1 склонение множественное число. Урок " склонение имен существительных во множественном числе". Число у имен существительных

В разделе на вопрос Как определить склонение у существительных множественного числа заданный автором Анна Румянцева лучший ответ это Есть еще разносклоняемые существительные (путь и сущ. на -мя: вымя, семя и т. д.)
Есть несклоняемые, например. пальто, кафе.
Если Вы имеете в виду сущ. , которые употребляются только во множественном (ворота, ножницы) , у них нельзя определить склонение, так как оно орпеделяется только по начальной форме: И. п. ед. ч. (города - нужно изменить "город")

Ответ от Виктория Попова [новичек]
Если хотите узнать склонение, то поставьте в начальную форму. (ед. ч., И. п.) Например: Учительницы-Учительница (И. п., 1 скл., ед ч.)


Ответ от Невролог [новичек]
СЛОНЫ


Ответ от Недосолить [новичек]
3скл
мать, милость, любовь, жизнь, лошадь, мышь, ложь, дочь, речь, рожь, щавель, щедрость,
жизнь, смерть, морковь
2скл
мальчик, сын, стол, стул, параметр, стадион, самолёт, дом, дым, лист, дерево, ум, мозг, разум,
1 скл
ракета, радость, радуга, мама, сестра, бабушка, тётя, дядя, морковка, ель, роза, учительница, родина, лопата
задавай вопросы!!
1скл-моя -мой-окончания-а, я
2скл-мой-моё-оканчания-(согласные) -о-ё-ее
3скл-моя-оканчания-нулевое (ь знак


Ответ от Просушить [новичек]
если вы хотите узнать склонение просто поставте в единственное число им. п. и опредилите склонение по оканчанию или по правилу.


Ответ от Ольга [активный]
поставить в единственное и определить


Ответ от Василий Пехов [мастер]
Поставить в начальную форму (им. п. , ед. ч.) и анализировать:
1. К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода на -а, -я. (дедушка, земля) .
2. Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (кабинет) и среднего рода на -о, -е (окно, поле) .
3. К 3 склонению относятся существительные женского рода на -ь (дочь, ночь, тень) .
Нет "существительных множественного числа". Есть существительные в форме множественного числа. Это значит, что есть и другие формы, Вас интересует начальная в данном случае.

Тема урока : Склонение имён существительных во множественном числе

Цель: у учащихся формируется умение правильно склонять имена существительные во множественном числе, распознавать единственное и множественное число существительного по окончанию и по значению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Разгадывание кроссворда.

– Разгадайте кроссворд и в вертикальном столбце под номером 7 прочтёте новое слово из словарика.

1. Утренний приём пищи. (Завтрак.)

2. Подземная железная дорога. (Метро.)

3. Космический летательный аппарат. (Ракета.)

4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)

5. Вид городского электротранспорта. (Трамвай.)

6. Дорожка в парке. (Аллея.)

– Какое слово получилось? (Вокзал.)

– Запишите все слова в тетрадь, обозначьте орфограммы и ударение.

2. Знакомство с этимологией слова «вокзал».

– Слово это появилось в XVII в. в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад (для концертов, танцев, прогулок и т. д.), владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл (холл – «зал»). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.

В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английско-французский манер стали называть «воксалом» (позже – «вокзалом»). В здании не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции. Впервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893-1894 году. Это была узкоколейная (1000 мм) железнодорожная линия Покровская Слобода - Уральск протяженностью 369 км, из которых 113 км пролегли в Казахстане. Таким образом первый вокзал в Казахстане был построен в Уральске.

IV. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи.

– Прочитайте стихотворение-загадку. Что это будет?

Хлопушки, конфеты,

Сосульки,

Шары золотистого цвета.

Мерцанье цветных огоньков,

Звёзды, снежинки,

Гирлянды флажков;

Песни и пляски,

И смех без умолка.

Что это будет,

По-вашему? ... (Ёлка.)

– Какую особенность имён существительных, использованных в стихотворении, вы заметили? (Почти все употреблены во множественном числе.)

– Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О существительных во множественном числе.)

– Прочитайте вопросы на с. 113. Ответы на них мы найдём в течение урока.

V. Наблюдение над особенностями имён существительных во множественном числе.

1. Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.

– Как вы догадались, что существительные из загадки стоят в форме множественного числа?

– Значит, если необходимо определить число существительных, нужно выяснить, сколько предметов оно обозначает. Подтвердите своими примерами.

–Сейчас выполните задание из упражнения 235, с. 113 (самостоятельно). После выполнения работы обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку.

2. Наблюдение над окончаниями существительных множественного числа.

– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили? (Окончания

– Что вы ответите Почемучке на его второй вопрос?

– Выполните упражнение 236 самостоятельно.

Упр. 237 – устно

Работа с таблицей - упр. 238.

Вывод – проговаривание в парах.

3. Знакомство с правилами на с. 115.

VI. Ознакомление со склонением существительных во множественном числе.

– На какие типы склонения разделяются все имена существительные? Почему?

– Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?

– Давайте проверим ваши предположения. Существительные берёза, ученик, гнездо, тетрадь поставьте во множественном числе и просклоняйте.

– Что заметили? (Окончания одинаковые у всех существительных.)

VII. Сопоставление именительного и винительного падежей существительного в форме множественного числа.

1. Упр. 239 – комментированное письмо

2. Фронтальный опрос.

– Что можете сказать о падежных формах имён существительных множественного числа в именительном и винительном падежах? (Они совпадают.)

– У каких существительных? (У неодушевлённых.)

– Может это вызвать трудности при определении падежа?

– Вспомните, каким образом определяются именительный и винительный падежи у существительных в единственном числе? (По вопросу; предлогу, если он есть; по роли в предложении.)

VIII. Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе.

И. -ы, -и, -а, -я

Р. -ов, -ев, -ей,

Д. -ам, -ям

В. -ы, -и, -а, -я

Ов, -ев, -ей

Т. -ами, - ями

П. -ах, -ях

IX. Знакомство с особыми случаями написания окончаний существительных в форме родительного падежа множественного числа.

1. Выполнение упражнения 242, с. 116.

2. Упражнение в запоминании слов. Работа по таблицам.

1) Запись слов в тетрадь.

2) Составление словосочетаний и предложений с данными словами (устно).

Домашнее задание: упражнение 240, 241.

Х. Итог урока.


Во множественном числе все существительные имеют одинаковые окончания в следующих падежах:
Д. п.: -ам/-ям: стен-ам, стол-ам, окн-ам, двер-ям,
Т. п.: -ами/-ями, -ми: стен-ами, стол-ами, окн-ами, двер-ями / дверь-ми,
П. п.: -ах/-ях: стен-ах, стол-ах, окн-ах, двер-ях.
Исключение составляют И. п. и Р. п.
В И. п. множественного числа существительные субстантивных склонений имеют следующие окончания:
I скл.: -ы (для основ на твердый) / -и (для основ на мягкий, заднеязычный или шипящий): стран-ы, земл-и, рук-и, луж-и.
II скл.: -ы/-и, -а/-я, -е. Основное окончание для муж. рода - -ы/-и: столы, ножи. Некоторые имеют окончание -а: дом-а, глаз-а, бок-а, берег-а. Окончание -а имеют также сущ. муж. рода с суффиксом -онок: котят-а. Слова на -анин имеют окончание -е: горожан-е, цыган-е. Основное окончание ср. рода - -а/-я: окн-а, пол-я. Но слова на -ко имеют окончание -и: плечик-и, яблок-и (то же у слов муж. рода на -ишк: домишк-и).
III скл.: -и: мыш-и, степ-и.
Разносклоняемые: на -мя - а (знамен-а, племен-а), путь- и (пут-и).
В Р. п. у существительных могут быть представлены окончания: нулевое, -ов, -ей.
I скл.: основное окончание - нулевое: стран-, деревень-. У слов с основой на j после перед j появляется беглая гласная е, сели ударение в И.п падает на окончание (скамья - скамей-) и гласная и, если на основу (гостья - гостий-). Отдельные слова образуют Р. п. окончанием -ей: свеч-ей, дяд-ей, пригоршн-ей.
II скл.: -ов/-ев, -ей, нулевое. Для муж. рода основным является окончание -ов (для основ на j и ц с ударением на основе - ев): стол-ов, отц-ов, пальц-ев, подмастерь-ев. Если конечный согласный основы слов муж. рода мягкий или шипящий - ей: кон-ей, нож-ей. Слова на -ишко и -анин имеют нулевое окончание (домишек-, горожан-), нулевое окончание также у некоторых других слов, которые задаются списком (чулок-, сапог-, партизан- и др.). Для с. рода нулевое окончание представлено у слов с основой на твердый согласный (болот-) и на шипящий (ложе - лож-), окончание ей - у слов с основой на мягкий (мор-ей).
III скл.: -и: степ-и.
Разносклоняемые: путь - ей (пут-ей), на -мя - нулевое (знамен-).
Если какое-либо существительное склоняется по субстантивному склонению, но имеет только формы мн. числа, определить, по какой из разновидностей субстантивного склонения оно склоняется, нельзя. О словах типа сани, сливки можно сказать, что они склоняются по субстантивному склонению.
Некоторые существительные имеют окончания, характерные для прилагательных; это субстантивированные прилагательные, причастия и порядковые числительные, например: постовой, мороженое, второе, заведующий, чаевые. Такое склонение называют адъективным. Однако в отличие от прилагательных подобные существительные не изменяются по родам, а некоторые - и по числам.
Некоторые существительные совмещают при склонении окончания субстантивных склонений с окончаниями адъективных; склонение, совмещающее черты двух этих типов склонения, называется смешанным. Так склоняются фамилии на -ов и -ин (Иванов, Никитин), а также слова ничья, лесничий, третье. Например, формы И. п. ед. числа имеют нулевое окончание, как существительные муж. рода второго субстантивного склонения, а формы Т. п. ед. числа - окончание -ым, как прилагательные.
Географические названия типа Кашин и иностранные фамилии типа Герцен склоняются по II субстантивному склонению, т. е. образуют Т. п. ед. числа. с окончанием -ом, ср.: с Иваном Кашин-ым - городом Кашин-ом; с Петей Бородин-ым - битва под Бородин-ом, с Герцен-ом, Дарвин-ом.
В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), некоторые аббревиатуры (см. о роде аббревиатур), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний. Однако не следует думать, что эти слова не могут стоять в форме определенного числа и падежа. Число и падеж этих существительных выражается внесловно, его можно определить по окончанию согласуемых с этим существительным определений: красив-ого пальто (Р. п. ед. число), красив-ыми пальто (Т. п. мн. числа). Иногда такое склонение называют нулевым.

Еще по теме Склонение существительных во множественном числе унифицировано.:

  1. Особенности в образовании падежных форм в единственном числе некоторых групп существительных 1-го склонения
Число_______

Класс_______

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Знакомство учащихся со склонением имен существительных во множественном числе.

Задачи:

Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.

Развивать мышление, память.

Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

    Орг. момент

Сегодня мы познакомимся со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Индивидуальная работа (у доски работают два ученика)

1-й ученик обозначает склонения сущ. (друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, тетрадь, дружба)

2-й ученик разбирает предложения по членом и частям речи (За окном лежит пушистый снег).

- Откройте пожалуйста тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.

- А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

На доске написаны слова существительные в единственном и во множественном числе: (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки)

Как назвать одним словом? (животные, сущ.)

Какое слово лишнее ? (мышь)

Почему ?(животное луга, а все остальные животные леса)

Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа. (клб) и пропишите в тетрадях до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом . (Существительные )

Что заметили ? (лишнее слово)

Почему оно лишнее? (имя прилагательное)

На какой вопрос отвечает? (какой)

Чем является в предложении? (определением)

Как подчеркиваем? (волнистой чертой)

- Пропишем слово вокзал в тетрадях до конца строки.

Послушайте как возникло это слово . ( рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

После рассказа, показываю слово (о, об) вокзале.

Скажите пожалуйста какой предлог мы употребим со словом вокзал? Почему?

(предлог о , так - как слово вокзал начинается с согласной буквы)

А в каких случаях пишется предлог (об)?(если слово начинается с гласной буквы)

3. Работа над новым материалом

Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

- Что общего ? (Сущ. , все сущ. в Им падеже)

В чем разница? (Ед. число, Мн. число)

Составьте пары слов.

(Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

Что изменяется при изменении по числам ? (Окончания)

Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? (По значению, по окончанию).

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

(Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. сущ множественного числа имеют окончания - а, - я, - и, - ы.)

- Тема нашего урока: “ Множественное число имен существительных).

- А теперь давайте откроем учебники на стр. 94 и прочитаем вывод который дается в правиле.

Упр.258 (устно,коллективно).

Просклоняй имена существительные муравьи,дятлы,гнезда,дни.

- Упр.259 (письм).

Прочитай пословицы.Объясни их смысл.Спиши.Подчеркни имена существительные во множественном числе.Обозначь окончания,определи падеж.

1.Чудеса в решете:дыр много,а вылезти негде.2.Поживешь подольше-узнаешь побольше.3.Грибов ищут-по лесу рыщут.4.Видна печаль по ясным очам.5.Жизнь измеряется не годами,а трудами.

ФИЗ - МИНУТКА

- Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе -стоим, если во множ.- приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

- Упражнение “Просклоняйте”.

У доски работают 2 ученика,склоняют существительные во мн.числе по падежам и выделяют окончания .(березы,ели).

Остальные работают в тетрадях (склоняют слово: города)

Можем ли мы определить склонения этих слов ? (береза, ели, города)

Вывод: (предлагаю сделать детям)

- ( При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.)

Упр.263 Работа по рядам.

Прочитай слова.Есть ли среди них лишнее слово? Обоснуй свой выбор.Просклоняй это слово.Обозначь окончание.

1 ряд- Лес,зима,мороз,снег,сторожка,лесник,печь,дрова,метель.

2 ряд-Город,улица,машина,автобус,дороги,вокзал,поезд,перрон,билет.

3 ряд- Село,деревня,домик,огороды,поле,пшеница,лошадь,корова,коза.

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

(Оценивание учащихся проходит во время работы)

Домашнее задание.

Упр.261 стр.96 (заранее записано на доске)

Прочитай текст.Озаглавь его.Спиши.Вставь пропущенные буквы и окончания.Определи падеж имен существительных во множ.числе.

На б…ерегу ручь… было сыро и росли какие-то растени… с желтыми цв…т… .Кроме цв…т… на этом растении в…сели маленькие плодик…,похож…е на бутылочк… .Стоит д…тронуться до бутылочк…,как п…слышится слабый выстр…л.И в руке окажется пучок з…леных стружек. Это «стреляющее» растени… народ называет «недотрога». В…д…т оно себя так не случ…йно. В бутылочк… н…ходятся с…мена этого растения.Как только кто-нибудь заденет бутылочку,она « взрывается», и с…мена л…тят в разные стор..н… .