Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского. Евгений Баратынский — Чудный град порой сольется: Стих Баратынский водопад чудный град порой сольется

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольётся…»

Цели урока : * совершенствовать навыки выразительного чтения;

* совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Задачи, решаемые на уроке :

Образовательная : дать понятие о «Пушкинской плеяде» в русской литературе, дать представление о лирике Е.А.Баратынского, показать особенности лирики Е.А.Баратынского.

Развивающая : монологическую речь учащихся, мыслительную деятельность учащихся, умение выделять главное, доказывать, анализировать сравнивать.

Воспитательная : воспитывать культуру речи учащихся, прививать любовь к родному языку.

Методические приёмы : рассказ, объяснение учителя, закрепление изученного, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, межпредметные связи - музыка, фотографии.

Оборудование : портрет Е.А.Баратынского, распечатки отрывка из стихотворения Г.Р.Державина «Водопад», магнитофон, аудиокассеты с записями музыки, цветные картинки водопада, два конверта с набором букв для составления слов (групповое задание).

Словарная работа : * элегия * романтический герой

* лирика * романтизм

* лирический герой * звукопись (аллитерация)

* композиция

На доске записано: тема урока, эпиграф (слова Пушкина), слова (термины), с которыми будем работать на уроке, вопросы к стихотворениям, портрет Е.А.Баратынского, домашнее задание на следующий урок. На партах у детей распечатки со стихотворением Г.Р.Державина.

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня мы с вами познакомимся с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским и будем анализировать его стихотворения.

2. Но прежде мы повторим с вами некоторые понятия, с которыми были знакомы ранее, они нам помогут при разборе стихотворений.

(разбор литературных терминов, написанных на доске )

3. Слово учителя о Е.А.Баратынском. Родился годом младше Пушкина. От рождения он был наделён беспокойным, буйным характером, что и отложило свой отпечаток на судьбу и творчество поэта. Был очень дружен с Пушкиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Жуковским. Поэтому его называют поэтом «пушкинской плеяды». Что это значит? (Время, когда жил и творил Пушкин называют Золотым веком русской поэзии, время расцвета, Баратынский был одним из тех поэтов). Баратынский прославился как мастер элегии. Что это? К сожалению, жизнь у Баратынского оборвалась в 44 года, он заболел и умер во время путешествия за границу от лихорадки. Тело его спустя год было перевезено в Санкт-Петербург и перезахоронено.

Пушкин очень высоко ценил творчество Е.А.Баратынского. Использовал строки из его произведений для эпиграфов «Евгения Онегина», «Выстрела» и других.

А в учебнике у нас перед статьёй о Баратынском эпиграф - слова Пушкина о нём: «…Он шёл своей дорогой один и независим». Как вы это понимаете?

4. Ну, а начать знакомство с творчеством Е.А.Баратынского мне хотелось бы с его стихотворения «Муза». Это что или это кто? (вдохновение).

МУЗА

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица не общим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

5. Комментарий учителя. Муза Баратынского отличается прежде всего «лица не общим выраженьем». Эти слова стали крылатыми: так говорят об оригинальной, неповторимой творческой манере человека в искусстве, да и просто в жизни.

6. Ну, а теперь приступаем к изучению стихотворения «Водопад». Выразительное чтение учеником.

7. Мы с вами изучили уже несколько литературных направлений (классицизм, сентиментализм и т.д.). Как выдумаете к какому из литературных направлений можно отнести это стихотворение? (к романтизму) Докажите это.

(В стихотворении дан романтический образ природы: величественная картина водопада, «вершина», неукротимая «непогода», «бездна». Характерный признак романтизма - параллелизм состояния природы и души человека)

8. Вопросы:

«Водопад»

* Почему рёв водопада поэт называет «мятежным»?

* Что притягивает поэта к водопаду? Что его взволновало?

* В чём особенности композиции этого стихотворения?

* Как проявляется образ лирического героя в стихотворении?

* Как описан водопад?

«Чудный град порой сольётся…»

* На какие части можно разделить это стихотворение?

* На каком приёме оно построено?

* О какой «посторонней суете» говорится в последней строфе?

* Что несёт гибель поэзии?

9. Элементы сопоставительной характеристики произведений.

Сопоставим стихотворение Е.А.Баратынского с отрывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державина (само стихотворение очень большое ()о стихотворения Г.Р.Державинаатынского с орывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державинаека в искусстве, да и просто в жизни ).

Учитель читает стихотворение Державина.

Вопрос: что общего в стихотворениях Державина и Баратынского?

Общее: 1) лексика: Державин Баратынский

гора вершина

рёв рёв, ревучей

бездна бездна

шумит шуми

2) звуковой эффект: шум, рёв водопада

3) общее впечатление величественной картины природы

Вопрос: Чем отличается описание водопада у двух поэтов?

(Образы, созданные Державиным, прежде всего зрительные: картина мощного сверкающего водопада. Его образы создаются метафорами, богатыми красками:: «алмазна гора», «жемчугу бездна и сребра», «синий холм». У Баратынского же восприятие образов преимущественно звуковое: «шуми, шуми», «протяжный вой», «протяжный отзыв», «свищет аквилон», «непогодою ревучей», «рёв мятежный»)

!!! Кроме того, впечатление усиливает звукопись - аллитерации на шипящие и «р», имитирующие шум водопада, свист ветра («шуми, шуми», «вершины, протяжный», «свищет», «скрыпучей», «рёв мятежный соглашен» и т.п.)

10. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Какой из двух предложенных музыкальных отрывков наиболее точно отражает внутреннее состояние лирического героя стихотворения «Водопад»?

1) Музыка счастья; 2) «Шторм».

11. А теперь поработаем глазами. Книга Державина с изображением водопада (нецветная, простая). Перед вами четыре картинки с изображением водопада. Какая, по вашему мнению, лучше всего подойдёт, чтобы проиллюстрировать «Водопад» Баратынского?

12. Итак, подводя итого анализу данного стихотворения можно сказать, что лирический голос поэта откликается на «мятежный» голос природы. Как любое явление находит отзыв в другом, так взаимный отклик находят друг в друге человек и природа.

13. Выразительное чтение учеником стихотворения «Чудный град порой сольётся…».

14. Работа над стихотворением по вопросам, написанным на доске.

Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского

Стихотворение «Чудный град порой сольется» Баратынского было очень прохладно принято и критиками, и современниками поэта. Удивительно, что со временем смысл произведения раскрывается сильнее, теперешнему читателю оно понятнее, нежели человеку из 19 века.

Баратынский – личность, опередившая свое время. В ту эпоху, он был не понят до конца современниками. Поэт имел отличные от других, собственные взгляды на творчество и поэзию. Это обстоятельство сделало его произведения новаторскими и выделяющимися на фоне остальных. «Чудный град порой сольется» – одно из таких произведений. История создания – очень занимательна. Поэт всегда мечтал об уединении, и его желание сбылось после женитьбы. Из дома Баратынского исчезли многие гости и посетители (по желанию хозяина), поэт полностью отдался творчеству и поэзии. Такое затворничество пошло на пользу, были написаны многие известные произведения, в том числе, и это.

Основная его тема – размышления о творчестве, хрупкости и эфемерности поэзии. Баратынский проводит сравнение между музой, пришедшей к поэту, и «летучими облаками». Из ниоткуда возникает «чудный град», он мимолетен и исчезает также внезапно, как и появился. Малейший порыв ветра или движение мысли уничтожают этот град без следа.

Большую роль в творчестве имеет вдохновение. Оно внезапно, его нельзя создать волевым усилием. Основная задача поэта – поймать это мгновение, не упустить из рук счастливый случай творческого порыва. Образы, созданные вдохновением, словно облака – подвижны, легки и изменчивы от малейшего воздействия («дыханья посторонней суеты»). Мораль в том, что к своему дару вдохновения, необходимо относиться трепетно. Любое пренебрежение или промедление, и образ улетучится навсегда и безвозвратно.

Среди выразительных средств стихотворения, можно отметить точно подобранные эпитеты («чудный, летучих»), олицетворения («ветер… коснется»), выразительные метафоры («дыханья посторонней суеты»).

Мечта Баратынского об уединении стала верным решением, особенно, с точки зрения его поэтического дара и творчества. Заточение пошло на пользу, главные стихотворения в жизни поэта были написаны в этот промежуток времени. Несмотря на то, что «Чудный град порой сольется» был не оценен современниками, он нашел отклик позднее и не теряет актуальность уже много десятилетий подряд.

Литературные творения и стихотворные шедевры Евгения Баратынского были достаточно необычными, неординарными, новаторскими в первой половине XIX века. Именно поэтому, большинство поэтов и писателей того времени совершенно не понимали, достаточно холодно относились к творчеству данного человека. Однако, близкие друзья – Пушкин, Дельвиг, Лермонтов всегда по достоинству восхваляли стихотворные работы своего товарища. Александр Сергеевич неоднократно подмечал, что в Евгении есть талант мелодично сочинять все свои мысли и оформлять их на бумаге.

Загадочность, замкнутость работ Баратынского связана с его юношеской ошибкой, которая оставила непоправимый след на всей жизни автора. Мечта стать государственным деятелем развеялась в одну минуту, после исключения из пажеского корпуса. После таких событий, у Евгении не было иного выбора, как стать поэтом.

Уже во взрослом возрасте, у Евгения появилась небольшая возможность принять участие в государственной деятельности. В этом помогли его влиятельные родственники. Однако, такой расклад событий не утолило чувство вины автора самим перед собой. Теперь, он мечтает лишь о тихой семейной жизни.

Баратынский замыкается в себе, отказывается от своих друзей и товарищей. Именно в этот период, в 1830 году было создано стихотворение «Чудный град порой сольется».

С первых слов данной стихотворной работы, читатели окунаются в прекрасный мир авторских мечтаний. Баратынский пишет о чудесном граде, который, словно в сказке, появляется из-за облаков. Евгений мечтает найти для себя самое счастливое и самое спокойное место на земле, где он сможет откинуть все терзания совести.

Однако, вмиг, от одного дуновения ветра, чудный град исчезает. Так происходит и в реальной жизни. Только лишь обычный человек увлечется мыслями о счастье, они моментально развеиваются. На их место приходит печать и мрак.

Времена добровольного заточения Баратынского, достаточно положительно повлияли на автора. Жениться сделала его менее вспыльчивым. В некоторой степени он смог превратиться в настоящего романтика, о чем свидетельствуют его литературные работы.

Урок литературы № 54

Класс 6-А Дата 19.01.2018г.

Тема урока: Е.Баратынский. «Весна. Весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется…». Особенности пейзажной лирики

Цели:

1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения

2. Развивающие цели:

    развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

    развитие элементов творческой деятельности;

    развитие навыков устной и письменной речи;

    развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели:

    Воспитание любви к прекрасному;

    Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Оборудование: ноутбук, компьютер, проектор, презентация, учебник

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I . Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

II . Проверка домашнего задания

III . Мотивация учебной деятельности обучающихся

2.1. Работа с эпиграфом к уроку. Тема занятия.

Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, все ли слова вам понятны? Что означает слово ПЕЙЗАЖ?

Словарная работа в тетрадях.

Пейзаж – (фр.) картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

А как вы понимаете слово ОЧАРОВАНЬЕ ?

Очарование: 1. устар. Колдовство, волшебство.

2. перен. Чарующая сила, прелесть кого-чего-нибудь.

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? (о том, как прекрасна природа) Как можно перефразировать тему нашего урока?

Прелесть, красота русской природы.

– А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Вспомните, что такое эпиграф? (отражает главную мысль).

“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”

Ф.И.Тютчев

– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

2.2. Постановка целей и задач урока.

– Посмотрите ещё раз на эпиграф. Какова цель занятия?

(на примере лирических произведений, музыки и изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

IV . Работа по теме урока

    1. C лово учителя : Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского.

2. Знакомство с краткой биографией Баратынского с демонстрацией презентации «Творчество Баратынского»

1. Знакомство с краткой биографией Баратынского

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812 г. его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816 г. совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818 г. завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

3.Работа с учебником. Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..»

4.Беседа:

Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)

Какие звуки помогают понять, что идет весна?

Какие образные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)

Каким настроением проникнуто стихотворение?

На сколько частей можно разделить стихотворение? (2)

О чём говорится в 1 части? а во 2 ?

5. Чтение вслух стихотворения «Чудный град порой сольется…»

Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

6. Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется…»

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге.

Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется..» построено на параллельных образах: образ летучих облаков. чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим от дыханья/посторонней суеты», от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.

VII . Подведение итогов урока. Рефлексия

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?

– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы знакомились на уроке?

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая! Еще раз обратимся к эпиграфу.

Чтение эпиграфа

А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустики, ни травинки.

Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

Как же нужно относится к нашей природе?

Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы? (Не мусорить, не ломать деревья)

    Домашнее задание. Выучите стихотворение наизусть.

Евгений Абрамович Баратынский

Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Евгений Баратынский

Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которое было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути - идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется», которое было написано в 1830 году.

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий , в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.