Имена существительные общего рода. Общий род существительных в русском языке: определение, примеры К существительным общего рода относятся слова неряха

I have compiled a list of Russian words of the common gender, which I remember. These words (nouns ending on -a/-ya) can denote both masculine and feminine human beings. Your additions and corrections are welcome!

Взялся я вспоминать русские слова общего рода. Это существительные с окончаниями -а (я), служащие названиями лиц и мужского, и женского пола (маленькая плакса - маленький плакса, такой вредина - такая вредина). Как правило, эти слова имеют экспрессивную коннотацию (чаще неодобрительную) и употребляются в разговорной речи.

У меня получился такой список. В помощь изучающим русский язык как иностранный (РКИ) я сопроводил их определениями.

Дополнения и исправления приветствуются! При заимствовании материала прошу делать ссылку.

белоручка – кто не приучен к грязной работе
верзила – человек высокого роста (см. дылда)
ворюга – отъявленный, закоренелый вор
вредина – кто всем вредит, недоброжелательный, неприятный тип (ругательство)
гадина – гадкий человек (ругательство)
выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-н., чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-н.; человек, не по праву занявший какую-н. должность, общественное положение
грязнуля – кто не содержит себя или свой дом в чистоте (cр. чистюля)
дурачина - дурак
дылда – высокий, долговязый человек
егоза - подвижной, беспокойный человек (чаще о женщинах, одобрительно)
жадина (жадина-говядина) – жадный человек, жмот
зараза - негодяй, подлец (браное слово)
забияка, задира – драчливый человек, кто обижает слабых
заводила – активный, инициативный человек, душа компании
зазнайка – кто высокого о себе мнения, считает себя самым умным
засоня – соня (см.)
заика - человек, страдающий заиканием (нейтральное слово)
зануда - надоедливый, нудный человек
запевала - певец, начинающий пение, подхватываемое хором; (перен.) начинатель, инициатор
злюка - злой человек или тот, кто постоянно на всех злится
калека - человек, лишившийся какой-нибудь части тела или способности владеть ею, увечный, инвалид (нейтральное слово)
коллега – товарищ по работе, человек той же профессии (нейтральное слово)
кривляка – кто кривляется, ведет себя вычурно и жеманно
кутила – кто просаживает деньги в ресторанах
лакомка – кто любит сладости и деликатесы
левша - человек, владеющиий левой рукой лучше, чем правой (ср. правша) (нейтральное слово). «Левша» - повесть Николая Лескова (1881 г.)
лежебока – лентяй, бездельник, любящий лежать, валяться (ср. соня)
лгунишка – мелкий врун, лгун
миляга, милашка – милый, симпатичный, располагающий к себе человек
мымра - скучный и мрачный человек.
недотёпа – непрактичный человек
недотрога – слишком чувствительный человек
недоучка – кто недоучился. «Волшебник-недоучка» - песня А.Пугачевой (ср. самоучка)
непоседа – активный человек, любящий путешествовать, ему не сидится на месте
неряха – грязнуля (см.)
неумёха – кто мало что умеет делать, безрукий человек
нюня – плакса (см.)
обжора – кто много ест, обжирается
писака – кто пишет дурные, лживые тексты, продажный журналист
подлиза – льстец (от глагола «подлизываться»)
плакса – кто часто плачет (см. рёва)
почемучка – любопытный человек (обычно ребенок), задающий много вопросов
правша - человек, владеющий правой рукой лучше, чем правой, в отличие от левши (см.) (нейтральное слово)
простофиля - наивный, доверчивый человек, «лох»
пьяница - слишком много пьющий алкогольные напитки (нейтральное слово)
работяга – кто много работает (похвала), простой человек «из народа»
разиня, раззява – рассеяный, невнимательный человек. Комедийные французские фильмы: «Разиня» (Le Corniaud) и «Испектор-разиня» (Inspecteur la Bavure)
растеряха (растеряша, Маша-растеряша) – кто часто теряет вещи
растяпа – неорганизованный человек, растеряха
рёва – плакса
самоучка – кто выучился самостоятельно, не посещая учебные заведения (нейтральное слово)
сирота – ребенок, оставшийся без родителей (нейтральное слово)
сладкоежка – кто любит сладкое
соня – любитель поспать подольше
стиляга – поклонник западной моды (в 1950-х годах)
тихоня – тихий, несмелый человек
умница – умный, смышленный человек (похвала)
ханыга – попрошайка, пьяница
хапуга – эгоистичный приобретатель (от слова «хапать»)
хитрюга – хитрец
худышка – исхудалый, хилый человек
чистюля – кто слишком заботится о чистоте
ябеда – кто ябедничает, доносит (обычно о детях)

Наиболее частотны и полезны для запоминания изучающими РКИ, на мой взгляд, следующие слова: выскочка, заика, зануда, жадина, калека, коллега, левша (правша), неряха, обжора, плакса, пьяница, работяга, растяпа, самоучка, сирота, умница, хапуга, ябеда.

Веселые стихи-загадки (отсюда). Растяпа, неряха, жадина?

В доме – грязь, черна рубаха
А зовут его....

Ничего на целом свете
Не поделит с вами Петя:
Ни ватрушку, ни игрушку,
Ни забавную зверушку...
И кричат мальчишке дети:
"Эх и... ты, Петя!"

Круглый год у нас потери:
Календарь – на той неделе,
В прошлом месяце – билет,
В этом – книга и пакет.
Невиновна вся семья,
Ведь... это – я!

К существительным общего рода также относятся неизменяемые фамилии (Макаренко, Гюго и т. п.) и разговорные формы некоторых имён собственных (Саша, Валя, Женя).

Не относятся к существительным общего рода слова называющие лицо по профессии, роду деятельности (врач, профессор, архитектор, автор и др.). Они являются существительными мужского рода.

Поэтому следующие слова на -а (-я), по-видимому, следует считать словами мужского рода:
бомбила – нелегальный таксист («бомбить» - заниматься частным извозом без регистрации)
громила - вор-взломщик; участник погрома
кидала – мошенник (ср. неологизмы «кидать», «кидалово»)
меняла - кто меняет деньги, обменивает одну валюту на другую

Слова, обозначающие в основном значении предметы женского рода, в переносном значении сохраняют женский род:
звезда – известная, популярная личность
тетеря – нерасторопный человек (сонная, ленивая т.). Глухая т. - о нерасслышавшем что-н или глуховатом, тугом на ухо человеке (неодобрительно)
шишка (шишка на ровном месте) - важный, влиятельный человек (иронично)

UPD. Благодарю Gunnel Salminen за дополнение (левша, правша, коллега, калека)

Существительные общего рода в русском языке формируют особенную группу. Его определение основывается на грамматической уникальности слов, которая базируется на смене рода в зависимости от пола указанного лица.

Род существительных

Всего насчитывается 4 рода у существительных в русском род, средний, мужской и женский. Последние три легко определить по окончанию или смысловому контексту. Но что делать, если слово может подразумевать под собой сразу и мужской, и женский? Такая проблема встречается со словами "задира", "хитрюга", "прощелыга", "горемыка", "недотрога", "засоня", "бездарь", "нелюдь", "торопыга", "хрюша", "забияка", род у которых может изменяться.

Традиционно принято считать, что в русском языке только три рода, в них входят мужской, женский и средний. Для определения половой принадлежности некоторых общих слов было принято обращаться к контексту. Названия профессий, например, разделяются на параллельные названия: продавец-продавщица, учитель-учительница, школьник-школьница, летчик-летчица, повар-повариха, писатель-писательница, спортсмен-спортсменка, руководитель-руководительница. При этом в официальных документах к женщинам чаще применяют мужской род этих слов. А есть и обозначенные исключительно мужским родом примеры существительных общего рода: гинеколог, адвокат, языковед, филолог, корреспондент, посол, академик, судья, тамада, хирург, врач, терапевт, фельдшер, мастер, курьер, куратор, оценщик, страховщик, дипломат, политик, служащий, специалист, работник. Сейчас наметилась тенденция подобные слова относить к общему роду, так как они могут быть применимы и к мужчине, и к женщине.

Неоднозначность мнений

Споры о признании существования общего рода ведутся еще с XVII века. Тогда подобные слова были упомянуты в грамматиках Зизания и Смотрицкого. Ломоносов выделял такие существительные, указывая на их формальные характеристики. Позже исследователи начали сомневаться в их существовании, определяя такие существительные как слова с чередующимся родом, в зависимости от подразумевающегося.

Так и по сегодняшний день мнения разделены, часть ученых считает существительные общего рода в русском языке отдельными словами-омонимами разных родов, а другая признает их в отдельной группе.

Фамилии

К словам общего рода могут быть причислены некоторые несклоняемые фамилии иностранного происхождения и русские фамилии на -о и -ых/их. Саган, Депардье, Рено, Рабле, Дюма, Верди, Моруа, Гюго, Дефье, Мишон, Тюссо, Пикассо и другие. Все это среди иностранных фамилий. Среди славянских фамилий общего рода часто встречаются: Ткаченко, Юрченко, Нестеренко, Прохоренко, Черных, Макаренко, Равенских, Кучеренко, Долгих, Савченко, Седых, Куцых и прочие.

Народности

Названия некоторых народностей определяют как слова общего рода. К ним относятся: ханты, манси, кечуа, коми, гуджарати, хэчжэ, мари, саами. Дело в том, что уже существуют "мариец" и "марийка", но общим для всей народности или национальности будет слово "мари".

По этому же принципу к общему роду причисляют и названия пород (сивка, окапи, буланка), а также представителей групп (визави).

Неофициальные имена собственные

Помимо фамилий, есть интересная отдельная категория имен собственных, относящихся к теме статьи. Это сокращения от официальных имен, с которыми часто выходит путаница во время определения пола.

Имя "Саша" может принадлежать как Александре, так и Александру, а именем "Валя" называют и девочку Валентину, и мальчика Валентина. Еще к таким именам относятся "Женя" от Евгения и Евгении, "Слава" от Ярослава и Ярославы, Владислава и Владиславы, "Вася" от Василия и Василисы.

Оценочные, характеризующие слова

Однако впервые о существовании общих существительных поднялся вопрос из-за оценочных слов, затрагивающих характер или черты человека. В прямой речи при их использовании бывает сложнее отследить пол получателя реплики, например: "Ты задира!" Здесь слово "задира" может быть адресовано как женскому полу, так и мужскому. К ним же можно отнести и слова общего рода "забияка", "пройдоха", "умница", "молодец", "бродяга", "егоза", "калека", "вонючка", "дылда", "малявка", "растрепа".

На самом деле подобных оценочных слов очень много. Они могут быть как позитивного, так и негативного значения. При этом не следует путать такие слова с оценкой в результате метафорического переноса, из-за которого они сохраняют первоначальный род: ворона, лиса, тряпка, язва, белуга, коза, корова, олень, дятел, тюлень.

К словам общего рода с отрицательным и положительным значением относятся: балда, ханжа, гадина, громила, крошка, дитя, детка, тихоня, невидимка, бедняга, лежебока, грязнуля, верзила, сладкоежка, чистюля, жадина, скряга, тараторка, зверюга, звезда, пустомеля, мямля, зазнайка, шельма, недотепа, проныра, задавала, трудяга, работяга, невежда, зевака, пьяница, лапушка, дубина, воображала, деревенщина, неряха, соня, ябеда, каприза, вруша, копуша, непоседа, тамада, рубака, повеса.

Пример употребления наглядно показан в художественной литературе: "Крошка сын к отцу пришел" (Маяковский), "Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. А самым известным среди них был малыш по имени Незнайка." (Носов). Пожалуй, именно произведения Николая Носова станут настоящим сборником слов с общим родом.

Меньше всего слов в этой группе занимают нейтрально выраженные, такие как: правша, левша, коллега, тезка, сирота. Род у таких слов тоже общий.

Как определить пол при общем роде?

Общий род существительных в русском языке определяется по невозможности уверенного указания на род при отсутствии местоимений и родовых окончаний прилагательных. Слова, которые можно отнести как к мужскому, так и к женскому роду, и будут входить в эту группу.

Для того чтобы определить пол существительного, чаще всего используются сопровождающие указательные местоимения "этот, эта, тот, та", окончания прилагательных -ая, -ый/ий. Но если определяется название профессии, должности или звания с окончанием на согласную "сержант, врач, доктор, директор" и другие, то прилагательное может быть только мужского рода, а вот сказуемое выражается женским."Врач назначила препарат" и "Привлекательный врач вышла из госпиталя", "Сержант отдала приказ" и "Строгий сержант разрешила отдохнуть", "Образцовый учитель эта Марина Николаевна!" и "Образцовый учитель проводила открытый урок", "Веселый кукольник провела представление" и "Старый мастер присел на крыльцо". Сказуемое не обязательно должно показывать род, тогда задача определить пол усложняется: "Преподаватель проводит занятие", "Специалист принимает решение".

Разнообразие примеров

Благодаря примерам становится понятно, что самые разнообразные слова могут встретиться среди имен существительных общего рода, как "сорвиголова", "забияка", "разводила", "лесник", "старожил", "хвост", "шестерка", "невежда", "зануда", "белоручка", "размазня", "рохля", "замарашка", "замухрышка". И другие слова. Но их всех объединяет двусмысленность в определении рода. Сирота, стилист, маркетолог, товарищ, координатор, куратор, русист, лингвист, рубаха, старшина, детина, судья, колобродина, злюка, разиня, протеже, рева, запевала, мазила, бомбила, балбес, тупица, подлиза, выскочка, малолетка, страхолюдина, бедняжка, хромоножка, очаровашка, первоклашка, старшеклашка, одиннадцатилетка — все эти существительные могут быть использованы по отношению к обоим полам.

Интересно и широкое культурное распространение существительных общего рода в русском языке. Например, они повсеместно использовались в пословицах и поговорках:

  1. В пище здоровяк, а в работе калека.
  2. На всякого простофилю есть свой обманщик.
  3. Гуляка в юности скромен в старости.
  4. Пьяница как курица, куда наступит, туда и клюнет.

И в литературе:

  1. "Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом" (Грин).
  2. "Хорошая девушка, сиротка одна" (Баженов).
  3. "У вас же чистота, как говорят медики, стерильная" (Дубов).
  4. "Деревенщина! — Что? — Она отшатнулась" (Шаргунов).

Таких примеров в литературе множество. Определение общего рода из перечисленных в упражнении слов - одно из заданий на уроке русского языка, с которым легко справиться.

Разделы: Преподавание русского языка

Конспект урока

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Тема: Имена существительные общего рода.

Цели урока:

а) познавательные:

– познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;

б) практические:

– сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте;

– формировать умения употреблять в речи существительных общего рода.

Метод обучения : проблемный урок.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Подведение к новой теме.

Сообщаются тема, цель урока

Фронтальный опрос :

Что такое род? (грамматическое значение)

Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?

(знаменательные)

Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)

Сколько родов в русском языке? (называют)

II. Повторение пройденных тем:

Задание : распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе

Под диктовку учителя 3 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях.

Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.

Молодцы, ребята! Мы еще вернемся к слову «умница», а теперь посмотрим на доску.

III. Мотивация. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации.

Вопросы:

1. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного

Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.

2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда

На доске появляются слова умница, непоседа, соня

3. Определите, какого рода данные существительные (предъявление факта).

Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации).

Рядом со словами появляются имена дочка, внучок, брат

4. Скажите, а сейчас мы сможем определить род имен существительных умница, непоседа, соня

(предъявление второго факта)

Ученики определяют

умница – женский род

непоседа – мужской род

соня – мужской род

Учитель меняет местами имена собственные и получается

Внучок, доченька, сестра

5. А так можно сказать?

Да.

6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.

7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных. Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке? (побуждение к формулированию проблемы)

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос)

IV. Открытие новых знаний, формулирование темы урока.

Формулируется определение “общий род”.

II. Работа по новой теме

1. Работа с текстом.

Учитель. А сейчас прочитайте четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими:

Вот подходит к детворе,

Затевает драку.

Все боятся во дворе

Так___ забияку

Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.

Ученики. Такого забияку.

Учитель. А разве девочки не дерутся?

Ученики. Бывает.

Учитель. Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка…

Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола, называются существительными общего рода.

В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Такие имена существительные называются существительными общего рода.

8. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

Имена существительные общего рода (тема записывается на доске и в тетрадях)

V. Воспроизведение нового материала. 2. Работа с учебником.

Учитель. Давайте проверим себя по учебнику : стр. 91, параграф 41. Что ещё вы узнали, прочитав параграф 41?

Ученики. Существительные общего рода имеют окончание –а (-я). Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

3. Наблюдение за речью героев (сценка).

Учитель. А вот какая история произошла однажды в нашем лагере отдыха. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый, ученик 11-го класса, взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

Ученики.

– Вот видишь, ты такая большая неряха.

– Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

– Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

– Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?

Учитель. Вожатый, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?

Ученики. Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить “большой неряха”, “такой неряха”.

Учитель. Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

Ученики. Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.

Учитель. А если о животном-забияке? Например, о коте или кошке?

Ученики. Тогда надо придерживаться такого же правила: “Васька – страшный забияка”, “Муська – страшная забияка”.

VII. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.

На доске представлены предложения:

Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.

1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.

1.Найдем в предложении существительные общего рода.

2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.

2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.

3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.

3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.

Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.

4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.

Например: 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.

2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.

3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.

Работа с учебником.

Работа над материалом. Упражнение №229

На доске:

10. Записать слова в два столбика:

1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека

2 столбик – другие существительные общего рода

1 вариант

задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка

2 вариант

сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка

11. Какая группа получилась больше?

В первом столбике слов больше. Скорее всего это разговорный стиль, реже художественный

12. Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.

6. Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.

Учитель. Нравятся вам люди такого сорта?

Ученики. Нет.

Учитель. И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (слова написаны на доске). Давайте послушаем.

Ученики.

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.

Учитель. Но особенно в старину не любили жадных людей.

Ученики.

Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибётся об скамейку.

Учитель. А эту корилку (от корить, ругать) вы закончите сами:

Что за шум, что за рёв?

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка,

Это Таня …

Ученики. … рёвушка..

Учитель. А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества: “плакса”, “жадина”, “рёвушка”.

13. Работа со словарём.

Учитель. Слово дежурному по словарю.

Дежурный по словарю. Невежа – м. и ж., грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и ж., малообразованный, малосведущий человек. Полный невежда в музыке.

Учитель. Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

“Он два раза в неделю страдал от обжорства”.

“Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”.

Ученики. Это о Троекурове – герое романа Пушкина “Дубровский”.

Учитель. А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.

Ученики. Он обжора и невежа.

Учитель. Видите, как точно и хлестко характеризуют человека эти маленькие словечки. Запишите их в тетрадь.

Учитель. Что-то мы сегодня всё о плохом да о плохом! А разве нет среди существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?

Ученики. “Молодчина”, “умница”.

14. Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”

Физкультурная минутка

(проводят сами учащиеся)

(Выходит ученица и декламирует дразнилку, показывая при этом движения). Зарядка-дразнилка: “Сони, плаксы и задиры, выше руки, ноги шире …”

Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – свое отношение.

Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.

Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.

VII. Подведение итогов урока.

15. Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?

Существительные общего рода.

Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.

Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.

Оценки за урок.

Домашнее задание упражнение №230

В конце урока игра “Наоборот”:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”

А ты ответишь

“низко”

Скажу я слово “далеко”

А ты ответишь

“близко”

Скажу тебе я слово “трус”

Ответишь ты

“храбрец”

Теперь “начало” я скажу

Ну, отвечай:

“конец!”


«Имя существительное» - Имя существительное. 2 склонение: аквариум?, растени-е, Месяц?, неб-о. Несклоняемые имена существительные: метро, кофе, пальто, кино, шоссе. Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?, что? Дательный падеж - вопросы Кому?Чему? Средний род: солнце, растение, сердце, лицо (оно, моё).

«Существительное 5 класс» - Работа с учебником теории. Повторительно – обобщающая беседа. Ненависть Ненастье Небрежность Враг – неприятель Горе – несчастье Ложь - неправда. 4 блок: правописание гласных О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Не большая, а маленькая книга. 3 блок: правописание суффиксов -ек- (-ик-) в существительных.

«Имя существительное 6 класс» - 8. Объяснительный диктант. Суффиксы имен существительных. 5. Подберите 2-3 существительных с таким же суффиксом. 4. Найдите существительное, строение которого соответствует схеме: 2. Подберите по 2 однокоренных существительных с данными корнями: 6. Составьте предложение, в котором грамматическая основа выражена именами существительными.

«Род существительных урок» - Драчун, зачинщик ссор и драк. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Ночные тени, Тени без конца. Серебрянка – мелкая речонка. Докажите. Составить два предложения. Найдите однокоренные слова. Определить род имён существительных. Задание: Написать сочинение по картине, используя имена существительные.

Основное содержание маршрутного листа. Падеж имен существительных. Что вдевают в ухо? Самостоятельно выбрать уровень сложности. Куда несут посылки? Правописание суффиксов и окончаний. Русский язык. Много ли детей в семье? Определите лишнее слово. Использование данной технологии направлено на осуществление психолого-педагогической поддержки обучающихся.

«Род имён прилагательных» - Проблема. Знаем. Береза пальто ковер. Проверь. 1. Способ определения рода у имен прилагательных. Алгоритм. Тема урока Род имен прилагательных. Какое лишнее? ая, ой, ый, ий. Как определить род имен прилагательных? 1.У существительных 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.). 2. Способ определения рода у имен существительных.

Средства выражения рода

1. Чаще всœего в качестве средства выражения рода используются формальные показатели: родовые флексии в начальной форме существительного:

а) мужской род: Ø – стол, -а – сынишка, -о (-е) – дворишко, городишко (двор, город), топорище (топор);

б) женский род: -а (-я) – весна, земля; сущ. с мягкой основой, кроме j, и оканчивающиеся на шипящую – ночь, рожь, синь.

в) средний род выражается с помощью флексий -о (е) (зерно, поле), в ряде слов -я (знамя, существительные на -мя + дитя).

2. Семантический показатель рода действует только в сфере одушевленных существительных, в которых род выражается по значению: дедушк-а (м.р.), Мери, мадам (ж.р.) – нет флексии, портье (м.р.). Этот показатель действует только в названиях лиц, к которым относятся и несклоняемые существительные (наименования лиц).

3. Словообразовательные средства. Род выражается с помощью словообразовательных суффиксов:

а) женский род: -к- (книжка), -ниц- (ученица), -их- (портниха), -ис- (актриса), -изн- (белизна), -ость- (нежность), -ш- (генеральша);

б) мужской род: -ник (ударник), -тель (строитель), -арь (дикарь), -чик (летчик), -щик (крановщик), -ун (бегун);

в) средний род: -иj- (-ениj-, -ниj-) - (созвездие, чтение, расписание); -еств- (-ств-) – вещество.

4. Синтаксические средства: род выражается формой зависимого слова. Действует для всœех имен существительных или как основной, или как дополнительный (черный кофе, солнечный Баку). В некоторых аббревиатурах (склоняемых) действует закон аналогии.К примеру, наш вуз – мужской род, хотя опорное слово среднего рода.

Все эти показатели могут совмещаться (наш-а учитель-ниц-а - морфологические, словообразовательные, синтаксические средства).

В русском языке существует небольшая группа слов, которая обозначает лицо по характерному действию или качеству и дают эмоциональную оценку, чаще отрицательную (плакса, ханжа, неряха). Формальный показатель – флексия -а (я). Οʜᴎ используются для обозначения лиц и женского, и мужского пола, ᴛ.ᴇ. являются двуродовыми – известный (-ая) ханжа. Их конкретное родовое значение определяется только в контексте с помощью синтаксических показателœей (по форме согласующихся с ним слов).

Существительные общего рода делятся на:

1) нарицательные существительные (с флексией -а, -я ) со значением качественной характеристики или эмоциональной оценки лица (ябеда, злюка). Οʜᴎ являются разговорными наименованиями;

2) небольшая группа неофициальных имен мужчин и женщин, выступающие как уменьшительные к полной форме (Саша – Саня, Женя, Валя).

3) несклоняемые фамилии русского и иноязычного происхождения (Долгих, Нестеренко, Дюбуа). Особенность этих существительных состоит по сути в том, что принадлежность к роду в них морфологически не выражена. Род определяется в контексте по форме согласуемых слов.

Слова общего рода образуют замкнутую, непродуктивную группу слов. К словам общего рода примыкают названия лиц по профессии и роду деятельности (врач, доктор, геолог). Общее у них состоит в том, что они могут называть лицо и женского, и мужского пола. Различия заключаются в следующем: если слова общего рода вне контекста рода не имеют, то названия профессий вне контекста сохраняют мужской род, который выражает нулевая флексия (комсорг). Эти слова приобрели в современном русском языке двойную функцию – называть и мужчин, и женщин. Причина этого – социальная. Некоторые ученые называют их двуродовыми, т.к. в разговорной речи появились новые формы согласования по смыслу: врач выписал (а) рецепт.

Слова общего рода - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Слова общего рода" 2017, 2018.