Мария блудница. Марии Магдалина имела детей от Иисуса Христа

Мария Магдалина: биография

Мария Магдалина – последовательница , упоминаемая как в католицизме, так и в православии и протестантизме. Ее именем называют приюты для падших женщин, с ней отождествляют образ кающегося грешника, а молитвы, обращенные к иконе Магдалины, даруют смирение, смелость, помощь в гонениях и вразумлениях иноверцев. Мария традиционно считается покровительницей социальных работников, проповедников и учителей. Также Мария Магдалина была излюбленным объектом у художников эпохи Возрождения.

Детство и юность

Биография Магдалины полна загадок и тайн, потому что единственный источник, указывающий на реальность жития легендарной последовательницы Иисуса Христа, это евангельский текст. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Мария Магдалина исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.

Информации о детстве и юности этой героини практически нет. Имя сторонницы мессии упоминается только в некоторых источниках – в Евангелии от Луки, где при повествовании о бытии Сына Божьего упоминается чудодейственное исцеление от бесов, а также в других трех рукописях - Иоанна, Матфея и Марка - имя женщины можно встретить лишь в нескольких эпизодах.

Равноапостольная Мария Магдалина родилась в израильском городе Магдала, располагающемся на берегу Геннисаретского озера, что в северной части Святой Земли.

О том, в какой семье росла и воспитывалась Мария, и кем были ее родители, остается только гадать, потому что священные писания об этом умалчивают. Хотя западноевропейские легенды гласят, что ее родителей звали Сир и Евхария, но другие источники указывают, что Магдалина была сиротой и работала на рынке.

Стоит обратить внимание на имя ученицы Иисуса Христа. Мария происходит от древнееврейского языка, а христианская традиция переводит это имя как «госпожа». Согласно традиционным библейским представлениям, так звали мать Иисуса Христа, в честь которой называли и другие почитаемые христианские фигуры. А прозвище Магдалина имеет географические корни и означает «уроженка города Мигдал-Эль».


Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании

Топоним буквально расшифровывается как «башня», и на это есть свои причины. Дело в том, что в средние века эти постройки являлись феодальным рыцарским символом, а, следовательно, этот благородный оттенок перенесся на личностные качества Магдалины, которая была наделена аристократическим характером.

Но бытует и другое предположение касаемо прозвища равноапостольной девы: в многотомном религиозном своде Талмуде есть выражение «magadella», которое в переводе с иврита означает «завивающая волосы».

Встреча с Иисусом Христом

Исходя из Священного Писания, можно предположить, что первая встреча Иисуса Христа и Марии Магдалины произошла в доме фарисея Симона, где произошло помазание Спасителя миром. Миропомазание – это таинство, в котором верующему, вместе со специально приготовленным освященным маслом, передаются дары Святого Духа.


По сказанию, женщина, явившаяся Христу, поливала из алавастрового сосуда голову Иисуса, а также омыла Его ноги слезами и волосами головы своей отерла. Судя по четырем Евангелиям, ученики Иисуса были недовольны тем, что пришедшая гостья нерационально тратила дорогое масло, которое можно было продать, а вырученные деньги раздать нищим. Также фарисей заметил, что прикасающаяся к Христу была грешницей, но Иисус, сопоставив негостеприимность Симона и старания Марии, сказал:

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».

Но некоторые предполагают, что встреча Магдалины и Иисуса произошла раньше, чем в доме Симона. Христос сказал, что «возлюбила много», то есть Его самого, таким образом, можно предположить, что, возможно, Мария была в числе следовавших за мессией в Иерусалим. После прощения Магдалина стала числиться у Христа лучшей ученицей, но Марии не было среди 12 апостолов на картине «Тайна Вечеря».

Магдалина стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, причем мессия доверял этой женщине даже самые сокровенные тайны, из-за чего Магдалина снискала нелюбовь учеников Христа, которые требовали убрать деву из Его окружения.


По сказанию, эта женщина была единственной, кто не покинул Спасителя, когда того арестовали, тогда как Петр, самый преданный из апостолов, трижды отрекся от своего предводителя после заключения оного под стражу.

Известно, что Мария Магдалина присутствовала при казни Иисуса Христа вместе с Его матерью, сестрой матери и Марией Клеоповой. Последовательница Сына Божьего стояла возле Христа, разделяя великие материнские страдания Богородицы. Когда сердце Спасителя перестало биться, Мария оплакивала Спасителя, а далее сопровождала тело Иисуса к высеченному Иосифом гробу в скале.


Византийская литература указывает, что после распятия Мария Магдалина вместе с Богоматерью отправилась в древний город Эфес, к Иоанну Богослову, и помогала ему в трудах. Кстати, именно Евангелие от Иоанна содержит больше всего сведений о жизни Магдалины.

По легенде Мария Магдалина вернулась через сутки после смерти Христа в ту пещеру, чтобы показать свою преданность Спасителю, умастив Его тело ароматическими маслами и миром. Но, когда соратница Иисуса подошла к скалистой горе, она обнаружила, что камень, закрывающий вход в пещеру, сдвинут с места, а сама пещера пуста.


Отчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Иисуса Христа.

Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина подняла глаза и увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника и попросила указать, где находится могила учителя. Но, когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Исходя из евангельских сводов, Иисус ответил Марии:

«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Христианство

По библейским сказаниям, святая дева стала последовательницей Иисуса Христа после исцеления от злых духов и покаяния в грехах, поэтому у многих почитателей христианских традиций сложилось представление о том, что Мария Магдалина была великой блудницей и грешницей.

Такое отожествление Марии с безымянной евангельской женщиной, омывшей ноги Спасителя, можно встретить в католической традиции, однако о блуде последовательницы Христа не говорится ни в Минеи, ни в ее акафисте. Таким образом, в католицизме Магдалина принимает вид бывшей блудницы, а итальянский живописец сумел передать эмоции женщины в своей картине «Кающаяся Мария Магдалина».

Согласно католицизму, Мария Магдалина была представительницей древнейшей профессии, а встретив Сына Божьего, она отказалась от своего ремесла и стала его последовательницей.

Стоит отметить, что православные писания говорят только про одержимость Магдалины бесами, отрицая ее разгульное прошлое. Но жизнь Марии была несладкой, потому что дева не была замужем и не имела детей. В те времена на таких женщин смотрели подозрительно, и, чтобы защитить себя от приставаний мужчин, Марии приходилось притворяться одержимой.


В православной традиции Мария Магдалина предстает как равноапостольная святая мироносица (в протестантизме – исключительно как святая мироносица). Она сделала неоспоримый вклад в дело проповеди. Мария распространяла весть об Иисусе в Италии и однажды посетила языческого предводителя Тиберия.

Женщина протянула ему в подарок куриное яйцо, за неимением другой вещи, и сказала «Христос Воскресе!». Тиберий заявил, что воскрешение так же невозможно, как и то, что подаренное яйцо станет алого цвета. Однако яйцо стало кроваво-красным. Так родилась пасхальная традиция.


Считается, что соратница Христа много трудилась в Риме, о чем свидетельствует книга Нового Завета, в которой хранятся своды посланий святого апостола Павла.

Что касается католицизма, то говорится, что вторую часть жизни Мария Магдалина провела в пустыне, где вела аскетичный образ жизни и каждый день каялась в грехах. Одежда святой девы истлела, поэтому наготу женщины прикрывали длинные волосы, а саму Марию возносили на небеса ангелы, дабы исцелять ее изнеможенное старое тело. Но стоит сказать, что этот сюжет заимствован из описания бытия христианской святой Марии Египетской, считающейся покровительницей исповедующихся женщин.

Любовные теории

Личная жизнь Марии Магдалины окутана ореолом тайны, поэтому неудивительно, что среди историков появляются различные любовные теории о равноапостольной святой. Например, некоторые считают, что Мария Магдалина была супругой Иоанна Богослова, тогда как другие уверены, что мироносица была женою Иисуса Христа, потому что эта женщина играет значимую роль чуть ли не в самом важном эпизоде Нового Завета.

Так как представители церкви старались избавиться от непарадных книг, известий о том, кем была возлюбленная Иисуса, практически нет, да и бытует предположение, что строки о семейной жизни мессии в Новом Завете были вырезаны специально.


Но большинство ученых склоняются в пользу Магдалины. В Евангелии показателен эпизод, когда ученики Сына Божьего приревновали Иисуса к Магдалине из-за поцелуя в губы.

Также в те времена незамужняя женщина не имела права сопровождать странников в дороге, в отличие от жены одного из них. Помимо прочего, ученые ссылаются на факт того, что после воскрешения Христос явился именно Марии, а не своим ученикам. Да и к тому же мужчины, не имевшие супруги, считались странным явлением, поэтому неженатый Иисус вряд ли смог бы стать пророком и учителем.

Смерть

В православии Мария Магдалина умерла тихо и спокойно, скончалась женщина в Эфесе, а ее мощи были перенесены в константинопольский монастырь Святого Лазаря.

По версии другой ветви христианского течения, в то время, пока Мария была отшельницей в пустыне, ее причастил случайно забредший в те края священник, который сначала смутился нагим видом женщины. По католичеству, останки равноапостольной святой хранятся в храме Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, в Провансе.


В память о Марии Магдалине было написано множество красочных картин и снято документальных фильмов. Примечательно, что на полотнах ученица Христа изображается в отдельных сценах крайне редко, тогда как зачастую ее можно увидеть в образе мироносицы, с сосудом благовоний.

Память

  • 1565 – картина «Кающаяся Мария Магдалина» ()
  • 1861 – стихотворение «Мария Магдалина» (Николай Огарев)
  • 1923 - цикл стихотворений «Магдалина» ()
  • 1970 – рок-опера «Иисус Христос супер-звезда» (Эндрю Ллойд Вебер)
  • 1985 – песня «Maria Magdalena» ()
  • 2017 – фильм «Мария Магдалина» (Гарт Дэвис)

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

Мария Магдалина - одна из самых таинственных личностей Евангелия. Представление о ней люди составили главным образом по картинам на библейские темы. На них, как правило, изображена полуобнаженная раскаивающаяся грешница с прекрасными длинными волосами, которыми она, согласно Новому Завету, обтерла ноги Иисуса.

В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» о ней можно почерпнуть весьма краткие сведения: «Мария Магдалина - жена-мироносица родом из города Магдалы. Вела распутную жизнь, и И.Христос своей проповедью возвратил ее к новой жизни и сделал преданнейшей своей последовательницей. По воскресении И.Христос явился ей прежде других».

Получается, что Иисус Христос предпочел бывшую блудницу, которую, в соответствии с соблюдаемыми им строгими иудейскими законами, нужно было забить насмерть камнями. Это странное пристрастие Спасителя к Марии Магдалине заставило многих ученых, исследовавших Библию и искавших доказательства произошедших в ней событий в истории, внимательнее присмотреться к этой женщине.

Подробное изложение одной из гипотез, объясняющих роль этой таинственной фигуры в Новом Завете, содержится в книге М.Байджента, Р.Лея, Г.Линкольна «Священная загадка». По мнению этих исследователей, особое отношение Иисуса Христа к Марии из Магдалы объясняется очень просто: она была… его женой. Эта версия подтверждается отдельными эпизодами, описанными в Библии, а также существующими древнееврейскими традициями и некоторыми гностическими Евангелиями.

Специалист по раннему христианству профессор Геза Вермеш из Оксфордского университета пишет: «Евангелия хранят полное молчание по поводу семейного положения Иисуса… Речь идет о необычной в древнееврейском мире ситуации, которая заслуживает специального исследования. Ведь из Евангелия известно, что многие ученики Иисуса, например, Петр, были женаты, и сам Иисус не восхваляет целибат (безбрачие). «Разве вы не читали, что Создатель с самого начала создал мужчину и женщину?.. Так пусть мужчина оставит отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью», - объявляет он в главе XIX от Луки. Согласно древней еврейской традиции, брачный союз был обязательным для каждого мужчины. Более того, безбрачие осуждалось обществом. Один еврейский писатель конца I века даже приравнивает его к убийству.

Особенно строго люди относились к «равви» - человеку, избравшему путь религиозного обучения, а именно им шел Христос. Еврейский закон самым категоричным образом указывал на это: «Неженатый человек не может претендовать на обучение других».

Одним из доказательств версии, что Иисус был женат, является описание в Евангелии от Иоанна свадьбы в Кане Галилейской, на которой присутствовали Иисус и его мать. В это время Христос еще не проповедовал новую веру и не творил чудеса.

Как известно, в какой-то момент обнаружилось, что вино на свадьбе кончилось. И здесь неожиданно мать Иисуса берет на себя функции хозяйки: «И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: «Вина нет у них», и дает приказание слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте». Иисус выполняет желание матери и превращает воду в вино. Хотя, если они были лишь гостями на свадьбе, то не их забота следить за тем, как подается вино и еда.

Вмешательство Иисуса становится легко объяснимым (и даже необходимым) только в одном случае: если речь идет о его собственной свадьбе. Такое толкование эпизода подтверждается словами «хозяина стола», обращенными к жениху: «…всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». И эти слова явно относятся к Иисусу, который на глазах у всех сотворил свое первое чудо.

По Евангелию исследователи устанавливают и личность супруги Иисуса. Ею была Мария Магдалина, роль которой в жизни Христа выглядит умышленно затемненной. Как уже упоминалось, после Воскресения Иисус впервые показался именно ей, что подчеркивает ее особое значение в жизни Христа. А у евангелистов Марка и Матфея Мария появляется под своим именем среди учеников Иисуса только в момент его распятия. У евангелиста Луки о ней упоминается значительно раньше. Встретившись с Иисусом в Галилее, Мария сопровождает его в Иудею. Но в те времена для незамужней женщины было просто немыслимо путешествовать одной по дорогам Палестины. Еще менее вероятным было присутствие ее в окружении равви. Следовательно, Мария Магдалина должна была быть замужем за одним из учеников или за самим Иисусом.

Подтверждение именно последнего предположения исследователи находят в гностических Евангелиях, написанных первыми христианами и не включенных в Новый Завет. Например, Евангелие от Филиппа свидетельствует, что ученики Иисуса весьма ревниво относились к тому, что только Марию Магдалину он целовал в губы. Петр особенно негодовал и даже сделался из-за этого ее непримиримым врагом. Именно особое отношение Христа к Марии Магдалине, о чем упоминается в гностических Евангелиях, и послужило причиной невключения этих книг в христианский канон. Привилегированное положение Марии подчеркивается и в произведениях первых христианских писателей, называвших ее «супругой Христовой».

По мнению авторов книги «Священная загадка», сначала невестой Христа, а затем и его женой была Мария Магдалина. Еще одним подтверждением своей версии они считают почитание Марии на юге Франции. В честь ее строились церкви и соборы. «Все туристы знают, - пишут исследователи в своей книге, - что Шартрский собор был посвящен «Нотр-Дам» (по-французски - «наша дама, наша госпожа, владычица»). Обычно его переводят как обращение к Марии, матери Иисуса, Деве Марии. Великий Парижский собор также посвящен «Нотр-Дам». Но в данном случае на юге Франции почитается Мария Магдалина, а вовсе не Богоматерь.

Оказывается, большая часть храмов Парижа и его округа представляют собой святилища не кого иного, как Марии Магдалины. Этот факт заинтересовал историков, когда им стало известно, что во многих из этих церквей есть статуя женщины с младенцем, которую обычно представляют как Марию с ребенком Иисусом. Однако возможно, во время возведения этих построек за явным христианским культом скрыт другой - еретический. Есть основание полагать, что Шартрский собор был тайно посвящен Марии Магдалине, предполагаемой супруге Христа».

На юге Франции возникли и легенды о Граале, священной чаше, в которую была собрана кровь Христа, распятого на кресте. Чашу держала в своих руках Мария Магдалина. Не только на юге Франции, но и в России существовали легенды об особой роли этой женщины в жизни и смерти Христа, порой отраженные на иконах.

В Тбилисском национальном музее хранится драгоценная византийская эмаль Распятия. Специалисты относят ее к Х-ХI векам. Существует версия, что это изображение является аналогом эмали, украшавшей Престол Константинопольский. Главное в ее сюжете - женская фигура с чашей, в которую сливается кровь Христа. По левую руку от распятия изображена женщина, одетая подобно женщине с чашей. Тем самым автор творения настойчиво наводит на мысль, что эта женщина изображена в разные моменты времени. Кто же та, которая собрала в чашу Грааля кровь Спасителя и унесла ее с Голгофы? Специалист по российской иконописи Н.Кандаков считает, что на тбилисской эмали Распятия Христа изображена Мария Магдалина.

Есть еще один очень важный вопрос, на который пытаются ответить авторы книги «Священная загадка»: «Если брак Иисуса с Марией Магдалиной был заключен, то какую цель он преследовал? Или более точно, скрывались ли за ним династическое супружество и политические интересы?»

В Евангелии от Матфея устанавливается происхождение Иисуса от царей Давида и Соломона. В этом случае он оказывается единственным легальным претендентом на трон Палестины. Поэтому надпись «Царь иудейский», помещенная на кресте, является не издевкой над ним, а констатацией реального факта. И доказательством этого является знаменитое «избиение младенцев», устроенное Иродом. Он смертельно боялся появления законного претендента на трон и готов был пойти на любую крайность, чтобы избавиться от него.

Но какая существует связь между тем, что Иисус является законным царем Иудеи и необходимостью заключения его брака с Марией Магдалиной? В самом начале появления евреев в Палестине святой город Иерусалим принадлежал племени Вениамина. Но вражда его с другими коленами Израиля привела к тому, что племя было вынуждено отправиться в изгнание и власть перешла к представителям колена Иуды. Правда, как свидетельствуют «документы Общины», многие представители племени не решились покинуть родину.

Иисус, принадлежавший к потомству Давида, в глазах колена Иуды был законным претендентом, а вот в глазах проживавших в этой местности остатков колена Вениамина - узурпатором. Положение могло бы измениться после его женитьбы на женщине из колена Вениамина. В Евангелии нет информации о том, к какому племени принадлежала Мария Магдалина, но, согласно некоторым легендам, она происходила из царственной династии именно колена Вениамина. Поэтому в данном случае мог возникнуть союз двух враждебных прежде династий, который имел бы серьезные политические последствия. Израиль получил бы царя-священника, Иерусалим возвратился бы к своим законным владельцам, народное единство было бы укреплено, и права Иисуса на трон получили бы новое подтверждение.

По мнению авторов книги «Священная загадка», факт существования семьи Иисуса был неудобным и даже опасным для развития христианства. Этим можно объяснить последовательный и целенаправленный отбор информации, содержавшейся в Евангелиях, помещенных в Новый Завет. Кроме четырех канонических Евангелий существовали и другие. Особое место занимают Евангелия от Фомы и от Филиппа, которые позволяют предполагать, что существовало и прямое потомство Иисуса.

Жена Иисуса Мария Магдалина и его дети покинули Святую землю и нашли убежище в Галлии, на юге современной Франции, в еврейской общине. Косвенным подтверждением этого является сохранившееся до сих пор почитание Марии Магдалины, в том числе и строительство посвященных ей церквей, о чем уже упоминалось. Таким образом, прямое потомство Иисуса пустило в Галлии свои корни - царская кровь Давида, переданная Христом его потомкам, оказалась в южной Франции.

Предания об этом хранились в самой строгой тайне в течение почти четырехсот лет. В V веке потомство Иисуса, слившись с франками, породило династию Меровингов. Эти короли обладали, по легендам, способностью лечить людей от самых страшных болезней простым наложением рук, как это делал Христос. Герцог Годфруа Бульонский - один из вдохновителей Крестового похода, отвоевавший Святую землю у сарацинов, происходил от Иисуса, и взятие им Иерусалима в 1099 году было чем-то большим, нежели просто победой над неверными. Это была война за отвоевание священного наследства, которое должно было принадлежать по праву предку герцога Иисусу.

Есть еще один очень важный факт, косвенно подтверждающий приезд в южную Францию Марии Магдалины. Вместе с ней в Европу прибыла одна из основных христианских святынь - чаша Грааля. О том, где находится эта чаша, существует очень много преданий.

Одна из самых популярных легенд связывает Грааль с альбигойцами - последователями еретического учения, охватившего на рубеже XII-XIII веков юг Франции. Именно здесь, по мнению авторов книги «Священная загадка», и располагалась в начале первого тысячелетия еврейская община, в которой нашла себе прибежище Мария Магдалина. В неприступной крепости альбигойцев Монсегюр хранился Грааль, являвшийся их великой реликвией. В 1209 году Папа Римский объявил крестовый поход против альбигойцев. За 35 лет непрерывных войн богатейшие провинции Франции были полностью разорены, тысячи людей казнены, но не отказались от своей религии. В 1244 году пал последний оплот альбигойцев - Монсегюр. Но священная реликвия не досталась крестоносцам. В ночь перед сдачей крепости четверо «посвященных» бежали через сложную систему подземных ходов и унесли с собой чашу Грааля.

О Святом Граале вспомнили в 30-х годах прошлого века в фашистской Германии. Отто Ран - один из разработчиков теории существования нордической расы, посетил развалины Монсегюра, осмотрел окружающую крепость местность и побывал в некоторых из многочисленных естественных пещер, где, по его мнению, была спрятана чаша Грааля. В 1937 году он организовал экспедицию, и, по слухам, ему удалось заполучить информацию, подтверждавшую, что Грааль находится именно здесь.

Следующую экспедицию Отто Рану отправить не удалось: ученый бесследно исчез. В 1943 году, когда Германия уже терпела очевидное поражение, в Монсегюр прибыла огромная экспедиция, организованная обществом «Аненэрбе», входящим в структуру СС. До весны 1944 года участники похода вели интенсивные поиски в пещерах под крепостью и вокруг нее. В некоторых газетах после окончания войны мелькали сообщения, что Святой Грааль, привезенный Марией Магдалиной во Францию почти 2000 лет назад, был найден фашистами. Однако достоверных сведений о местонахождении святыни до сих пор нет.

Михаил БУРЛЕШИН

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она, единственная, не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.

Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.

Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.

В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.

Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.

Тяжелый камень был привален к двери гроба.

По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: “Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его”. Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. “Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых” (Ин.20:1-10).

Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. “Женщина, почему ты плачешь?” – спрашивают они.

“Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его”. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

“Женщина, почему ты плачешь? – говорит ей Иисус. – Кого ищешь?”

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: “Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его”.

“Мария!” – вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.

“Учитель!” – воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.

Но Иисус сказал ей: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”.

Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.

“Я видела Господа! Он говорил со мной!” – с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.

“Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…” – это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:

“Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;

Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая”.

По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: “Я видела Господа! Он говорил со мной”. С этой проповедью она обошла всю Италию.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: “Христос Воскрес!” При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая “много трудилась для нас”.

Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Где поклониться мощам Марии Магдалины

В X веке при императоре Льве Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

“Радуйся, Христова учения славная благовестительнице;

Радуйся, греховныя узы многих человек разрешившая;

Радуйся, Христовой мудрости всех научившая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая”.

Величание Марии Магдалине

Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая и ко Христу приведшая.

Священный Грааль - символ бессмертия, духовной чистоты, двери в рай, космического начала, вдохновения, обновления и возрождения, способ общения с духовным миром, мистический центр Земли. Поиск Грааля символизирует стремление к самореализации и слиянию с Божественным.

Тайна священного Грааля - одна из тех, которые никогда не будут разгаданы. К ней можно лишь прикоснуться. Мы даже не знаем, чем же был Грааль. Его образ, смутно просвечивающий сквозь завесы столетий, представлялся людям различных эпох по-разному: в виде сосуда, чаши, ларца, драгоценного камня.

Сказание о Граале возникло в XII веке, казалось бы, внезапно. Появление его связывают с рыцарскими романами Кретьена де Труа и Робера де Борона о короле Артуре. Продолжением и одновременно «исправлением» их столетие спустя, в начале XIII века, занялся Вольфрам фон Эшенбах под руководством некоего Киота, якобы нашедшего в Толедо первоисточник сказания, написанный по-арабски язычником-звездочетом по имени Флегетан.

Более ранние документальные упоминания о Граале, восходящие к VIII веку, описывают его как усыпанный драгоценными камнями сосуд, сияющий столь ослепительно, что пламя свечей меркнет рядом с ним.


. Снятие с креста. 15 век / DESCENDIMIENTO ARAGONES (S.XV)

В более древних европейских легендах повествуется о том, что Грааль - это священная чаша с божественной кровью. Вырезанный из цельного изумруда сосуд, из которого Иисус пил вместе с учениками во время Тайной вечери со словами «сие есть кровь Моя», после ареста Иисуса был вначале передан Пилату, а позже наполнен кровью распятого Иисуса Христа и сохранен Иосифом Аримафейским.

Согласно евангельскому тексту, член синедриона Иосиф Аримафейский снял тело Иисуса с креста и похоронил его в могиле-усыпальнице, приготовленной им для себя неподалеку от Голгофы. Согласно апокрифическому «Никодимову Евангелию», Иосиф служил римскому наместнику, и потому ему не отказали в просьбе снять мертвое тело, а заодно и отдали найденный сосуд.



. Джованни ди Паоло (ок.1400-1482) Оплакивание Христа, 1445 / GIOVANNI DI PAOLO DI GRAZIA. Il Lomento. 1445. settemuse.it. В красном платье с распущенными волосами Мария Магдалина.

Когда Иосиф с помощью евангельского Никодима снял тело Иисуса, из раны, нанесенной копьем центуриона, снова потекла кровь, и ее собрали в этот сосуд.


. Братья Лимбурги. Великолепный часослов герцога Беррийского "Les Très Riches Heures du duc de Berry", 15 век / Les Très Riches Heures du duc de Berry, Folio 157r - The Entombment the Musée Condé, Chantilly. Кликабельно via

После воскресения Христа иудеи обвинили его в тайном похищении тела и бросили в темницу. По преданию, туда пришел воскресший Иисус и вернул Иосифу сосуд с драгоценной кровью, назвав его «потиром причастия». Только после разрушения Иерусалима римлянами Иосифа выпускают из темницы: все эти годы он провел без еды и питья, чудесно питаемый из чаши Грааля.

После освобождения из темницы Иосиф собирает вокруг себя общину, и все вместе они отправляются в дальние края.

По преданию, Иосиф Аримафейский прибыл к южному берегу Франции в 35 году от Р.Х. Затем он пересек Галлию, перебрался через пролив и высадился в Англии, где поселился в Гластонбери и основал монастырь. В нем и сохранялась легенда о принесенном Иосифом чудесном сосуде и созданном для него знаменитом Круглом столе, который стал прообразом Круглого стола короля Артура.


. Иосиф Аримафейский приносит Священный Грааль в Британию. Миниатюра 14 века. / The Rochefoucauld Grail , a 14th century manuscript, Bibliotheca Philosophica Hermetica, MS 1 via1 via2
Иосиф из Аримафеи приносит Святой Грааль в Британию, пройдя через воду. Последователи Иосифа идут к Граалю по поверхности воды по плащу Иосифа. В то время как неверующие тонут.

Вместе с тем на южном побережье Франции на протяжении многих столетий бытовала легенда о том, что Грааль привезли в Марсель Мария Магдалина, ее сестра Марфа, брат Лазарь и Дионисий Ареопагит. Местные жители почитали Марию Магдалину как близкого и преданного друга Иисуса, жену-мироносицу, первой увидевшую Христа после воскрешения. Они считали ее основательницей истинного христианства и «матерью Грааля», который, как рассказывается в старинном предании, до своей смерти она прятала в пещере.


. Мария Магдалина несет сосуд с мирой. Утро Дня Воскресения Христова.
Жан Коломб (1430/35 - 1493), Великолепный часослов герцога Беррийского. Маргинальная миниатюра, 1485-1486.


. Мария Магдалина и Иисус. "Не прикасайся ко мне!". Жан Коломб (1430/35 - 1493), Великолепный часослов герцога Беррийского. Маргинальная миниатюра, 1485-1486. / "NOLI ME TANGERE"

О том, что сталось с Марией Магдалиной после вознесения Учителя, существуют две версии - греческая и латинская.

Согласно греческим авторам VII века, вместе с апостолом Иоанном и Богоматерью она поселилась в Эфесе, где скончалась и была погребена. В 869 году византийский император Лев Философ повелел перенести тело Марии Магдалины из Эфеса в Константинополь в церковь святого Лазаря. В 1216 году крестоносцы, разграбившие Константинополь, захватили ее останки и привезли Папе Гонорию III, который распорядился поместить их в Латеранском соборе под алтарем в честь святой.

По латинской версии, Мария Магдалина вместе с Лазарем и сестрой Марфой, спасаясь от преследований, добралась морем на юг Франции в Прованс, где путешественники высадились между Марселем и Нимом. Мария поселилась в «гроте уединения» среди скалистых обрывистых утесов неподалеку от селения Сент-Бом - «Святое Благоухание». Он был назван так в честь благовоний, которыми Мария Магдалина помазала тело Иисуса во время Тайной вечери. [тут я не поняла почему "во время Тайной вечери", видимо, имеется в виду в доме Симона - прим. gorbutovich]



. Христос в доме Симона Фарисея. Мария Магдалина вытирает ноги Иисуса своими волосами, после того, как помазала их миром. Giovanni da Milano , 14 век (работал 1346-1369), Италия.

Здесь она проповедовала христианство и здесь же скончалась в 63 году. Похоронили Марию Магдалину в аббатстве Сент-Максимин, расположенном в 30 милях от Марселя.

В XIII веке ее гробница была вскрыта, и в ней, по преданию, был обнаружен алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови, которая в Страстную пятницу становилась жидкой. В ту эпоху бытовало мнение, что это и был тот самый, упоминающийся в Евангелии сосуд из-под благовоний, которыми Мария Магдалина помазала ноги Иисуса, прежде чем отереть их своими волосами.


. "Не прикасайся ко мне!". Мартин Шонгауэр (1448-1491), Германия / MAGDALENA MARTIN SCHONGAUER - NOLI ME TANGERE

Останки были перенесены в город Везеле, а на месте нового захоронения воздвигли огромный собор в ее честь. В 1267 году король Людовик Святой присутствовал при перенесении останков святой из одной раки в другую, более богатую. А позже, во времена Великой французской революции, они были варварски уничтожены.

Предание это на юге Франции носило устойчивый характер. В музее Клюни хранится картина XV столетия, приписываемая королю Рене из Прованса, «Святая Мария Магдалина проповедует Слово Божие в Марселе».

#10 . Карло Кривелли (1430/35-1495), Италия. Мария Магдалина.

В XIII веке многие предания о святой Марии Магдалине нашли отражение в знаменитой «Золотой легенде» - житиях святых, собранных генуэзским архиепископом Джакопо де Вораджини. Сначала ее издали на латинском, а позднее - на французском языках.


#11 . Ян Госсарт, по прозванию Мабюз , Нидерланды, около 1530

Как и ранние христианские авторы, он отождествляет Марию Магдалину отнюдь не с евангельской блудницей, а с Марией из Вифании, сестрой Лазаря, воскрешенного Иисусом. В «Золотой легенде» говорится, что «Мария Магдалина родилась от благородных родителей, которые происходили из царского рода. Отец ее звался Сирус, мать - Евхария. Вместе с братом Лазарем и сестрой Марфой она владела крепостью Магдала по соседству с Генисаретом в Вифании, близ Иерусалима, и значительной частью этого города. Все это обширное владение было поделено таким образом, что Лазарь имел часть Иерусалима, Марфа - Вифанию, а собственно Магдала принадлежала Марии, и отсюда происходило ее прозвание Магдалина».

«После Вознесения Господня, - пишет Вораджини, - верные ему подверглись жестокому преследованию, и иудеи, желая отделаться от Лазаря, его сестер и многочисленных христиан, посадили их на судно без руля и парусов; но, ведомые ангелом по воле Божией, они причалили в Марселе».


#12 . Мастер немецкой школы. Вознесение Марии Магдалины. Обращаю внимание на одежду Святой.

В другом месте указывается, что на судне вместе с сестрами Марией и Марфой и братом Лазарем находился также Иосиф Аримафейский.

Интересно, что это морское путешествие изображено и среди других сцен из жизни любимой ученицы Иисуса в левой части алтаря южнонемецкого города Тифенброн. Так, казалось бы, разные истории Иосифа Аримафейского и Марии Магдалины смыкаются в единую.

В честь святой Марии Магдалины, почитаемой как просветительница Галлии и Франкии, в разных областях южной Франции еще в раннем Средневековье было возведено множество храмов и часовен. Величественная базилика, заложенная в 1096 году в Везеле, в историю вошла также призывом аббата Бернарда Клервосского ко Второму крестовому походу. Именно здесь в 1146 году он призвал короля Людовика VII, королеву Элеонору Аквитанскую, рыцарей и народ двинуться на Восток, чтобы защитить христианские реликвии.


#13 . Giovanni Pietro Rizzoli (работал 1495-1549), Италия. Читающая Магдалина.

Особенно широкое распространение культ Марии Магдалины получил в городке Ренн-ле-Шато в провинции Лангедок, где построенный в ее честь большой храм был расписан замечательными фресками о житии святой. В преданиях Лангедока Мария Магдалина упоминается как «владычица вод» и «Мария на море».



#14 . Ян Массейс (Jan Massys, Matsys или Metsys; ок. 1509-1575), фламандский художник-маньерист. Мария Магдалина в пещере с сосудом и книгой.

Жизнь Марии Магдалины до сих пор будоражит воображение многих ученых и писателей. Вспомним хотя бы скандальный роман Дэна Брауна «Код да Винчи». Его интрига построена на том, что Иисус был женат на Марии Магдалине и их потомки продолжили его родословную в Западной Европе.


#15 . Мария Магдалина. Византийская икона.

Можно также сказать, что в ее загадочном образе запечатлена идея поиска вечной женственности, недаром, согласно некоторым легендам, она также являлась земным воплощением Софии Премудрости Божией.

Татьяна Михайловна Фадеева - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН.



#16 . Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898) Галахад достигает Святого Грааля / Edward Burne-Jones. Achievment Galahad the Sang Graal. via

Источник изображений, если иное не оговорено особо.