакивал сына (см.: Быт 37, 34).

Иосиф в Египте

В Египте купцы перепродали Иосифа царедворцу фараона и начальнику телохранителей Потифару. Вначале жизнь Иосифа на чужбине сложилась благополучно. Господь был с Иосифом . Все, что он делал, имело успех. Потифар, видя это, поставил его над своим домом. Господь благословил дом египтянина ради Иосифа.

Но вскоре Иосифа постигло испытание . Он был красив. Жена Потифара, безуспешно домогавшаяся греховной связи, оклеветала целомудренного юношу . Он был заключен в темницу. Но и там Господь помогал ему. Иосиф снискал благоволение в глазах начальника темницы.

Спустя некоторое время в темницу были брошены два царедворца (главный виночерпий и главный хлебодар). Однажды им приснились сны. Иосиф истолковал их. Предсказание исполнилось: виночерпий был помилован, а хлебодар повешен. Через два года загадочный сон приснился фараону. Он стоял у реки. Из нее вышли семь тучных коров и стали пастись в тростнике. После них вышли из реки семь худых коров и стали рядом с тучными. Худые коровы съели тучных. Фараон проснулся и вновь заснул. Видит другой сон. На одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. После них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. Семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев. Фараон был смущен снами. Он призвал всех своих волхвов и мудрецов, но никто не смог истолковать сны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Он сказал о нем фараону, тот распорядился привести узника и просил истолковать сны. Получив вразумление от Бога, Иосиф истолковал их. Семь тучных коров и семь полных колосьев — это семь лет обильного урожая. Семь худых коров и семь тощих колосьев, иссушенных восточным ветром, символизировали семь лет голода в земле Египетской.

Сны, которые видел фараон, имеют чисто египетскую специфику. В Египте корова считалась символом плодородия почвы, а также олицетворением самого Египта. Река, из которой вышли коровы, скорее всего Нил. Он благодаря своим периодическим разливам был главным источником плодородия страны. Иосиф дал совет поставить надзирателей и в течение семи изобильных лет собирать пятую часть урожая в житницы. Фараон поставил Иосифа над всей землей Египетской . В знак вверенной ему власти он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа. Фараон дал Иосифу новое имя — Цафнаф-панеах, которое в переводе с египетского значит: «Бог говорит: Он живет». Фараон дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца илиопольского.

Иосифу было тридцать лет. Еще до наступления голодных лет жена его Асенефа родила ему двух сыновей: Манассию и Ефрема . Значения этих еврейских имен соответствовали обстоятельствам жизни Иосифа и пережитым им чувствам: Манассия — дающий (возможность) забыть , Ефрем — плодородный . Патриарх Иаков перед смертью усыновил их (см.: Быт 48, 5). Поэтому колен Израилевых вместо двенадцати стало тринадцать. Однако при разделе земли Ханаанской в жребии участвовали только двенадцать, так как колено Левиино, предназначенное для священнического служения, удела не получило.

С верою и упованием на Бога совершал Иосиф дело, на которое его поставил Господь . Вскоре началось семилетнее изобилие. За эти годы Иосиф смог скопить в житницах огромные запасы продовольствия. Когда наступили голодные семь лет, Иосиф продавал египтянам хлеб. Голод продолжал усиливаться в земле Египетской. Бедствие постигло и другие страны, в том числе Ханаанскую землю. Иаков узнал, что в Египте имеется хлеб, и послал своих сыновей купить его. Только любимого и юного Вениамина патриарх оставил дома, опасаясь за него.

Сон Иосифа, рассказанный им братьям, стал сбываться. Сноп Иосифа символизировал те хлебные запасы, которые он создал в Египте, а поклонение снопов братьев означало их просьбу к Иосифу продать им хлеб, чтобы не умереть с голода.

Братья, пришедшие в Египет, не узнали Иосифа . Они не могли признать в столь высоком правителе, каким тот стал, своего брата. Но Иосиф их узнал. Он продал хлеб и отпустил их, потребовав привести своего любимого брата Вениамина. Чтобы братья исполнили это требование, он удержал при себе Симеона.

Продолжавшийся голод побудил Иакова уступить просьбам братьев и отпустить Вениамина, предав себя покорно воле Бога. Описание второй встречи Иосифа с братьями изумляет силой и жизненной достоверностью библейского повествования. Когда Иосиф увидел своего младшего брата после многих лет разлуки, он не смог сдержать чувств. Он готов был заплакать, и чтобы это не произошло на глазах у братьев, удалился во внутреннюю комнату. Умывшись, он вышел. Овладев собой, он приказал подать еду.

Иосифу было мучительно тяжело расставаться с Вениамином. Он приказал начальнику своего дома тайно положить в мешок младшего брата свою серебряную чашу, чтобы, обвинив в хищении, задержать его. Разговор Иосифа с братьями представляет собой по драматизму и напряженности одну из самых волнующих страниц библейской истории. В этом эпизоде испытанию подверглись все духовно-нравственные силы участников. Иуда проявил себя человеком, исполненным возвышенной и жертвенной любви. С глубоким пониманием и тонкостью чувств он описал будущие страдания престарелого отца в случае, если любимый его сын Вениамин будет оставлен в Египте. Он просил отпустить отрока, предложив вместо него в рабство себя: как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего (Быт 44, 34). Иосиф уже не мог сдерживаться и закричал: удалите от меня всех (Быт 45, 1), имея в виду придворных. Когда братья остались одни, он громко зарыдал и открылся им; те смутились и молчали. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Нужно, по-моему, удивляться здесь и твердости этого блаженного мужа, тому, что он до сих пор мог притворяться и не обнаруживать себя, а еще более удивляться тому, как братья могли устоять и открыть наконец уста, как не вылетела из них душа, как не поколебался их рассудок, как они не провалились сквозь землю» (Беседы на книгу Бытия. 64. 6).

После слов: Я — Иосиф, жив ли еще отец мой? (Быт 45, 3), — братьев охватило сильное волнение. Радость была тем большей, что она пришла неожиданно. Но велик был и страх их: совершенное против брата преступление не могло забыться. Иосиф понял состояние братьев и поспешил успокоить их: но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни (Быт 45, 5). Дальнейшие слова патриарха Иосифа имеют глубокое богословское содержание. Иосиф открывает братьям пути Божественного Промысла: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением (Быт 45, 7). Святые отцы видят в скорбях праведного Иосифа прообраз страданий Иисуса Христа , а в освобождении из темницы и возвышении — предызображение духовной победы Спасителя.

Иосиф просит скорее привезти в Египет своего отца. Фараон, узнав о братьях Иосифа, проявляет к ним расположение. Он предоставил колесницы, чтобы братья Иосифа скорее исполнили его желание.

Иаков, узнав, что жив его любимый Иосиф, пожелал увидеть его. Но как праведник, навыкший во всем полагаться на волю Божию, он не мог руководствоваться только естественными желаниями. Он отправляется в Вирсавию, на то место, где патриарх Авраам соорудил жертвенник. Здесь Иаков принес жертву Господу. В ночном видении Бог явился ему и благословил его путешествие в Египет .

Иаков переселился в Египет всем своим родом . По греческому тексту книги Бытия всего с ним прибыло семьдесят пять человек (см.: Быт 46, 27). Это же число названо в речи святого апостола-первомученика Стефана (см.: Деян 7, 14). Бытописатель рассказывает о трогательной встрече Иакова с Иосифом, выехавшим навстречу. Пророк Моисей говорит, что Иосиф пал на шею его, и долго плакал на шее его (Быт 46, 29). О том, что плакал Иаков, не сказано. По-видимому, патриарх пребывал в молитве.

Иосиф поселил отца и остальных пришельцев в земле Гесем — плодоносной области в восточной дельте Нила. Здесь были хорошие пастбища. Размножаясь, евреи не покидали эти земли. Это было промыслительно. Когда через четыре века пришло время исхода из Египта, легче было выйти из области, которая находилась близко к восточной границе страны. Во время казней египетских земля Гесем не пострадала.

Патриарх Иаков благословил детей Иосифа . Подводя их под благословение, Иосиф поставил у правой руки старшего Манассию, а Ефрема — у левой. Но Иаков, крестообразно сложив руки, правую положил на Ефрема, а на первенца Манассию левую. Увидев это, Иосиф хотел переложить руки, думая, что отец сделал это по слабости зрения. Но патриарх не согласился с желанием Иосифа. Здесь мы вновь видим, как Божественный Промысл изменяет земное, человеческое. Ответ Иакова Иосифу показывает, что патриарх сказал то, что ему открыл Господь. Иаков произнес пророчество, которое исторически исполнилось: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ (Быт 48, 19). Хотя Манассиино колено долго не уступало ни по численности, ни по могуществу, но позже Ефремово колено стало ведущим в средней части обетованной земли. Священные писатели иногда называют Ефремом все десятиколенное Израильское царство.

Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифа, возложил на них руки. В Священном Писании впервые говорится о благословении через возложение рук и подаче таким образом благодатных даров . Это благословение Иакова было в дальнейшем принято ветхозаветной Церковью. Благословение через возложение рук перешло в новозаветную Церковь . Так Спаситель благословил детей: Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился (Мф 19, 13). Через возложение рук благословляли также апостолы.

В день смерти Иаков призвал всех сыновей и произнес пророчество , исторический горизонт которого охватывает всю последующую жизнь его потомков вплоть до явления в мир Мессии. Вот толкование святителя Иоанна Златоуста: «Благословение, данное Иуде таинственно, оно предзнаменовало все, что относится ко Христу. <...> Движимый Духом Святым, в словах, обращенных к Иуде, предвещает не только нисшествие Господа к людям, но и таинство воплощения, и крест, и погребение, и воскресение, словом, всё» (Беседы на книгу Бытия. 67. 2).

Патриарх Иосиф прожил сто десять лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте (Быт 50, 26).