Истина сделает вас свободными. «и познайте истину, и истина сделает вас свободными Истина освобождает

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, – говорит Христос. Кто хочет быть христианином не по имени только, тот должен знать, что является обязательным условием ученичества Христова – этой школы святости, в которую надо ходить всю жизнь. Мы должны пребывать в слове Христовом, как пребывают в доме родном, – нашем центре, покое и убежище. Господь обещает дать два драгоценных дара учащимся у Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Великое приобретение – знать истину. У учеников Христовых – хороший Учитель. Знание истины делает нас свободными в нашем служении Богу. Мы призваны в свободу славы чад Божиих. Истина освобождает нас от насильства диавола, от всех наших духовных врагов, от всех заблуждений и грехов, от смерти.

Иудеи, судящие по плоти, соблазняются этим словом Господа. Мы семя Авраамово, – говорят они надменно, – и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Как лживо это их утверждение и как бесстыдно они произносят его перед лицом всего народа! Как будто не было вавилонского плена, и как будто в это самое время они не находятся под властью римлян. Но, самое главное, они не понимают, что Христос говорит о другом рабстве, свободу от которого может дать только истина. Господь говорит о рабстве греха, о диавольском пленении и о свободе через познание Христа: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. И разве не нуждается такой раб в освобождении? Нет человека, иже жив будет и не согрешит. Но есть те, кто хочет утвердить грех, как нормальное явление, кто ходит вслед скверной плоти, предпочитая грех всему. Господь как бы запечатлевает их рабским клеймом: «Вы рабы греха». Он показывает, что их пребывание в доме Божием не делает их наследниками Божиими вместе с Сыном. «Не думайте, что вы освободитесь от греха обрядами Моисеева Закона. Моисей – только слуга. Но если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Господь Иисус Христос предлагает нам истинную свободу, даруя усыновление Своею кровью и освящением Божественным Духом. Иудеи хвалятся, что они – наследники Авраама, возвеличивая свои имена. А на самом деле это только усугубляет их вину. Знаю, что вы семя Авраамово, – говорит им Христос, – однако ищете убить Меня. Они уже неоднократно пытались это сделать, и теперь не отступают от своего гнусного замысла. Потому что слово Мое, – говорит Господь, – не вмещается в вас. Страшно, если слово Христово не находит места в человеке, особенно когда это служитель Божий. Что-то другое вытесняет то, чему должно принадлежать все. Ничего хорошего не должно ждать от такого человека, ибо он дает в себе место диаволу и всякому злу.

Господь говорит, что Его учение – небесного происхождения: Я говорю то, что видел у Отца Моего. Он один возвещает не только то, что слышал от Отца, но что видел у Него. А дела иудеев – от адских бездн: Вы делаете дела отца вашего. В своем постоянном возрастании ненависти ко Христу они воистину уподобляются диаволу: Если бы вы были дети Авраама, – снова говорит им Господь, – то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Наследники Авраама должны были бы не только хранить веру Авраама (хотя иудеи делали это только внешне), но творить дела Авраама. Они настолько неблагодарны и нечестивы, что ищут отнять жизнь у Того, Кто открывает им истину, которую Он слышал от Бога. Авраам этого не делал. Авраам прославился своим человеколюбием и благочестием. Авраам веровал Богу, а они упорствуют в неверии. Авраам никогда не поступил бы так, если бы он жил в одно время со Христом: «Вы не дети Авраама, вы делаете дела отца вашего».

На это иудеи сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Теперь они начинают понимать, что Христос говорит им о Небесном Отце, и гордо утверждают, что отвергаются, в отличие от прочих народов, прелюбодейного идолопоклонства. Но человек может быть свободным от явного идолопоклонства и погибать от иного, не меньшего нечестия. Они хвалятся быть истинными поклонниками истинного Бога. Христос говорит им, что они не имеют права называть Бога Отцом. Прежде всего, потому что они не любят Христа. Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Господь лишает их родства с Авраамом за то, что они ищут убить Его. И Он лишает их родства с Богом за то, что они не любят и не исповедуют Его. Все, для кого Бог – их Отец, имеют истинную любовь к Иисусу Христу. У Бога множество способов испытать нас. Но есть главнейший: Он послал Сына Своего Единородного в мир, с тем, чтобы всякий, кто нелицемерно называет Бога Своим Отцом, принял Сына Его. Только этим измеряется духовность каждого без исключения человека. Христос, Сын Божий, пришел, чтобы всех рассеянных чад Божиих собрать воедино. И все чада Божии с верою и любовью приемлют Его.

Что же такое свобода и какое отношение она имеет к независимости? Почему человек так стремится к свободе?

Создатель наделил человеческий дух, волю потребностью быть свободным в стремлении и полноте жизни, которая возможна только при максимальном использовании своего творческого потенциала. Свобода – это устремление человеческого духа. Часто люди, не имея понятия об истинном смысле слова свобода, используют его в понимании извращенного желания жить, игнорируя все законы, не желая нести ответственности за свои поступки. Сегодня, например, мы встречаемся с таким понятием как сексуальная свобода – что на самом деле является формой рабства и полного незнания истины о свободе и любви.

На протяжении всей истории отдельные личности, группы, а иногда целые народы стремились сбросить с себя то, что они считали игом рабства. Желание быть свободным забрало больше жизней, чем любая другая человеческая страсть.

Само понятие свободы было создано не человеком, а для человека. Свобода – это Библейская концепция, которая является сутью Творца, а также и нашей сутью, как образа (отражения) и подобия Всевышнего. Свобода является сущностью и целью человека. Любая форма рабства, выраженная в каторжном труде, насилии, экономическом гнете, в семье, идеологии, духовной или религиозной тирании всегда будет являться грехом против человека и пробуждать в нем желание к свободе.

Многие греческие философы и современные мыслители изучали этот вопрос и производили многочисленные исследования. Свобода определяется как тройственная человеческая ценность. Существуют три основные элемента свободы: личная свобода, суверенная и гражданская. Но самым важным аспектом свободы является естественная свобода человека, заложенная в него Творцом. Когда человек потерял естественную свободу, данную ему Создателем, то три предыдущие, которые касаются воздействия на внешние стороны личности человека, никогда не дадут ему подлинной свободы, которая является внутренним состоянием человеческого духа.

Когда Бог сказал: «Сотворим человека…»(Быт.1:26) - сразу же была определена цель: «да владычествуют они над рыбами морскими и птицами небесными, и над скотом, и над всею землею»(Быт1:26). Свобода, заключенная в человека, сразу же предполагала право и ответственность. Каждый человек был создан Богом владычествовать на своей определенной территории посредством даров и талантов. Свобода – это право служить другим людям посредством даров и талантов, не ограничивая и не контролируя при этом другого человека. Сотворив людей, Бог никогда не предполагал господство и угнетение одного человека другим.

Чтобы лучше понять, что такое свобода, необходимо узнать, что же является состоянием рабства.

Если Бог создал человека свободным, откуда и почему появилось рабство? Вследствие отвержения Бога и Его руководства в жизни первых людей, наших предков Адама и Евы, вся человеческая раса попала в рабство к князю тьмы. Как только первые люди нарушили Божье повеление, они увидели, что наги. На смену утерянной любви, выражавшейся в доверии к Отцу, вместе с непослушанием пришла беспомощность и состояние угнетения – как теперь жить, что делать, где и в ком искать защиту, как обезопасить свою жизнь? Люди потеряли образ Божьей славы, Божью свободу, внутренняя природа стала носителем зла и добра. Потеря внутренней свободы сменилась на внутреннее рабство, и выражалось оно, прежде всего, в разуме людей. Они были изгнаны из Едемского сада, земля проклята, и последствия отвержения Бога первыми людьми непосредственно коснулись судьбы всего человечества. Всем мужчинам в лице Адама Бог сказал: «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»(Быт.3:17) «.В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»(Быт.3:19) ( «Пот лица» свидетельствует о рабском труде человека, а также извращении понимания отношения человека к труду. Скорбь – состояние раба во все дни его жизни. Скорбь – это состояние угнетения и рабства, противоположное чувству радости, которая сопровождает свободу. Состояние, обещанное Творцом всем женщинам в лице Евы, после отвержения людьми Бога, посредством нарушения заповеди, также говорит о состоянии скорби. Жене сказал: « умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»(Быт.3:16). Результат непослушания Богу привел человека к отношениям рабства. Господство (угнетение) жены мужем явилось следствием свободного выбора человека жить по своим правилам и своему разумению. Свобода людей от Бога привела их же к рабству и угнетению одного другим. Желая получить мнимую свободу и независимость от Бога, люди оказались в рабстве и потеряли ту свободу, которая у них была.

Самым страшным результатом последствий отвержения Бога, его мыслей и планов для человека, стало дьявольское разрушение психики людей. Суть угнетения – психическое и душевное порабощение. Если дух человека свободен и крепок, физически его никогда невозможно поработить. Рабство всегда приходит сначала на угнетение разума человека. «Каковы мысли в душе человека, таков и он…» .(Пр.23:7)). Если человек ищет свободы, требуя правосудия или справедливости, кто он? Только раб может считать, что с ним кто-то несправедливо обращается и угнетает его. Наше состояние свободы в разуме гораздо важнее, чем физическая свобода. Мы не будем свободны до тех пор, пока несвободен наш разум, пока мы имеем мышление и менталитет раба. Например, что завтра будет очередная инфляция и нас оставят без денег, или последующее правительство может несправедливо с нами обращаться посредством законов, налогообложения и других рычагов управления, и т.д. Свобода является прежде душевным состоянием, а потом и физическим. В Евангелие Иоанна 8:32 написано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» . Если мы находимся под защитой Бога – Он держит все ситуации нашей жизни под контролем, и никто не сможет причинить нам вреда без Его ведома! Человек не станет свободным до тех пор, пока не станет правильно мыслить.

Недавно возникла новая наука, изучающая человеческий мозг – нейронаука. Институты по её изучению находятся по всему миру. Главным и ведущим по изучению этой науки является Калифорнийский университет. Исследования, сделанные этим заведением, показали, что наш мозг состоит из 10 миллиардов нейронов. Сам мозг это не разум. Разум – это форма сознания, которым обладает только человек. Доктор Энри Ньюберг, работающий в Калифорнийском университете, сделал точное заключение и показал неразделимую связь человека с Творцом следующим заявлением: «Мы прочно подсоединены к Богу». «Бог и религия (образ мыслей и поведения человека) нужны мозгу как воздух».

Единственной истиной, которая может сделать нас опять свободными людьми, является сам Бог. «Я есть путь и истина и жизнь» - сказал о Себе Иисус Христос(Иоан14:6)Только принимая Его в свое сердце, разум и жизнь, включая образ мышления и поведения, рекомендуемое нам Господом, мы опять сможем обрести истинную свободу в разуме, освободится от скорби и жить в радости, несмотря ни на какие внешние факторы, пытающие довлеть и порабощать нас. Познайте истину, и истина сделает вас свободными.

Через молитву примирения, покаяния перед Богом мы сможем обрести то, о чем мечтаем, избавиться от угнетения в разуме, а значит, и на физическом уровне, и обрести так сильно желаемую всеми свободу.

«Отец Небесный, прости мне все мои неудачные попытки и поиски свободы посредством всякой неправды, лжи, унижения других людей, алкоголя, наркотиков и т.п. Я осознаю себя грешником и раскаиваюсь во всех совершенных мною грехах. Я признаю Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, и с этого дня принимаю решение идти только по Его пути, жить по Его истине. Спасибо, что только в Нем я получил прощение, исцеление, настоящую свободу и истину жизни. Аминь».

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 8, с 31 по 42 стих.

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

(Ин. VIII, 31-42)

Сегодня мы слышим продолжение беседы Христа с народом. Начинается представленный отрывок с обращения Господа к уверовавшим в него иудеям. Некоторые из иудеев по-настоящему уверовали во Христа, то есть приняли его как Мессию, и Господь обращает к ним еще более глубокие слова, говоря: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Тот, кто соблюдает слова Христа, является его учеником. Мы уже говорили, в чем заключается суть слов Христа: исполнять волю Божию, чтобы она пребывала на земле, как и на небе, и которая заключается в полном послушании, которое ведет нас к любви. Это рассуждение можно продолжать, основываясь на самом учении Господа нашего Иисуса Христа, который говорит всем нам: «Так узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Если пребудем в слове Господнем и будем иметь любовь вокруг нас и внутри самих себя, означает, что мы являемся истинными учениками Христовыми.

Следующий стих тоже очень важен: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Это одни из тех слов, которые стали «золотыми словами», о которых знают совершенно разные люди, в том числе вовсе не религиозные. Что значит познать истину? Вспомним, что истина есть для нас Сам Господь: «Я есмь путь и истина». Прими внутрь Самого Христа и ты познаешь истину. Познай Христа, прими Его - и станешь свободным.

Далее иудеи спрашивают Христа: «Почему ты говоришь, что мы сделаемся свободными, если мы никогда не были никому рабами, мы семя Авраама и всегда были свободными». В ответе Господа для нас открывается еще более глубокая и важная мысль: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» - вот от чего нас готов освободить Господь. Познай истину, то есть прими в себя Христа, и тогда ты освободишь себя от греха - станешь свободным. В этом же ключе можно рассудить, что такое настоящая и подлинная свобода. Многие считают, что свобода есть возможность совершать все, что угодно. Но это вовсе не есть настоящая свобода. Настоящую свободу мы можем обрести лишь во Христе и понять об это сможем только когда эта свобода и Сам Господь будут пребывать в нас. Если мы совершаем все, что хочется, и живем в большей степени по страстям, мы становимся рабами своих страстей, и они руководят нами.

Вспомним грех Адама, когда змий искушает первого человека, говоря: «Бог обманул вас, сказал вам неправду, потому что знает, что если вы вкусите от этого плода, то станете подобными Богу, знающему доброе и злое». Как ты хочешь жить: повиноваться Ему, скрывшему от тебя правду, - спрашивает змий, - или же будешь совершать свою волю?» И здесь первый человек нарушает заповедь, данную ему Богом, поступает самовольно, срывая и вкушая эти плоды. И ничего из обещанного с ним не происходит, но грех проникает в его сущность, и он становится рабом греха. Теперь он сам опытно знает, что такое зло и грех, и это приносит ему огромный вред. И жизнь по страстям продолжается все время и настолько вредит человеку, что уничтожает его до той степени, что смерть проникает во все человеческое существо и мы становимся рабами и зависим от всего, что находится вокруг нас.

Но в мир приходит Господь и говорит: «Я сделаю вас свободными от всего». В мир приходит Бог и говорит, что смерти больше нет, но мы все равно боимся смерти. Почему? Потому, что не принимаем Христа. Если бы мы приняли Христа, пошли за этим светом и видели в Нем путь своей жизни, понимали, что в Его есть руках карта жизни, то не боялись бы ничего и не были бы рабами. Но были бы только в послушании Богу, и наша жизнь стала бы по-настоящему счастливой, потому что там, где Христос, там - подлинное счастье. Будем помнить, что всякий раз, когда мы согрешаем, мы становимся рабами греха, а значит рабами дьявола - поступаем к нему на службу и выполняем то, что хочет он, но не то, что хочет Бог.

Будем думать: если мы христиане и следуем Богу, кому хотим мы служить и что находится в нашем сердце: святость и стремление к небу или же путь к жизни вечной, но в состоянии вечного мучения. Вот о чем нам в сегодняшний день повествует Священное Писание, чем в этот день нас назидает Сам Господь: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

1000 людей живут на черновик, не зная основного. Мы родились для того, чтобы быть счастливыми. Не многие решаются броситься на поиски счастья, не многим хватает сил ждать. Но те, кто ищет и ждет, или хотя – бы пытался - знают: оно того стоит.

Григорий Болгов

И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

От Иоанна, 8: 32

Наш путь к ИСТИНЕ не был простым.

На нашем пути было много взлетов и падений, были моменты, когда нам казалось, что ничего не работает и все напрасно. Напрасны эти часы, дни, месяцы и годы работы над собой, работы с огромным количеством убеждений и программ.

Это как восхождение на гору, ты карабкаешься на нее, вот уже почти взобрался и чувствуешь на какое-то время облегчение, и снова срываешься и нужно начинать все заново - и кажется, что этому нет ни конца ни края.

Работа с убеждениями показала, что внутри у каждого человека находиться множество опытов из разных воплощений, множество опытов нашего рода и наших личных опытов, полученных в этой жизни.

К нам пришло понимание - хотим очиститься, исцелить боль, которая есть внутри раз и навсегда. Мы всегда верили, что есть простой, короткий путь.

Несколько лет назад,когда мы с головой окунулись в духовное целительство, даже представить себе не могли, сколько внутри нас скрыто убеждений и верований, страхов, памяти о прошлых травмах и обидах.

Внутри - целая вселенная.

Чем больше очищаешь сознание, работаешь с убеждениями, тем больше поднимается на поверхность.

Однажды пришло осознание: Даже благодаря самым лучшим целительским методикам которые существуют на сегодняшний день на Земле, людям понадобиться очень много времени чтобы по настоящему очиститься. И - это сотни лет …

Что заставляет нас всех идти в духовные практики и целительство?

Конечно же наши проблемы, которые становятся настолько невыносимыми, что мы устав с ними бороться, ищем способы которые нам помогут исцелить внутреннюю боль и напряжение.

Сначала в один метод, потом в другой…

Появляется луч надежды, потому что тренер обещает исцеление, избавление от кармы, очищение от блоков...

Как утопающий за соломинку мы хватаемся за очередной волшебный способ трансформации, ездим на семинары, учимся, отдаем иногда последние деньги за каплю надежды.

Мы делаем множество действий и опять ничего не происходит.

Почему у других есть результаты, а у меня нет, думаете вы, и решаете что у вас карма тяжелее или очередной метод оказался пустышкой. Каждый метод прекрасно работает, но с определенным уровнем и слоем, очистив один уровень, поднимается второй и так далее …

Мы были в отчаянии, временами опускались руки – ведь мы понимали какую работу людям нужно проделать над собой чтобы прийти к Гармонии и счастью.

Однажды, к нам пришла книга Джо Витале и Женевьева Беренд » 21 урок для счастливой жизни « .

Книга дала нам удивительное понимание того, что вещи не такие какими кажутся … и это не только фраза, прочитанная где-то, это было осознание изнутри. У каждого предмета есть духовное начало, сущность этой вещи или первоначальный образ. То, для чего эта вещь создавалась.

Сущность (лат essentia ) - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.

Имея достаточно большую целительскую практику мы поняли о чем говорит автор, и естественно начали использовать это знание в работе с людьми.

Мы искали истинную суть всех окружающих нас вещей и понятий.

И вот тогда и начались настоящие чудеса!!!

Духовный прототип каждой вещи уже давно утратил свой первоначальный смысл, на каждом слове произносимом нами наслоено множество ложных верований и ошибочных убеждений и это легко можно увидеть, разобрав любое слово, любой образ.

Наш первозданный образ - это наша вечная природа, наше вечное предназначение, действуя в соответствии с которым мы по максимуму раскрываем свою индивидуальность в совместном творении и вследствие этого обретаем самое большое счастье, которое только может быть.

Наш образ - это наше я, наше отождествление, то чем мы себя считаем. Такое отождествление может быть, как истинным (соответствующим нашему первозданному образу), так и ложным(включающим в себя опыт боли прошлого).

Отождествляя себя со своим первозданным образом, мы полностью осознаём важность Божественной программы совместного творения и радости от созерцания его.

Современный мир, забыл одну из важнейших наук, которая помогала нашим пращурам не просто выживать, а жить полноценной, яркой, насыщенной и счастливой жизнью.

Эта наука давала человеку ощущение его единства с природой. Она помогала ему не подчиняться капризам природы, а подчинять эти «капризы» жизненным интересам человеческого сообщества. При этом подчинение природных сил не носило насильственный характер, как это стало делаться в индустриальном обществе, а достигалось путём гармонизации отношений человека и природы.

Эта наука называлась «наукой образности». Именно об этой науке говорила Анастасия, в книге В. Мегре «Звенящие кедры России».

За образное мышление отвечает правое полушарие нашего мозга, это наша интуитивная природа, умение мгновенно считывать информацию и проникать в суть вещей.

Образное мышление - это женская энергия, пробуждение которой сейчас происходит во всем мире.

Слово «образ» состоит из нескольких корней.

Слово «об» – это объединение, образование;

а слово «раз» – соединение.

В целом значение этого слова - соединение мужского и женского, соединить небо и землю.

К чему мы пришли в ходе наших размышлений?

Мы все мыслим образами, у нас внутри множество образов.

И вот тут- то для нас открылась ИСТИНА!

Все намного проще чем мы думали. Каждый образ состоит из множества программ и убеждений. Транслируя образы мы притягиваем в свою жизнь все события. И самый простой и короткий способ очистить наш первозданный божественный образ - это пойти вглубь себя и найти там те знания, тот святой Грааль, который человечество искала на протяжении тысячелетий.

Когда мы погружаемся в глубь нашей земной личности, именно там мы находим ответы на все наши вопросы, находим те самые образы, которые сотканы из убеждений, программ, установок, мыслей, программ из прошлых жизней и прошлого опыта.

Эти опыты формируют образы, которые мы затем видим проявленными в нашей реальности. Мы излучаем определенные вибрации и транслируем их во внешний мир, создавая, таким образом, свою реальность.

Почему мы мыслим образно?

Приведу короткий пример. Когда Вы слышите слово «мама», что возникает в голове, первая мысль? У Вас не возникает написанное на доске слово «мама», не возникает фотокарточка мамы, у Вас возникает образ мамы, тот, какой Вы ее привыкли видеть. Сложный, наполненный чувствами и эмоциями, заставляющий почувствовать тепло и заботу.

А теперь попробуйте представить образ собаки. Этот образ в голове у всех разный, у кого-то большая, у кого-то маленькая, бульдог, такса, пушистая, белая, добрая. Образ, это не только картинка, это еще внутреннее ощущение.

В момент, когда у Вас возникает образ, также возникают чувства, образ окрашен чувствами, эмоциями.

При очищении каждого образа из ваших клеток уходят тысячи программ и убеждений, с которыми вы работали годами.

Вы начинаете звучать по новому, вы излучаете другие вибрации, транслируете миру совершенно другую информацию и Ваш мир меняется легко и незаметно. Вы начинаете притягивать к себе то что вы так давно хотели, ситуации в вашей жизни разрешаются волшебным образом.

Волшебный ключ от вашей счастливой жизни находится внутри вас!

Почему на протяжении всей истории человечества лишь единицам было доступно просветление и единицы достигали освобождения от оков страданий и боли накопленной людьми за многие века воплощений.

Энергии на земле были низкими. Вибрационный уровень людей был недостаточно высок и очень мало было живущих осознанно.

Большая часть людей никогда даже не задумывалась об освобождении и любви в ее безусловном, истинном значении.

Годы молитв, медитаций, духовной работы по исцелению и очищению травм в различных методиках, тысячи тренингов по всей планете, сотни духовных фестивалей - и эта вся работа принесла огромные плоды.

Стало доступным то, что еще несколько лет назад было доступно единицам.

Мы с вами готовы к пробуждению и к исцелению.

Пробуждение - это то, зачем мы родились. Это то, через что многие выбрали освободиться от болезней, душевных травм, состояния нехватки, одиночества, долговых обязательств и чувства вины.

Пробуждение с каждым днем, месяцем и годом будет доступно все большему количеству людей.Для того чтобы достичь просветления, вам больше не нужно проходить такой длинный путь который прошли первопроходцы: БУДДА а затем ИИСУС и другие учителя человечества, которые шли по этому пути.

Если вы читаете сейчас эти строки, значит вы готовы освободиться , вспомнить кто вы и научиться жить в Любви, радости и принятии .

Вы готовы открыть миру свой Источник силы, вдохновения и Любви.

Что такое просветление?

Для чего мне оно нужно когда мне нужно столько проблем решать каждый день?

Все дело в том, что мы с вами живем в особенное время.

И выбрали освободиться от груза своих проблем именно через Пробуждение своего внутреннего света.Через пробуждение сознания.

Поможет вам вспомнить КТО ВЫ ? и Зачем вы здесь ?

Технология Образного Творения станет для вас ключом, который откроет замок в вашем сердце и вы наконец -то исцелитесь полностью, отпустите свои страхи, свою боль и будете ПРОСТО жить наслаждаясь каждым днем жизни на нашей удивительной планете.

Нужно только быть смелым, потому что для знакомства с собой требуется необыкновенное мужество, честность и конечно же ответственность.

Сколько вам сейчас лет - 20 , 40 , 60 или 80 ?

Внутри вас столько энергии и силы, внутри каждого из вас есть и мудрость и любовь и знания обо всем! Сколько бы вам ни было лет.

И не думайте, что вам что то поздно менять. "Поздно за пять минут до смерти, поздно когда мы умираем " : говорила Луиза Хей.

Вам нужно лишь осмелиться, взять ключ и открыть Миру себя настоящего.

МИРУ так необходим ваш свет и осознанность.

Ваш внутренний свет готов засверкать всеми своими гранями.

PS: ВЫ несёте в себе семя Вселенского Духа Божьего, а вместе с ним мудрость и исцеление.

Григорий Болгов Елена Железцова

(14 голосов : 4.0 из 5 )

В. П. Лега

В современном обществе прочно устоялась мысль о том, что христианство, как, впрочем, и любая другая религия, ограничивает человека в его свободном выборе и поэтому делает его менее свободным. Действительно, утверждают атеисты, как можно представить себе свободным человека при условии существования всемогущего Бога, предопределяющего все человеческие действия? Да и православные христиане сами называют себя «рабами Божиими», возводят послушание в ранг самых высших добродетелей и т. п.

Пожалуй, наиболее ярко эту мысль выразил Ж.-П. Сартр, сказавший, что даже если бы Бог и существовал, то это никак не повлияло бы на человека в плане его свободы и ответственности. Коротко говоря, если человек свободен, значит, Бога нет. Поэтому, пишет Сартр, «экзистенциализм - это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма» . Таким образом, атеист утверждает, что православие подавляет свободу, утверждая, что человек - это раб Божий и запрещая человеку делать многое из того, что вполне доступно атеисту. А там, где отсутствует свобода, отсутствует и этика. Отсюда вытекают уж совсем пессимистические выводы относительно христианства.

Однако атеистические спекуляции на проблеме свободы вызваны недостаточным пониманием того, что же такое свобода. Я предлагаю обратиться к этому вопросу сквозь призму известной фразы из евангелия от Иоанна «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (). Фраза, чрезвычайно насыщенная философскими понятиями, поэтому без ее философского осмысления здесь не обойтись. Но чтобы это осмысление было более точным, давайте прочитаем эту фразу в ее контексте. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (). Из слов Спасителя видно, что под истиной Он имеет в виду Себя, Сына Божия, как Он сказал и в ином месте: «Я есмь путь и истина и жизнь» (). В этом же смысле высказывается и ап. Павел: «…закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (). Для христианина слова «свобода во Христе» являются весьма понятными и привычными. Как писал А. Хомяков, «само христианство есть не иное что, как свобода во Христе» . Но как понять эти слова с точки зрения философии? Здесь нам необходимо прояснить оба понятия: и понятие свободы, и понятие истины. Начнем со второго.

Чаще всего под словом «истина» имеется в виду соответствие высказываний, или мыслей, действительному положению вещей. Родоначальник такой точки зрения, Платон, сказал: «Если кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину. Тот же, кто говорит о них иначе, лжет» . Аристотель вторит ему в «Метафизике»: «Говорить о сущем, что его нет, или о не сущем, что оно есть, значит говорить ложное. А говорить, что сущее есть и не сущее не есть, значит говорить истинное». Иначе говоря, истина есть соответствие мыслей действительности. Это классическая, или корреспондентская, концепция истины.

Однако в ней возникают серьезные проблемы, поставленные еще в античном скептицизме. Человек в своей познавательной деятельности всегда имеет дело с явлениями, а не с самой действительностью, а явления всегда могут быть сведены к субъективным восприятиям. Поэтому разделение на действительность и мысль о ней оказывается достаточно эфемерным, философия так и не смогла его преодолеть. Далее, на основании какого критерия человек делает вывод о том, что его мысли и в самом деле соответствуют действительности? Ведь человек всегда ограничен рамками своего собственного мышления, а в мышлении и формируется суждение об истине. Человек никогда не может встать на место объекта, он всегда остается субъектом. Поэтому сказать, что мое суждение соответствует действительности, совершенно необоснованно. Каков критерий, каким образом я узнаю, что это суждение соответствует действительности, т. е. что оно истинно? Я должен иметь собственный критерий истинности, чтобы знать, так это или нет. Т. е. у критерия истины должен быть собственный критерий истины и т. д. до бесконечности. И если даже некое мое высказывание соответствует какой-то действительности, то как быть с высказываниями науки, которые имеют всеобщий характер? Как проверить истинность всеобщих высказываний на основании данного критерия?

Для решения этих проблем в XVII –XVIII вв. была предложена другая теория истины, получившая название когерентной. В качестве необходимого требования истины выдвигается требование логической связности высказывания. Истинным является то высказывание, которое логически непротиворечиво. Соответственно с этим когерентная теория истинности имеет две разновидности. Одна разновидность - это теория Гоббса, который утверждал, что логическая непротиворечивость есть критерий в классической теории истины. Другую разновидность мы находим в учении Канта, который утверждал, что действительность вообще непознаваема и речь идет только о явлениях, о мысли, которая сама диктует законы действительности, и поэтому критерием истины и самой истиной является именно непротиворечивое высказывание.

Но здесь снова возникают проблемы. Что значит непротиворечивость? Эта концепция просто утверждает истинность законов логики, не исследуя ее происхождение, и тем самым просто постулирует, что логическая непротиворечивость есть истина. Тем более непонятно, почему непротиворечивое высказывание действительно соответствует реальному положению вещей.

Концепция Гоббса также имеет свою западню, ибо возникает вопрос: на основании какого критерия утверждается, что логическая непротиворечивость есть критерий, гарант того, что наши мысли действительно соответствуют объективному миру? Появляются проблемы, которые возникали и в первом случае, в классической теории, - вопрос о том, что действительные вещи связаны теми же самыми законами, что и понятия в разуме, но ведь понятно, что законы разума и порядок вещей сущностно отличаются друг от друга.

Итак, получается замкнутый круг: когерентная теория истины требует для себя в качестве дополнения классическую, а классическая - когерентную. В XIX –XX вв. были сделаны выводы о причинах возникновения этой проблемы и указано, что такой причиной является стремление философов решать свои проблемы посредством субъект-объектных отношений. Для преодоления субъект-объектного характера философии были предложены другие концепции истины, в которых осуществляется выход за пределы пары субъект-объект. В конце XIX в. была предложена так называемая прагматическая концепция истины: истина - это то, что полезно. Тем самым создатели прагматической концепции попытались освободиться от зависимости концепции истины от законов логического мышления, от связи между словами. Такая категория, как полезность, может быть применима и для материального субъекта, и для материального мира. Но оказалось, что прагматическая концепция сужает само понятие истины. Бертран Рассел иронически заметил, что с точки зрения прагматической концепции истины тождественными являются такие два высказывания, как: «Истинно, что другие люди существуют», и «Полезно верить, что другие люди существуют», хотя очевидно, что это совершенно различные высказывания.

Более того, в теории полезности истины сама истина оказывается субъективной: если нет деятельного человека, то и самой истины не существует. Не существует и такого понятия, как «истинная теория». С точки зрения прагматической теории не могут рассматриваться на предмет истинности многие положения теоретических наук, особенно таких, которые касаются космологических проблем, математических вопросов и т. п. (какая людям польза от общей теории относительности? от неэвклидовых геометрий?). Между тем эти теории, которым невозможно найти полезного применения в реальных условиях жизни, имеют вполне понятный ученым свой критерий истинности.

Близка к прагматической концепции и марксистская концепция истины, которая утверждает, что критерием истины является практика. Маркс заметил проблему критерия истины и совершенно правильно сказал, что критерий истины не должен находиться в самом разуме, ибо сам разум не может сказать, соответствует он действительности или нет. Следовательно, критерий истины должен находиться где-то вовне, объединяя и разум и действительность. Поэтому Маркс предложил такой критерий истины, как практика. Истина выдвигается по традиционным критериям, классическим и когерентным, а затем практика проверяет истинность этих высказываний. Несмотря на то, что такая концепция вдалбливалась в умы советских людей на протяжении нескольких десятков лет, у любого нормального человека, который получал естественнонаучное образование, всегда возникало внутреннее отторжение от нее, ибо проблемы, которые возникали с прагматической концепцией истины, переходят и на марксистскую. Какая практика может проверить теорию относительности, правильность четырехмерного пространства-времени Минковского, положения математики Лобачевского или Римана? Понятно, что практика тоже может быть неким частным критерием истины, но лишь в отдельных случаях, и потому не может претендовать на всеобъемлемость.

В результате в современном позитивизме львовско-варшавской школы была предложена так называемая семантическая теория истины. Главная задача этой теории состояла в том, чтобы преодолеть недостатки классической и когерентной концепций, т. е. проблему появления парадоксов (типа парадокса лжеца) и проблему соответствия непротиворечивой теории действительности. Семантическая теория утверждает, что любая истинная теория должна отвечать двум критериям: она должна быть материально адекватной и формально непротиворечивой, а чтобы не возникало парадокса лжеца, она должна строиться на некоем искусственном языке, лишенном многозначных терминов - по примеру математического. Сама истина существует только в той науке, в которой создан некоторый специальный, идеальный язык, исключающий появление парадоксов.

Тем не менее и здесь проблемы не снимаются, потому что семантическая теория, выдвигая требование специального языка, создает проблему истинности этого языка. Чтобы оценить его истинность, необходимо создание некоего мета-языка, в котором язык науки рассматривался бы как его частный случай. Возникает построение типа бесконечной матрешки. Проблема истины в таком построении окончательно не решается.

К концу XX в. возникает ситуация, которую предвидел в конце XIX в. Фридрих Ницше, говоривший, что истины не существует и что все познание человека есть просто его интерпретация, а существуют одни заблуждения. Учение об истине - это одно из великих заблуждений человечества, поэтому познание есть лишь приспособление человека к действительности. Само же понятие истины - это ошибочное понятие, псевдо-понятие, говоря языком позитивистов.

Таким образом, такой легкий с виду вопрос об истине оказывается чрезвычайно сложным при попытках его решения и даже не просто сложным, а практически невозможным для решения на языке философии. Наука не может ответить на этот вопрос, потому что она всегда занимается своим собственным предметом и наивно считает проблему истины очевидной. Однако проблема истины выходит за пределы науки, и потому естественно предложить рассмотреть эту проблему философам. Но и философия, как мы видим, тоже ничего не смогла предложить, кроме бесконечных противоречий, возникающих в различных теориях истины.

Однако очевидно, что понятие истины, непостижимое наукой и неулавливаемое философией, тем не менее существует, что непосредственно ощущается каждым человеком.

Почему же возникает способность человека оценивать истину и неумение ее понять? Очевидно, человек по своей собственной природе как существо, умеющее оценить истинность или ложность любого высказывания, любой теории, несет критерий истины в себе. Это означает, что человек своей природой возвышается над субъект-объектным отношением, иначе невозможно было бы говорить ни о чем, кроме личного, субъективного восприятия. Если же человек с уверенностью утверждает истинность или ложность какого-либо высказывания или теории, то это означает, что он действительно возвышается над самим процессом познания, над самим отношением субъекта и объекта. Иными словами, это показывает, что человек, если он познаёт истину, уже не является только лишь составной частью нашего материального мира, как не является и только разумным, мыслящим существом. Конечно, это необходимо, человек является и материальным и разумным существом. Но оценить истинность высказывания на основании наличия только разума невозможно. Значит, человек имеет способность, не осознаваемую и не понимаемую им, которая возвышает его над материальной и над разумной действительностью. В богословии эта мысль часто иллюстрируется на примере нравственного критерия, имеющегося в человеке, - совести. Если человек может оценить некий совершенный им поступок с точки зрения нравственности или безнравственности, то это становится возможным также благодаря наличию в человеке способности нравственной самооценки, совести.

Человек - это не просто существо, состоящее из тела и имеющее разум (разумное животное), а существо, и возвышающееся по своей природе над этим миром, и являющееся частью этого мира. Понять это противоречивое отношение можно лишь через Иисуса Христа, Богочеловека, и возвышающегося над миром, и несущего в Себе природу этого мира. Христианство утверждает неслиянное и нераздельное существование мира и Бога во Христе. Поэтому те противоречия, которые существуют в различных философских теориях, снимаются в христианстве. Христианство достраивает обрывочные суждения, которые различные философы предлагали в качестве критериев истины. Поэтому оказывается, что истина - это единая Божественная Личность Иисуса Христа, в Котором неслитно и нераздельно соединены божественная и человеческая, т.е. тварная, природы, это и разум, слово, Логос. Таким образом, высказывания «что есть истина?» и «Кто есть Истина?» не исключают одно другое, а взаимно дополняют и проясняют друг друга.

Теперь выясним, как же отвечали философы на вопрос: что такое свобода? Казалось бы, ответ прост: свобода - это возможность выбора. Человек свободен, когда может делать то, что захочет, и наоборот, он несвободен, когда такого выбора лишен, как, например, в местах лишения свободы. Однако такой ответ был бы весьма поверхностным. Ведь понятно, что выбор - это свойство того существа, которое обладает свободой. Следовательно, свобода - это не сам выбор, а некое онтологическое свойство, обладая которым, можно этот выбор осуществлять.

Одним из первых обратил внимание на это свойство свободы греческий философ Плотин. Его философия чаще всего ассоциируется с учением об эманации из Единого, протекающей не по его (Единого) воле, а по некоей необходимости, поскольку Единое настолько переполнено энергией, что не может не изливать ее. Очевидно, что представление о том, что в эманировании Единое не свободно, тоже имеет вполне обыденное представление о свободе: Единое было бы свободным, если бы оно могло не только изливать, но и не изливать энергию. Вполне человеческое представление.

Однако сам Плотин понимает свободу иначе и пишет для этой цели трактат «О воле и свободе Первоединого». Для Плотина свободно не то существо, которое может выбирать, а то, которое ни от чего не зависит . Существование Единого ничем не обусловлено, оно существует в силу своей собственной природы, и поэтому оно абсолютно свободно. Ведь Единое выше всего, над ним ничего нет, ничто не понуждает его к деятельности, оно действует в силу только своей собственной природы. А это и есть истинная свобода. «Что касается того сомнения, может ли быть свободным существо, если оно повинуется своей природе, то мы в свою очередь спросим: разве можно считать существо зависимым тогда, когда оно ничем извне не принуждается следовать чему-либо другому? Разве существо, стремящееся к благу, находится под давлением необходимости, когда это его стремление вытекает из его собственного желания и из уверенности, что предмет его желания есть благо?» (VI . 8, 4).

Это понимание свободы как онтологической независимости будет в дальнейшем часто использоваться для решения различных философских и богословских проблем. Применяя это определение свободы, отцы Церкви смогут преодолеть соблазны ересей (как, например, блаж. Августину такое понимание свободы поможет преодолеть ошибочные выводы ереси Пелагия, а преп. — неправоту монофелитства). В Новое время философы объяснят, как можно мыслить свободу в рамках природного детерминизма (Спиноза, например, покажет, что истинная свобода возможна лишь на пути познания Бога), и покажут независимость нравственного закона от закона материального (Кант).

Рассмотрим эти аргументы.

Печальные следствия из понимания свободы воли как выбора между добром и злом показал блаж. Августин в полемике с известным ересиархом Пелагием. По Пелагию выходило, что если свобода есть выбор между добром и злом, то сам человек нейтрален по отношению к этим понятиям. Отсюда вытекают и главные выводы пелагианства: о неповрежденности природы человека в первородном грехе, о ненужности Церкви для спасения и т.п. Августин в ответ на это указывает, что свобода - это не сам по себе выбор, а некая более глубокая сила, способная осуществлять этот выбор. Так, в работе «О свободе воли» Августин пишет: «Ведь воля наша не была бы волей, не будь она в нашей власти. Ну а если она в нашей власти, то она у нас свободна» (III , 3, 8). Иначе говоря, Августин, как и Плотин, считает, что свобода - это независимость. Именно поэтому свободен Бог: все в Его власти, над Богом ничто не довлеет. Бог ни от чего и ни от кого не зависит, поскольку Он - субстанция, ибо, как Он сказал Моисею, «Я есть Сущий». Бог есть любовь, Он абсолютно свободен и именно поэтому не может согрешить. Человек также имеет от Бога эту способность (будучи образом Божиим), но, поскольку человек не всемогущ, то проявляется эта способность как выбор. Человек может обрести бóльшую свободу лишь в Боге, в полном Ему послушании.

Для опровержения ереси монофелитства преп. Максиму вновь приходится вернуться к вопросу о соотношении свободы воли человека и Бога, поставленному и по-своему решенному Августином, а поэтому и вообще к вопросу о свободе. Свобода воли - это свойство природы человека, а не его ипостаси, ведь свободно желают все люди, а чего желает каждый конкретный индивид - это другой вопрос. Если бы свобода воли была свойством ипостаси, тогда один человек мог бы обладать свободой, а другой - не обладать. Но свобода человека - это его сущностное свойство, как бы глубоко грех ни проник в его природу. А уж как конкретный человек воспользуется своей свободой, зависит от него самого - его знаний, воспитания и т.п. Таким образом, разрабатывает учение о двух волях в человеке - природной и гномической. Природная воля - это сущностное свойство человека, образ Божий в нем, данный ему от сотворения человека, а гномическая воля - это проявление природной в конкретных обстоятельствах. Правда, гномическая и природная воля во Христе составляют одно целое, ведь Христос не воспринял человеческого греха. Поэтому и путь спасения состоит в следовании Христу - подчинить свою гномическую волю природной, т.е. божественной, и стать свободной, как свободен Бог.

Философию Спинозы обычно трактуют как полный детерминизм. Однако сам Спиноза считал иначе, полагая, что его философия - это путь к истинной свободе человека. Спиноза исходит из той же традиции, что Плотин и Августин, и указывает, что «свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой» . Иначе говоря, свободным является тот, кто сам определяет себя в своем собственном действии. Поэтому Спиноза делает вывод, что свободным в собственном смысле является только Бог, Который является причиной самого себя; только Бог Сам определяет Себя к действию и действует в соответствии с необходимостью только Своей собственной природы.

Человек тоже может действовать свободно, но его свобода осуществляется не в своеволии, которая, как показывает Спиноза, есть не более чем зависимость от страстей, а на пути познания истины. Человек может свободно выбирать, свободно действовать лишь в том случае, если он уподобится Богу. В силу того, что все явления восходят по причинно-следственным связям, в конце концов, к Богу, то «чем больше познаем мы единичные вещи, тем больше мы познаем Бога» . Как только человек начинает понимать, что он часть природы и включен в необходимую связь явлений, когда он начинает познавать необходимую связь явлений, — тогда он действительно становится свободным.

Подход Спинозы может быть полезным для более глубокого понимания христианства — например, при ответе на вопрос, почему христианин должен считать себя рабом Божиим. Действительно, это может показаться противоречащим духу христианства, ведь Христос принес людям истинную свободу: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (), - пишет ап. Павел. В действительности же это противопоставление свободы и рабства проистекает из-за недостаточного понимания того, что такое свобода. Христианство утверждает, что свобода может быть обретена лишь в истине: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (). Греховное же своеволие всегда есть рабство греху: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (). Таким образом, свобода в Боге противопоставляется рабству страстям. Страсть - это нечто страдательное, пассивно воспринимаемое. Человек не может избавиться от страстей, но может им либо подчиниться (и тогда он несвободен, становится рабом страстей), либо господствовать над ними (и тогда он становится свободным). Страсти действуют, как правило, из-за подчинения человека чувственным удовольствиям, телу. Тело же - это механизм, оно несвободно, и человек, подчиняя себя телу, также теряет свободу. Истинная свобода достигается тогда, когда человек действует не так, как хочется (как правило — как хочется телу), а так, как надо, т.е. подчиняет себя истине.

Свобода, как утверждает Спиноза, обретается не на путях своеволия, которое ведет лишь к рабству, а на пути познания истины и подчинения себя ей. Свобода есть познанная необходимость - так задолго до Маркса вполне мог бы высказаться Спиноза. Действительно, в наш научный и технологический век можно видеть, как увеличивается свобода человека в мире за счет познания законов природы и применения их в различных технических устройствах. Но в основе этих преобразований лежит убеждение человека в том, что законы природы от человека не зависят, что человек, так сказать, «раб» этих законов.

Эти рассуждения теперь могут нам прояснить, как же понимать фразу «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». В духе философии Спинозы или Маркса ее можно перефразировать как «свобода есть познанная истина». Материализм, говоря о свободе как познанной необходимости, слишком сужает понимание мира, сводя его лишь к материальному детерминизму и фактически отказывая человеку в обретении свободы. Удивительно получается, что атеисты находят противоречие между учением о всемогущем Боге и свободой человека и не замечают гораздо более очевидного противоречия между детерминизмом законов материального мира и человеческой свободой. В чисто материальном мире не может быть свободы. Христианское же понимание мира гораздо шире узко-атеистического. Кроме мира материального, в котором действуют законы природы, существует мир духовный, у которого тоже есть свои «законы» - прежде всего нравственные принципы, понимаемые в христианстве как заповеди. Познавая нравственные заповеди и поступая согласно им, человек тоже становится более свободным, - подобно тому, как более свободным становится ученый, познавший законы природы. Но для этого ученому приходится признать, что он полностью зависит от законов природы, является, так сказать, их рабом. В таком же «рабстве» Богу находится христианин, признающий объективность божественных заповедей и нравственных постулатов. Подчиняя свою волю не материальному телу, которое делает человека зависимым от материи и превращает его в раба страстей, а Богу, люди, верующие во Христа, действуют «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (). И поэтому именно Истина, т. е. Христос дает человеку ту настоящую свободу, которую нельзя найти на путях своеволия. Тот, кто истины не знает или бунтует против нее, всегда будет рабом - в данном случае рабом греха. Хотя будет полагать, что действует свободно. А тот, кто поступает в соответствии с истиной - с законами природы и христианскими заповедями, - будет действительно свободным.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 344.
Хомяков А.С. Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Хомяков А. С. Сочинения. Т.2. Работы по богословию. М., 1994. С. 150.
Платон.
Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. С. 362.
Там же. С. 606.