Факторная теория личности Х. Айзенка. Основные типы личности Теория айзенка кратко

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Eysenck ; 4 марта 1916, Берлин - 4 сентября 1997, Лондон) - британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта. Сын актрисы немого кино Хельги Моландер в молодости увлекался астрологией и даже посылал гороскопы руководителям нацистской партии. Вскоре после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. Планировал поступить на физический факультет, однако требования к поступающим там оказались иными, чем в Германии, и в результате он выбрал психологию. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 по 1945 год работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 по 1955 год - заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 по 1983 год - профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 года - почётный профессор психологии. Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие»; их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас. Основатель и редактор журналов «Personality and Individual Differences» и «Behaviour Research and Therapy». Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов, контингента солдат - групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии и нейротизма. В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами. Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения: для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же - быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным. Необходимо отметить, что Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом - изначально они имели иное содержание.



В работе «Биологические основы индивидуальности» Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности». Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне - часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это - обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента. В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т. д. Так, в частности, было показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний - у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Им также были проведены многочисленные фактор-аналитические исследования различных психологических процессов - памяти, интеллекта, социальных установок. На основе «трёхфакторной модели личности» Айзенк создал психодиагностические методики EPI и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных - MMQ, MPI («Manual of the Maudsley Personality Inventory», L., 1959). Айзенк - один из авторов «трёхфазной теории возникновения невроза» - концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций. На основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности, одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность. К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы по нятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - это преобразование, изменение и развитие личности, т. е. ее динамика. В динамическом направлении исследования личности отмечается заслуга Г. Айзенка в разработке методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получились коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

В психологии и терапии существует множество интересных направлений, значительно отличающихся друг от друга. Среди них можно выделить направление, которое сосредоточилось на изучении интеллекта и личностных особенностей человека, по которым можно прогнозировать то или иное поведение (и эмоциональное реагирование) конкретного человека в определенной ситуации. В результате таких исследований появились многочисленные тесты психодиагностики черт личности человека и профотбора.

Считается, что основными классиками этого направления являются Гордон Оллпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. В данной главе уделим основное внимание Гансу Айзенку - ученому, который создал собственную теорию личности, заложил и развил различные подходы к изучению личностных особенностей человека и внес значительный вклад в психотерапию.

Ганс Айзенк (1916-1997) родился в Германии в артистической семье. Мать была достаточно известной актрисой немого кино. Отец был конферансье и певец эстрадных песен, тоже достаточно популярным. Ганс рос, не испытывая большого тепла от родителей, и потому не питал того же к ним. Тем более что они развелись, когда он был еще маленьким ребенком, и хотя он продолжал общаться с ними, но больше проводил время с бабушкой. Она тоже была из артистической среды, была оперной певицей, но рано потеряла голос и потому оставила сцену, а после развода родителей внука занялась воспитанием Ганса. Как вспоминал Айзенк, его воспитание было достаточно свободным. Например, отец, когда купил ему велосипед, затащил его на крутую горку перед домом и сказал: «Вот тебе велосипед, сядешь на него и поедешь», - и ушел. Бабушка тоже относилась к его воспитанию весьма свободно. Когда в 12 лет он увидел, что она курит, то сказал: «Я тоже куплю себе сигареты и буду курить». Она ответила «Если хочешь, попробуй».

Такое ощущение свободы, но без глубокой любви наложило отпечаток на его личность. Он был, с одной стороны, вежливым, корректным, но в то же время недоверчивым и настороженным. У него практически не было близких людей, с которыми он жил бы душа в душу. Это был светский человек, достаточно легкий для общения, но очень острый на язык. Он терпеть не мог не только дураков, но и вообще ординарных людей. Был достаточно полемистичен, практически не было такой темы, по которой он тут же с удовольствием не начинал бы возражать.

Это сослужило ему не слишком хорошую службу, потому что по широте охвата научных исследований и практики Айзенка можно отнести к очень выдающимся психологам мира, но ввиду его язвительности по отношению к другим, желания показать свое преимущество, не признавая авторитетов, научное общество имело весьма сдержанное отношение к его научным заслугам.

Айзенк планировал поступить в университет в Германии, но в тот момент к власти пришли фашисты. И хотя он был коренной немец, но как настоящий интеллигент терпеть не мог тоталитарного режима. Это режим для рабов. Он таковым не был. И когда одним из критериев поступления в университет стала принадлежность к Национал-социалистической партии, он уехал. Сначала во Францию. Там он столкнулся со всеми «прелестями» эмигрантской жизни: это и социальная адаптация, и негативное отношение к немцам среди простых людей. Ведь то был период начала войны. Его даже собирались депортировать обратно в Германию, так как во всех немцах тогда подозревали шпионов. Но в итоге этого не случилось. Он так ненавидел фашизм, что хотел пойти сражаться против него, но по той же причине его не взяли в войка, опасаясь неблагонадежности. Некоторое время Айзенк перебивался на репетиторских заработках, а потом переехал в Англию. Там атмосфера оказалась более лояльной.

Айзенк по вате случая попал в психологию. Он собирался заниматься физикой, был увлечен ею, еще в старших классах школы познакомился с работами Резерфорда. Он сдал экзамены в Лондонский университет и думал, что будет зачислен на физический факультет. В Германии сдавали три экзамена, а потом выбирали факультет. Но в Лондоне ему сказали, что для поступления на факультет физики сданных экзаменов не- достаочно. Поскольку период вступительных экзаменов уже был завершен и до следующего года он ждать не мог по финансовым соображениям, ему пришлось выбрать факультет из тех, что оставались. Среди них был факультет психологии, который Айзенк и предпочел. И таким образом мир получил выдающегося психолога-исследователя и психотерапевта.

Изучая психологию, Айзенк и здесь проявил свою тягу к точным наукам, применяя точное измерение психологических параметров, используя математическую статистику. Математику и физику он знал блестяще. А надо сказать, что психологическое отделение Лондонского университета было создано Чарльзом Эдвардом Спирменом, автором факторного анализа, который сейчас применяется практически во всех точных науках. Что это такое? Это метод анализа данных, выявляющий взаимосвязи между исследуемыми явлениями и объединяющий их в факторы. Допустим, необходимо измерить гипотетически значимые психологические особенности или черты личности. Вы загружаете их в специальную компьютерную программу, начинаете измерение и смотрите, какие параметры будут одновременно или противоположно изменяться, например, тревожность, общительность и др. При обработке какие-то параметры обнаруживают совместную динамику, т.е. некую «сцепленность» друг с другом. И тогда их объединяют в факторы. Это очень интересно, почему какие-то параметры, на первый взгляд не связанные друг с другом, после математического анализа вдруг «сцепились» в факторы. Вот это «почему» Айзенк и изучал многие годы.

Если говорить кратко, то на профессиональное становление Айзенка повлияли открытие факторного анализа Спирмена в статистике, типологический подход Юнга и Кречмера, исследования в области наследственности Бефта, эксперименты Павлова и американская теория научения (бихевиоризм и его производные).

Айзенк сравнил два подхода к исследованию интеллекта: Спирмен выделил фактор общих способностей, а Терстоун рассматривал ряд независимых способностей. Айзенк первым показал, что эти два подхода не противопоставлены друг другу.

Айзенк активно критиковал психоанализ. Он стремился к точности измерений, а в психоанализе полной точности быть не может, так как нет строгих количественно измеримых параметров (хотя сам Фрейд мечтал, что когда-нибудь психоанализ станет точной наукой). Главный довод против психоанализа у Айзенка сводился к тому, что психоанализ ненаучен, поскольку его нельзя опровергнуть (любую научную теорию можно попытаться опровергнуть) и поскольку не установлена достоверность тех допущений, на которые он опирается. А по психоанализу вы говорите: «Вот, у Вас эдипов комплекс». А человек говорит: «Нет, я этого не чувствую». «Правильно, а Вы и не должны этого чувствовать, потому что он вытеснен цензурой сознания настолько, что Вы действительно уверены, что его у Вас нет. Но именно это Ваше сопротивление как раз и подтверждает, что он у Вас есть». Данные умозаключения совершенно невозможно опровергнуть, как и полностью согласиться с предположением терапевта. И здесь психоанализ уязвим. Если вы согласны, значит я прав, если нет, то на то и психоанализ, чтобы заниматься тем, чего вы не понимаете.

Айзенк считал, что патологическое поведение представляет собой усвоенные человеком неадекватные реакции, а не замаскированное проявление бессознательных конфликтов. Здесь он солидарен с бихевиористами. Согласно Айзенку, психоанализ процветал только потому, что психоаналитики, не подозревая об этом, часто использовали методы поведенческой терапии.

Бихевиористы в своем учении не употребляли слово лечить. Они использовали учить. И рассматривали терапию как переучивание с неправильной модели поведения на правильную. Болезнь они считали следствием неправильно заученной модели поведения, неправильного образа жизни. Поэтому лечить ее бесполезно, а надо переучиваться с неправильной модели поведения на новую, которая исключит эту болезнь. В частности, терапия невротического поведения предполагала отучивание человека или стирание ранее усвоенных им реакций. Впрочем, от Айзенка доставалось и бихевиористам, и гуманистам, и всем, кто так или иначе оказывался в центре внимания научного мира.

У Айзенка был очень широкий круг интересов, и он, используя свои многочисленные познания в различных сферах, старался найти возможности объективизации изучения психологических процессов и их измерения. В частности, Айзенк пытался связать черты личности с вероятностью развития различных расстройств и заболеваний, например сердечно-сосудистых и онкологических. Для доказательства этой связи не набралось достаточной статистики, но были выявлены многие интересные тенденции.

Айзенк написал докторскую диссертацию по экспериментальной эстетике. Он исследовал особенности восприятия людей от простейших фигур до произведений искусства, пытался выявить эстетические закономерности этого восприятия.

Закончив обучение, он поступил в клинику имени Генри Модели, известного психиатра Викторианской эпохи конца XIX в. Модели написал интереснейшую работу «Физиология и патология души», где выразил свое мнение о том, что шизофрения - это болезнь личности, души, а не только (и не столько) органическое заболевание. Модели основал детскую психиатрию и сделал очень интересное наблюдение, что многие психические нарушения имеют возрастной характер и могут сами по себе пройти, если не слишком акцентировать на них внимание. Интересно, что знаменитый опросник Айзенка вошел в историю как опросник Модели, поскольку он был создан в клинике его имени.

Айзенку везло с коллегами и учителями. Так, Одри Льюис основал при Лондонском университете институт психиатрии, который занимался физиологическими и психологическими исследованиями органических нарушений головного мозга, и набрал штат клиники из ученых с независимым мышлением. И Айзенк был доволен тем, что в их коллективе оказалось много неординарных людей. С тех пор и до конца жизни Айзенк был связан с этим психологическим отделением. Он одновременно работал и как практический психотерапевт и очень много времени уделял исследованиям.

Используя идеи Карла Юнга об экстраверсии и интровер- сии, Айзенк первым смог довести их до уровня относительного объективного измерения в виде тестов. И теперь термины «экстарверсия-интроверсия» ассоциируются уже с именем Айзенка. Создавая собственную теорию типов личности, он добавляет еще одну характеристику - нейротизм. Высокий ней- ротизм соответствует эмоциональной нестабильности, а низкий невйротизм - стабильности. Таким образом, Айзенк считал, что все первичные факторы могут быть сведены к трем обобщающим факторам, по которым складывается достаточное впечатление о личности. И эти три фактора: интроверсия, экстраверсия и нейротизм.

Схематически Айзенк располагал типы личностей, получаемые в зависимости от выраженности трех характеристик, внутри круга, разделенного крестом на четыре равных сегмента, где горизонтальная ось означала Интроверсиию - Экстраверсию, вертикальная - Нейротизм с полюсами Эмоциональная стабильность - нестабильность. А по четырем сегментам располагались:

Флегматик (стабильный интроверт) - в левом верхнем секторе;

Сангвиник (стабильный экстраверт) - в правом верхнем секторе;

Холерик (нестабильный экстраверт) - в левом нижнем секторе;

Меланхолик (нестабильный интроверт) - в правом нижнем секторе.

Деление, разумеется, было условным, в реальной жизни редко встречаются люди, обладающие выделенными типами личности в «чистом виде». Как правило, люди имеют смешанные типы, и если относят себя к какому-либо, то только по преобладанию определенных качеств в характере.

Это достижение Айзенка имело большое значение для практической психологии, ведь именно оно значительно обогатило психодиагностику и профотбор (известно, что каждый тип более или менее эффективен в той или иной деятельности. Используя знания о личности, профессиональный отбор можно осуществлять более успешно, решая важные задачи профпригодности (к определенному виду деятельности) и адаптации на рабочем месте).

Интроверты в основном пассивны, осторожны, рассудительны, обидчивы, но при этом могут быть скрытно-агрессивными и непостоянными.

Экстраверты, как правило, общительные, открытые, разговорчивые, отзывчивые, беспечные, живые, беззаботные люди.

Интроверты более чувствительны к боли, чем экстраверты. Важно ли это учитывать? Важно. Вот, например, мы говорим кому-то в семье: «Ну, что ты, не можешь потерпеть? Я же терплю». А у этого человека просто другая чувствительность к боли. Причем не только к физической, но и к душевной. А мы: «Ну, что ты ноешь, хандришь?!».

А экстраверт, наоборот, не может разделить с тобой душевную боль. Ты чувствуешь сердцем, а он не понимает. Это просто разные психотипы. Интроверты быстрее утомляются, поэтому трудно требовать, чтобы они долго работали с такой же интенсивностью, как экстраверты. Экстраверту перерывы в работе не так уж и нужны. Даже незначительный уровень возбуждения мешает деятельности интровертов, в то время как экстравертам помогает. Экстраверт прекрасно работает за компьютером рядом с включенным телевизором, тогда как интроверту посторонний шум мешает. А экстраверту это непонятно, кажется, что тот капризничает.

Многие наши проблемы происходят оттого, что нам кажется, что другой все чувствует так же, как и мы. В действительности все разные и если этого не учитывать, то взаимопонимания не получится. И переделывать другого под себя - не лучшая идея.

В отличие от экстравертов интроверты более способны к точности, а не к скорости выполнения чего-либо. Поэтому в менеджменте персонала необходимо подбирать соответствующую работу интроверту, а экстраверту такую, где больше нужна скорость, а не точность. Большинство интровертов лучше успевают в школе, чем экстраверты. А экстраверты, как правило, большего добиваются в жизни, потому что по натуре более общительны, легко вступают в контакт и не забывают о своих интересах. Интроверт часто учится отлично, но в жизни не может легко строить отношения с людьми. И при выборе профессии это важно учитывать. Американцы выявили тенденцию, что экстраверты чаще выбывают из вузов из-за академической неуспеваемости, а интроверты - по нервно-психологическим причинам. (В Америке службы психологического консультирования существуют во всех университетах.)

Экстраверты предпочитают проводить отпуск с людьми, а интроверты предпочитают более уединенное время препровождение. Жена-экстраверт будет предлагать: «Поехали отдыхать в шумное место, с народом», а мужу-интраверту этот вариант будет пыткой. И это надо учитывать. Вообще не бывает случайно счастливых семей, счастливые семьи - это результат взаимных компромиссов и взаимных уступок. Это постоянная работа. И там, где один не хочет уступать, это уже отражается на эмоциональном фоне семьи и на детях, которые чувствуют, что нет гармонии в семье. Экстраверты любят отвлекаться от рабочей рутины, повседневности. Интроверты гораздо хуже разбираются в новинках и разноплановых вещах. Потому работу однообразную лучше поручать интроверту, а экстраверту - то, что имеет в себе новизну и разнообразие. Экстраверты наслаждаются откровенным агрессивным и сексуальным юмором, тогда как интровертов это коробит.

Экстраверты более активны сексуально, имеют большее количество сексуальных партнеров и чаще их меняют. Бывает так, что пару составляют мужчина-интроверт и женщина- экстраверт. Такая женщина будет требовать повышенного внимания. Но если экстраверт почувствует, что его хотят привязать, он начнет тяготиться даже любимым человеком. Ему нужны новые компании, новые ощущения. Но глубокого чувства у него нет, и он уйдет, если партнер не даст ему свободы. Экстраверты более внушаемы. В Англии была эпидемия одышки, только потому, что был распущен об этом слух в толпе, которую преимущественно образуют экстраверты. Интроверт толпу не любит и менее подвержен массовым психозам, панике и слухам. Толпа невероятно внушаема. И в этом есть свой плюс. Например, экстраверт намного мощнее получает целительный заряд, если он верующий, когда находится в церкви, намного больше получает удовлетворения от музыки, когда он слушает ее в массе, намного сильнее ощущает эмоциональное воздействие в коллективе. И это знание можно использовать.

Айзенк много работал со студентами и отмечал, в частности, что интроверты лучше готовят домашние задания в тишине и одиночестве. Экстраверты лучше в общении усваивают материал. И это не от того, что кто-то из них умнее, а потому что просто они разные и усвоение материала у них идет по- разному. У Айзенка есть тест «Капля лимона». Результаты показывают, что при представлении человеком, что ему капнули под язык капельку лимона, у экстравертов как у более внушаемых будет происходить более сильное слюноотделение, чем у интровертов.

Надо сказать, что примерно треть людей являются амби- валентами, т.е. имеют примерно равное соотношение черт экстраверта и интроверта.

Если говорить о нейротизме, тогда можно выделить следующие особенности соответствующих типов личности. Люди с высоким уровнем нейротизма эмоционально лабильны, более тревожны и беспокойны, отличаются перепадом настроений, нередко жалуются на соматические боли, например, на головную боль, бати в спине, дисфункции желудка, приступы головокружения. Айзенк считал, что решающую рать здесь играют наследственные биологические различия. На противоположном конце шкалы нейротизма находятся стабильность эмоциональных состояний, уравновешенность, пониженная тревожность. Чаще встречаются экстраверты с низким нейротизмом, а интроверты с высоким. Такие типы людей требуют особого подхода при консультировании. Например, экстраверт хоть и отличается высокой общительностью, низкой тревожностью, он крайне внушаем по сравнению с интровертом. Это очень интересно. Казалось бы, экстраверт много общается, получает новые впечатления, и, наоборот, должен иметь иммунитет к внушению, а интроверт весь погружен в себя, тревожен и должен быть внушаемым. Но если подумать, то внушаемость - это подверженность чужим внушениям, а интроверт очень сажовнушаем и именно этим батее защищен от постороннего внушения. Если интроверт встревожен, то успокоить его различными доводами куда труднее, чем экстраверта. Интроверт сам себе на уме. С тем, кто более внушаем, следует испатьзовать методы внушения, а с тем, кто менее - логические доводы. Внушаемость - это не положительное и не отрицательное качество, все зависит от того, как и для чего использовать, учитывая уровень развития этого качества.

Если у вы подвержены внушению, то вам будут патезны различные аутотренинги, которые позволят вам натренировать саморегуляцию, и вами уже станет сложно манипулировать. Некоторые люди стесняются этой своей особенности, но на самом деле вы вполне можете, потренировавшись, научиться отлично регулировать себя, противостоять внушению и сами влиять на других.

В дальнейшем Айзенк добавил к фактору нейротизма психотизм. Психотизм, как и нейротизм, имеет два полюса: норма - психотизм. В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психотическим отклонениям. «Психотическая личность» (не патологическая) характеризуется Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная.

Шутка. Чем отличается невротик от психотика? Пси- хотик уверен, что 2 х 2 = 5, а невротик знает, что 2x2 = 4, но это ему очень действует на нервы.

В этой шутке есть доля правды. Айзенк показал, что психотизм и нейротизм не два разных полюса. На практике оказалось, что у психотика могут быть невротические реакции, а у невротика - психотические проявления. Например, человек может обладать повышенной тревожностью и мнительностью и в то же время быть очень настойчивым, упертым. То есть в человеке есть всего понемножку.

Айзенку были интересны генетические исследования. Он считал, что что-то в человеке обусловлено наследственностью, а что-то приобретается и меняется в процессе жизни. С одной стороны, он бихевиорист: «все изменяемо», «все научаемо», а с другой стороны - генетик. Точнее, он бихевиорист-реалист, понимающий, что среда может научить, но в пределах, заданных природой. Он полагал, что примерно на 2 / 3 основные черты личности определены наследственностью и только на Уз среда может их улучшать или ухудшать. Он был одним их организаторов Лондонского близнецового исследования. Айзенк утверждал, что его исследования показали доминирующую роль генетических факторов.

Интересно, что даже такое качество, как социальность, общительность, оказалось, более чем на 60% является врожденным. То есть может быть так: если у человека заложена природой общительность, то, даже воспитываясь в замкнутой атмосфере, попав в общество, он быстро освоиться, а другой, напротив, если имеет склонность к замкнутости, пройдя и детские сады, и школу, и специальные тренинги - все равно будет испытывать затруднения в общении. Конечно, определенные сдвиги в результате целенаправленной терапевтической работы возможны, но не до такой степени, как у экстраверта.

Классические бихевиористы считали, что из «каждого можно сделать кого угодно», достаточно лишь правильно подбирать стимулы и подкреплять нужные реакции. А Айзенк указывал на генетическую составляющую различных психологических расстройств. По Айзенку, невротические симптомы развиваются в результате взаимодействия биологической системы и опыта, которые приводят к формированию эмоциональных реакций на стимул, вызывающий страх или другую нежелательную поведенческую или эмоциональную реакцию. Он обнаружил, что большинство законопослушных пациентов демонстрировали высокий уровень невротизма и низкий уровень экстраверсии, а у многих преступников и антисоциальных людей и невротизм, и экстраверсия оказывались одновременно высокими. Если человек тревожен, эмоционально не стабилен, он может совершить превентивное преступление, боясь, что кто-то может его убить, ударить. Такому клиенту надо помочь проработать свой страх и более адекватно относится к ситуациям, которые только кажутся угрожающими.

Айзенк считал, что наследственность - это предрасположенность, которая может реализоваться и не реализоваться. И это мы должны учитывать как психологи-консультанты. Например, если у человека родители - алкоголики, то он не обязательно станет им же, но ему и пиво пить опасно, потому что у него вероятность стать алкоголиком выше, чем у людей, не отягощенных подобной наследственностью. Таким подросткам на вопрос: «Почему другие пьют, а мне нельзя?», надо отвечать не «потому что пить вредно», а «потому что твои друзья не имеют предрасположенности к алкоголизму, а у тебя отец был алкоголиком и ты можешь пристраститься».

Айзенк рассматривает наследственные отягощения не как приговор, а как предупреждение.

Так что же перевешивает в человеке, что играет главенствующую роль - воспитание или биологическая основа? Надо сказать, что на этот вопрос разные ученые отвечают по-разному. Сторонники генетических факторов приводят факты в пользу наследственности и врожденных свойств, а сторонники социального настаивают на влиянии социума.

Одна знакомая занимается разведением породистых котят. И вот уже через несколько дней после рождения они обнаруживают разные характеры: один тихий, другой озорной, а третий хитрый. Генетика, т.е. предрасположенность, у них одинаковая, окружающая среда одна и та же, даже астрология у них общая, а характеры разные. Значит, есть еще какие-то факторы, делающие их разными.

Почему нам важно знать уровень влияния наследственных биологических различий? Мы должны знать, какие качества изменяемы, а какие - нет. Надо понять, что некоторые психологические (не говоря уже о биологических) параметры личности практически неизменимы, и нечего мучить себя и других, а надо создавать условия, чтобы эти характерологические особенности приносили пользу, а не вред.

Человеческая проблема заключена в том, что люди часто смиряются с тем, что потенциально могут изменить, и упорно стараются переделать то, что не может быть изменено (например, черты характера или способности, напрямую зависящие от типа темперамента). Хотя конструктивнее делать как раз наоборот - необходимо понять и принять свои врожденные особенности и способности, постараться раскрыть их, выбрать такой вид деятельности, где они востребованы и могут быть максимально реализованы.

Айзенк также занимался сравнительным исследованием тревожности и истерии. Оказалось, что эти качества очень часто бывают не связанными, т.е. человек истероидного типа может быть и не очень тревожным. Он часто бывает вспыльчивым, но быстро «выплескивает» свой пыл. Но высокой корреляции нет. Одни люда, испытывая большую тревожность, могут не показывать ее никак - вести себя тихо, а другие активно выражают свои эмоциии и очень резко реагируют. Можно подумать, что второму типу людей в момент «истерики» намного хуже, чем первому типу. А на самом деле не обязательно, поскольку они сразу выплескивают свои чувства, таким образом, сразу проживают и отпускают свои тревоги. Просто такой психотип.

Айзенк постоянно напоминал об опасности тенденции психологов (и людей вообще) проецировать свои особенности на других. Мы считаем, что если я так понимаю и чувствую, то и другой человек так же понимает и чувствует, но почему-то реагирует по-другому. От такого убеждения и происходят недопонимания, обиды и ошибки в воспитании и психокоррекции.

Айзенк, будучи выдающимся диагностом и приверженцем психометрии, тем не менее понимал, что измерения должны занимать подчиненную роль. То есть диагностика, тестирование необходимы в первую очередь не для того, чтобы показать пациенту, какой он есть, а чтобы специалист понял, с чем и как ему работать, и для оценки правильности и результативности работы с клиентом, когда диагностика проводится повторно.

Например, если человек обладает повышенной ответственностью, высокой тревожностью (фактор нейротизма очень высокий) и при этом он с чем-то не справился в работе, то вы должны успокоить его: «Ничего страшного, ну, подумаешь, переделаем», - и таким образом, снизить его тревожность. А к другому, также совершившему ошибку человеку, но с низкой тревожностью и ответственностью применять иные методы воздействия, наоборот, повышающие его ответственность за промах. Или другой пример: в семье двое детей - девочка (старший ребенок) и мальчик. Дочка переживает из-за каждой полученной четверки. Ей надо было говорить: «Ничего страшного». Снижать напряжение. А сын другой - скажешь ему: «Ничего страшного» - он и понесет домой тройки, а потом и двойки. Вот два ребенка в одной и той же семье, с одними и теми же родителями. Одна и та же четверка, а подходы должны быть разные.

Айзенк изучал психофизиологические основы интеллектуальной деятельности и создал психофизиологическую теорию интеллекта. По его гипотезе, в основе интеллекта лежит скорость прохождения импульса по каналам нервной связи. Он считал, что высокий интеллект отличает более высокая скорость переработки информации именно за счет более быстрого прохождения нервного импульса.

В последние годы жизни Айзенк создал теорию креативности, в центре которой были процессы активации как фундаментальная основа когнитивной составляющей личности - творческих способностей.

Как мы уже говорили, Айзенк пытался связать черты личности с вероятностью развития различных расстройств и заболеваний, например сердечно-сосудистых и онкологических. Он не получил четких подтверждений, но предрасположенность он вывел, тем самым заложил некие основы генетических психологии, которые потом другие исследователи продолжили изучать и развивать.

На базе различных теорий и подходов к изучению черт личности (Г. Айзенка, Р. Кеттела и других исследователей) в психологическом мире начинается настоящий бум личностных тестов. Как всякая модная волна, она принесла как пользу (кто же станет спорить о важности тестирования личности в различных профотборах), так и имела свои издержки. К сожалению, далеко не все новоиспеченные тесты обладали валидностью, а психологи - квалифицированностью, потому многие по-настоящему перспективные специалисты, ученики и студенты не были оценены по достоинству и, таким образом, лишены возможного успеха в той или иной деятельности, применяя свои способности.

Не зря спустя некоторое время во многих странах стали вводить ограничения по работе с тестами, например, запрещать заниматься тестированием и его интерпретацией лицам (в том числе дипломированным психологам), не аттестованным специальной комиссией на работу с данным конкретным тестом.

У нас сейчас в ходу множество различных тестов, но стоит различать научные психологические тесты и те, что сейчас печатаются в большом количестве в развлекательных журналах, которые к реальной психологической практике не имеют отношения.

Айзенк много работал над сравнительным изучением параметров здоровой и патологической психики. Можно сказать, что основная научная жизнедеятельность Айзенка была подчинена проблеме индивидуальных различий. Он старался определять, чем один человек отличается от другого и как это можно измерить, чтобы дать правильные рекомендации, как с этим человеком работать, а далее можно было бы оценить, в правильном ли направлении идет эта работа.

Айзенка считают основателем английской клинической психологии. Он работал в институте психиатрии, заведовал отделом психологии. Отвергая господство психиатров над психологами, он сместил акцент в клинической психологии с диагностики (чем главным образом занимаются клинические психологи у нас) на активную психотерапию (куда наших клинических психологов почти не допускают, да и результаты тестирования редко учитывают).

Айзенк сумел «поставить себя» и в психологической, и в медицинской среде. Несмотря на большой практический опыт, его в первую очередь следует отметить как психолога- исследователя. Он написал более 70 книг, множество статей на основании огромного экспериментального материала.

У нас очень была распространена его научно-популярная книга «Проверьте свои способности» - набор тестов по определению уровня интеллекта. Здесь необходимо сделать некоторое разъяснение. В английском языке под интеллектом понимают умения, выражающиеся в бытовой сообразительности, смекалке, тогда как у нас нередко его путают с уровнем интеллигентности, культуры. По IQ (коэффициенту интеллекта), разработанному Айзенком, проверяют сообразительность. В Америке результаты тестов на интеллект учитывают при отборе и продвижении по служебной лестнице госслужащих и военных. Интересно, что у президента Б. Клинтона был выявлен один из самых высоких коэффицентов IQ, а у Джорджа Буша он отстает от среднеамериканского уровня.

В некоторых книгах по психологии написано, что Айзенк оказался самым популярным психологом по индексу цитирования (по тому, как часто на него ссылаются). И хотя мне кажется, что все-таки высказывания Фрейда цитируются больше - огромная популярность Айзенка несомненна.

Айзенк внес огромный вклад в образование, творчество, генетику, психопатологию, эстетику, в научную политическую идеологию, не говоря уже о психиатрии, психотерапии и психологии. Он добился успехов в изучении криминологии.

Тесты Айзенка переведены на многие языки мира. Айзенк связал открытые параметры личности с методами измерения, с теорией функционирования нервной системы и процессами научения, а также с теорией психопатологии и изменением поведения.

Можно сказать, что он оказался главным представителем поведенческой психотерапии в Европе, существенно расширив ее по сравнению с американскими подходами, главным образом за счет большего внимания к генетическим факторам.

Айзенку хотелось найти наиболее общие личностные закономерности, которые можно точно измерить, и показать, что определенные закономерности соответствуют определенными типам личности. Такая амбициозная тенденция к сверхгенерализации своих идей свойственна многим ученым и может быть выражена словами нашего известного психолога Б.М. Тепло- ва: «Бывают честные заблуждения ученого, когда он невольно видит только факты, подтверждающие его теорию». Все мы склонны к этому. То, что совпадает с нашей идеей, мы запоминаем, а то, что нет - забываем. Айзенк был склонен искать подтверждение своим идеям и игнорировать то, что в них не укладывалось. Ему всегда хотелось показать свое преимущество. Он писал: «Я всегда был против авторитетов и всегда выступал за бунтаризм... Если читатели захотят интерпретировать это в терминах психоаналитических, тут же усмотрят фрейдистскую ненависть к авторитетам, заместителям отца, эдипов комплекс. Ну что ж, это их право».

Практикум

У Айзенка есть интересный опросник. Отвечайте на утверждение «да» или «нет».

  • 1. Обычно Вы берете на себя инициативу заводить новые знакомства?
  • 2. Бывает ли так, что мысли долго крутятся у вас в голове, что вы не можете заснуть?
  • 3. В обществе вы, как правило, склонны держаться в тени?
  • 4. Смеетесь ли вы иногда над непристойными шутками?
  • 5. Склонны ли вы предаваться унынию?
  • 6. Вам очень нравится хорошо приготовленная еда?
  • 7. Когда вас что-то расстроило, вы испытываете потребность поговорить об этом с кем-то, кто к вам расположен?
  • 8. Когда вы были ребенком, вы всегда делали все, что вам велели, не откладывая и без ворчания?
  • 9. Вы обычно держите все в себе и не делитесь ни с кем, кроме самых близких друзей?
  • 10. Часто ли бывает, что хорошее решение слишком поздно вам приходит в голову?

Теперь подсчитайте баллы по следующим шкалам (ставьте один балл на каждый совпадающий ответ):

Экстраверсия: 1. Да; 3. Нет; 6. Да; 9. Нет.

Интроверсия: 1. Нет; 3. Да; 6. Нет; 9. Да.

Невротизм: 2. Да; 5. Да; 7. Да; 10. Да.

Стабильность: 2. Нет; 5. Нет; 7. Нет; 10. Нет.

Ложь: 4. Нет; 8. Да.

Искренность: 4. Да; 8. Нет.

Обратите внимание на фактор «Ложь». Когда человек заявляет, что он никогда над неприличными шутками не смеется или, будучи ребенком, всегда все и без ворчания выполнял - он явно лжет. Это говорит о том, человек хочет представить себя лучше, чем он есть.

А теперь подсчитайте ваши баллы по каждой шкале и попробуйте составить свой психологический портрет себя или того, кого вы протестировали. Не забывайте, что каждый тест дает лишь примерную ориентированную информацию, которая должна уточняться вашими наблюдениями и размышлениями.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Перескажите своими словами суть факторного анализа личности.
  • 2. Какую роль отводил Айзенк генетическим факторам?
  • 3. Что представляет собой трехфакторная модель личности Айзенка?
  • 4. Кратко охарактеризуйте сущность экстраверта.
  • 5. Кратко охарактеризуйте сущность интроверта.
  • 6. Что такое нейротизм?
  • 7. Какую роль играет нейроитизм в трехфакторной модели Айзенка?
  • 8. Каково было отношение Айзенка к психоанализу?
  • 9. Каково было его отношение к бихевиоризму и поведенческой терапии?
  • 10. Отметьте основные научные достижения Айзенка.

Одними из первых к корреляционно-факторных исследований прибегали. Дж-П. Гилфорд и. В. Циммерман. Они выделили такие факторы структуры личности:

1) общая активность (энергичность, быстрота действий, любовь к действию);

2) доминирование (инициативность, отстаивания своих прав, стремление к лидерству);

3) мужество (профессиональные и позапрофесийни"мужские"интересы (которые могут быть присущи и женщинам), бесстрашие, недостаток сочувствия, невысокая эмоциональность);

4) самонадеянность (компетентность, чувство признания со стороны других, уравновешенность);

5) спокойствие (хладнокровие и расслабление, должна утомляемость и раздражительность, высокая сосредоточенность на текущей деятельности);

6) общительность (социальная активность, социальная стабильность, интерес к лидерству);

7) рефлексия (мечтательность, интерес, созерцательность);

8) депрессия (эмоциональная и физическая подавленность, тревога, беспокойство);

9) эмоциональность (легкость возникновения и сохранения эмоций, этажность переживаний, фантазирование);

10) самоограничение (сдержанность, самоконтроль, серьезность);

11) объективность (реалистичность, трезвость оценок);

12) уступчивость (легкость в изменении позиции, дружелюбие и податливость);

13) сотрудничество (терпимость к замечаниям, отсутствие эгоизма, доверчивость)

Эти черты имеют смешанную социобиологических природу, но диагностического инструмента для их фиксации не создано

Теория черт Г-Ю Айзенка

Некоторые психологи считали. Г-Ю. Айзенка последователем. К-Г. Юнга, апеллируя к тому, что центральным в структуре личности он также считал экстраверсии - интроверсии, а свои базовые факторы называл типами. С. По способу получения и психологическим содержанием это скорее черты, чем типы, просто они представлены не дискретно, а континуально. Экстраверсия - интроверсия в контексте теории. Айзенка включают преимущественно ком уникативну составляющую этого понятия, обозначая или влечение к людям и способность легко вступать в контакт, или осложнения в общении. Убежден в том, что для описания вариативности человеческого поведения н е следует использовать более трех суперчерт,. Айзенк выделил сначала два основных фактора личности:. Е (экстраверсии - интроверсии) и ого, а соединяясь, приводят к образованию четырех типов личности. Позже. Г-Ю. Айзенк добавил еще один факторин чинник . Р (психотизм - сила. Супер-Эго). Он предполагал широкую вариативность проявлений личности внутри каждого из факторов (так и речь о типах). Базовые измерения. Айзенк называл биологическими диспозициями личности . Например, фактор"психотизм"как компоненты второго уровня охватывает агрессивность, эмоциональную холодность, эгоцентризм, импульсивность, а как компоненты третьего - асоциальность, неемпатийнисть,. Креа-ность во,"безумие"Базовый фактор, который доминирует у человека, определяет его типологические особенностипологічні особливості.

Наличие этих факторов подтверждено многочисленными исследованиями, поэтому. Айзенк пытался определить их нейрофизиологические основы. Так, фактор. Е оказался тесно связанным с уровнем корковой активации. Интроверты, будучи високозбудливимы, избегают сильной стимуляции, а экстраверты, наоборот - стремятся ее. Различия по фактору N отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. Особенно весомый вклад лимбической системы, определяющий мотивацию и выражения эмоций. Айзенк выдвинул гипотезу о связи фактора. Р с системой, производит андрогены

Люди, которые являются одновременно интровертивного и стабильными (табл. 212), склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. Комбинация интроверсии и невротизма вызывает тенденцию к проявлению стурбо ованости, пессимизма, замкнутости. Сочетание экстраверсии и стабильности привносит в поведение заботливость, уступчивость и общительность. Люди с экстраверсией и высоким нейротизм, скорее, буду во агрессивными, импульсивными и возбудимыми. Эти сочетания нельзя определить как"хорошие"или"плохие", они просто разні", вони просто різні.

Люди с высокой степенью выраженности суперчерт (сила. Супер-Эго) эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны сопротивляться общественным устоям. Айзенк считал, что психотизм - это генетическая предрасположенность д к тому, чтобы стать психотической или психопатической личностью, более выражена у мужчин, чем у жк.

. Таблица 212

Типы сочетание экстраверсии и невротизма за. Г-Ю. Айзенком

Для диагностирования структуры личности по. Айзенку применяют стандартизированный опросник, использование которого в близнецовых исследованиях свидетельствует о большой вклад генотипических факторов в минлы ивисть экстраверсии - интроверсии и внутрипарных отношения и все личностные проявления. Генетическое обусловленность невротизма с помощью опросника еще не доведеноо.

Черты личности в теории. Р-Б. Кеттела

Описывая личность,. Р-Б. Кеттел выделил поверхностные черты (вторичные) и произведу ные (первичные, начальные), которые, в свою очередь, делятся на конституционные, обусловленные генетически (экспериментальные) и те и развивающиеся под влиянием опыта и обучения (характерологические). Увеличив группы отобранных. Г-В. Олпортом определений, касающихся личности, он выделил 171 группу синонимов, которые затем возвел 36 б иполярних наименований, а затем дополнил их срокам с данными других исследований до 46 па6 пар.

Система порождающих черт личности (начальных), за. Кеттел ом, неоднородна и включает:

Конституционные (темпераментальные) черты, определяющие реагирования: реактивность, скорость и энергию реакций личности на стимулы среды;

Черты-способности, влияющие на эффективность реагирования;

Динамические черты, которые относятся к движущих сил реакций их разделяют на два класса: ерги - врожденные черты, мотивирующие поведение человека (направленность на борьбу и соперничество, стадное чувство, автономии ия), и сантименты формирующиеся под влиянием социокультурных норм и включают также проявления интересов, ать-тюды

Для описания личности взрослого человека. Р-Б. Кеттел считал достаточными 19 выделенных им факторов, а для описания ребенка - всего 12, причем они частично не совпадают. Все факторы имеют положительный и отрицательные ативний полюса, однако в психологическом плане они равноценны, а положительными или отрицательными могут становиться лишь в контексте определенной ситуации (табл. 2132.13).

. Таблица 213

Черты, выделены. Р-Б. Кеттел ом (16 PF *)

Афектотимия (циклотимия) *

Искренность, доброта

Легкость общения, гибкость, приспособляемость, добросердечие, открытость, доверчивость, беспечность, общительность

Сизотимия

Обособленность, отчужденность

Конфликтность, ригидность, холодность, скрытность, неговиркисть, сдержанность, подозрительность, осторожность, отгороженность, эгоистичность

Высокий интеллект Умный

Высокие умственные способности, скорость соображения, понимание абстракций, широкие интеллектуальные интересы, упорство, настойчивость, образованность

Низкий интеллект Глупый

Низкие умственные способности, медленное рассуждения, непонимание абстракций, отсутствие интеллектуальных интересов и упорства, невежество

Эмоциональная устойчивость

Свобода от невротических симптомов, отсутствие заботы о здоровье, постоянство интересов, спокойствие, реалистичность в отношении к жизни, настойчивость, упорство, умение держать себя в руках, безтур рботнист

Слабость Я Эмоциональная неустойчивость

Многие невротических симптомов, обеспокоенность состоянием собственного здоровья, изменчивость в интересах, уклонение от ответственности, неспособность довести дело до конца, несдержанность, тревожность

Возбудимость

беспокойность (обеспокоенность)

Нетерпеливость, демонстративность, активность, ревность, высокое самомнение, непостоянство, бесцеремонность

Флегматичность Уравновешенность

Спокойствие, удовлетворенность, флегматичность, не ревность, самокритичность, постоянство, тактичность

Доминантность

Настойчивость, напористость

Независимость, самоуверенность

хвастовство

екстрапунитивнисть, грубость

бесцеремонность, смелость

конфликтность, строптивость

Конформность Покорность, зависимость

Покорение, неуверенность в себе, скромность, интрапунитив-ность или импунитивнисть, тактичность, робость, осторожность, доброжелательность, послушание

. Продолжение таблицы 213

Безопасность

Жизнерадостность, общительность, энергичность, болтливость, спокойствие, живость, ловкость, доверчивость, гибкость

Обеспокоенность (озабоченность)

Печаль, избегание общества, апатия, молчаливость, медлительность, обе режнисть, подозрительность, ригидность

Сила Сверх-Я Высокая добросовестность

Устойчивость, упорство, обязательность

дисциплинированность, собранность, высокая нравственность, ответственность, внимательность к людям, требовательность к порядку

Слабость Сверх-Я Недобросовестность

Непостоянство, изменчивость, легкомыслие, потворство своим желаниям, небрежность, аморальность

безответственность, халатность в повседневной жизни, беспорядочность

Смелость

Общительность, оживление в присутствии лиц противоположного пола, чуткость, эмоциональность и артистизм, дружелюбие, импульсивность, беспечность, любовь к публичности

Боязливость

Застенчивость, смущение в присутствии лиц противоположного пола, сдержанность, ограниченность интересов, враждебность, осторожность, страх перед жизнью

Мьякосердисть, нежность

Нетерпеливость, требовательность, зависимость, сентиментальность, эмоциональность, чувствительность, склонность к фантазированию интуиция мягкость к"себя и окружающих, ипохондрия, забота о здоровье

Строгость, жесткость

Эмоциональная зрелость, независимость, реалистичность, рациональность, шидпоряд-кованисть чувств ума, практичность, присутствие логики, цинизм, отсутствие заботы по поводу, здоровья

. Продолжение таблицы 213

Осторожный индивидуализм

Склонность действовать индивиду-ально, замкнутость, противодействие интересам, усталость, холодное отношение к общегрупповых норм

Интерес к участию в общих делах

Склонность к совместным действиям, любовь во внимание, подчиненность личных интересов групповым, сила, энергичность, способность принимать загальногрупови нормы

Культурная зависимость

Тактичность, культурная зрелость, ответственность, способность подчиняться, осознание точки зрения взрослых

Неприятие культуры

бестактность, культурная незрелость, безответственность, самоутверждение, непонимание социальных проблем

Подозрительность

Недоверчивость, ревность, завистливость, фиксированность на неудачах, раздражительность, тирания, склонность к соперничеству, высокомерие и завышенная самооценка

Доверчивость

Чрезмерная доверчивость, неревнивисть, бескорыстие, легкое отвлечение от проблем, уступчивость, терпимость, прощение, понимание, чувство незначительности

Мечтательность

Всеохопленисть собственными идеями, интерес к абстрактным проблем, фантазирование, непрактичность, неуравновешенность, увлеченность

Практичность

Склонность к решению практических вопросов, устройства личных дел, избежать всего необычного, подчинение объективной реальности, надежность в практических вопросах, спокойствие, твердость

. Окончание таблицы 213

Проницательность

Изысканность, умение обращаться, точность ума, эмоциональная сдержанность, искусственность в поведении, эстетическая утонченность, проницательность относительно окружения, честолюбие, осторожность (полюс Макиавелли)

Natural fothrighness

Наивность

Прямота, бестактность, неконкретность ума, эмоциональная недисциплинированность, естественность, непосредственность, простота вкусов, неопытность в анализе мотивировок, удовлетворенность достигнутым, нешанобливис во в обращении 3 людьми (полюс Руссо

Гипотимия

Склонность к чувству вины

Печаль, уныние, беспокойство, беспокойство, раздражительность, обязательность, чувствительность к замечаниям и осуждения, боязливость, погруженность в мрачные раздумья, усталость, ипохондричнисть, напряженность

Гипертимия Самоуверенность

Веселье, жизнерадостность, спокойствие, самоуверенность, беспечность, нечувствительность к замечаниям и упреков, бесстрашие, энергичность, активность, расслабление

Радикализм

Гибкость

Консерватизм

Ригидность

Самодостаточность Самостоятельность

социабельность

Зависимость от группы

Контроль желаний

Высокий самоконтроль поведения

Импульсивность

Низкий самоконтроль поведения

фрустрированность Напряженность

Нефрустрованисть Расслабленность

Помимо факторов, приведенных в таблице, в многоуровневой структуре личности имеются:

Факторы второго порядка (экстраверсия - интроверсия, тревожность - приспособленность, соrtertia - раthemia (живость коры головного мозга), независимость - покорность) их было установлено путем фактор рного анализа данных первичных факторов и вычислено арифметически;

Факторы третьего порядка (сила нервной системы по возбуждению, самокритичность, уровень ответственности, забота о себе, степень социальной адаптации)

Разработанный для диагностики структуры личности опросник (16РF) очень популярен, что связано с его очевидной неклинических направленностью, и используется в Украине в трех формах - параллель ных формах. А и. В, содержит 187 утверждений и форме. С, разработанной в. Санкт-Петербурге и адаптированной в. Киеве, содержащей 123 пункта. Существует также детская форма, предназначенная для обследования младшей школе рев.

Р-Б. Кеттел осуществил репрезентативное исследование влияния среды и наследственности на развитие черт личности. Разработав специальную статистическую процедуру обработки данных, полученных с использованием близ знюкового метода, он оценил наличие - отсутствие генетического влияния на черты, в результате чего было выявлено, что черты имеют разную природу. Например, примерно две трети вариаций интеллекта и уверенно ости в себе обусловлены наследственностью, тогда как генетическое влияние на невротизм и самосознание наполовину меньше. По оценке. Кеттела, примерно две трети черт личности определяются воздействием окружающей среды и одна треть - наследственностьювістю.

Дополнительные исследования факторов среды и наследственности дали противоречивые результаты. Многие исследователи выявило значительное влияние близнецовой ситуации на сходство - различие наблюдаемых рис. При вы ивченни типа внутрипарных отношений было доказано, что решающим является пол монозиготных близнецов. Так, в женских пар обнаружено значимое сходство за 12 факторами, а в мужских - всего за 7. Однако полученные результаты переводят проблему влияния среды и наследственности в сферу ролевых отношений, поскольку возможно, что девочки более чувствительны к действию социальных представлений о близнецах. Наследственность и социокультурные в ереотипы в этом случае"работают"на один и тот же результат. С достаточной уверенностью можно считать генетически обусловленными черты, связанные с социальной экстраверсией (общительность, активность, н евротизм), однако с возрастом степень генетической обусловленности постепенно уменьшаетсяпово зменшується.

Кеттел также продуктивно изучал действия социальных групп, к которым относятся люди (диапазон изменчивости черты внутри группы - синтальнисть) развивая мысль. Олпорта о существовании общих и индивидуальных черт

Страница 27 из 42

Теория типов личности Ганса Айзенка.

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположе­ны иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь­ких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверх­ностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, при­сущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонст­рирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встре­чает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реак­цией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями - такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общи­тельности, которая обычно существует совместно с предрасположен­ностью реагировать в ключе активно­го, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия .

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений парамет­ров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия -это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Основные типы личности. Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю­дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио­логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личнос­ти. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность . Эти два измерения личности ортогональны, т.е. они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из кото­рых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазо­не одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Таким образом с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов и по­этому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 3.

В табл. 3 представлены четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров.

Как видно из табл. 3, люди, которые являются одновременно интровертиро­ванными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботли­выми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма пред­полагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И на­конец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессив­ными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое зна­чение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакой из комбина­ций этих типов личности не может быть отдано предпочтение. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и нега­тивные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведе­ния. Они просто разные.

Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм - сила суперэго . Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм - это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

1.2 Теория типов личности Ганса Айзенка

Ганс Айзенк – еще один представитель диспозиционного направления.

Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно. В противоположность ему, Кеттел заявляет, что основные составляющие элементы личности выявляются путем применения батареи тестов и последующей обработки данных. Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории, чем у Кеттела. В отличие от Кеттела, Айзенк был также убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами). Как вы, возможно, помните, Кеттел приводит по крайней мере 16 черт или факторов, составляющих структуру личности. И наконец, Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов полагают, что, возможно, в этом вопросе Айзенк прав.

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (приложение А) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. Как это проиллюстрировано в приложении А, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово "тип" предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия – это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин "тип".


Глава II Методы исследования и развития личности в исследованиях Ганса Айзенка

2.1 Методики исследования типов личности Айзенка

В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третий тип - психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал "возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения". Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. На рис. 27.2 изображена иерархическая структура факторов Айзенка - P, E и N.

Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора E находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия (Introversion). Точно так же фактор N включает в себя нейротизм на одном полюсе и стабильность (Stability) - на другом, а фактор P содержит на одном полюсе психотизм, на другом - сильное "супер-Я" (Superego strenght). Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее, бимодальное, чем унимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк (1994с) не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий.

Айзенк применял дедуктивный метод научного исследования, начиная с теоретических построений, а затем собирая данные, логически соответствующие этой теории. Как мы уже указывали, теория Айзенка основана на использовании методик факторного анализа. Сам он, однако, утверждал, что одних только абстрактных психометрических изысканий недостаточно для измерения структуры свойств человеческой личности и что черты и типы, полученные с помощью факторно-аналитических методов, слишком стерильны и им нельзя приписывать никакого значения до тех пор, пока не доказано их биологическое существование.

Айзенком было установлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия - фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны быть способны получить этот фактор. Второй критерий - фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие, как, например, умение подражать голосам известных людей или политические и религиозные убеждения. Третье - фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. Последний критерий существования фактора - это его социальная уместность (social relevance), то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям, например, таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации (accident proneness), выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.

Айзенк утверждал, что каждый из выделенных им типов отвечает этим четырем критериям идентификации личностных характеристик.

Во-первых, есть строгие психометрические доказательства существования каждого фактора, особенно это относится к факторам E и N. Фактор Р (психотизм) появился в работах Айзенка позже, чем первые два, и для него пока еще нет столь же достоверных подтверждений со стороны других ученых. Экстраверсия и нейротизм (или тревожность) - основные типы или суперфакторы почти во всех факторно-аналитических исследованиях свойств личности. Например, Ройс и Пауэлл провели сравнение факторов E и N Айзенка с чертами второго порядка Кэттелла и обнаружили, что фактор E (экстраверсия) Айзенка сравним с фактором QI (эксвия/инвия) Кэттелла, а фактор N (нейротизм) очень похож на фактор Кэттелла QII (тревожность).

"Возможно, из всех факторных аналитиков, которых вы знаете, я меньше всего являюсь таковым. Я рассматриваю факторный анализ как полезное дополнение, метод, в некоторых случаях неоценимый, но который мы должны откладывать в сторону так скоро, как только возможно, чтобы быть способными непредвзято определить факторы и просто понять, что они означают" (Evans, 1976, р. 259).

Во-вторых, Айзенк доказывал, что существует строгая биологическая основа каждого из этих трех суперфакторов. В то же время он заявлял, что такие черты, как социальное соответствие (agreeableness) и совестливость (conscientiousness), входящие в "Большую пятерку" таксономии (John, 1990), не имеют под собой биологической основы.

В-третьих, все три типа, особенно E и N, имеют смысл теоретически. Юнг, Фрейд и другие теоретики отмечали, что такие факторы, как экстраверсия/интроверсия и тревожность/эмоциональная стабильность, оказывают значительное влияние на поведение. Нейротизм и психотизм не являются свойствами исключительно патологических индивидуумов, хотя психически больные действительно показывают более высокие оценки по шкале, измеряющей эти два фактора, чем нормальные люди. Айзенк предлагал теоретическое обоснование фактора P (психотизм), построенное на гипотезе, что характеристики психического здоровья в основной массе людей распределены непрерывно. На одном конце холмообразного распределения находятся такие исключительно здоровые качества, как альтруизм, хорошая социальная приспособленность и сопереживание, а на другом конце - такие свойства, как враждебность, агрессивность и склонность к шизофреническим реакциям. Человек по своим характеристикам может находиться в любой точке этой непрерывной шкалы, и никто не будет воспринимать его как психически больного. Айзенк, однако, разработал диатезисно-стрессовую модель (diathesis-stress model) возникновения психических заболеваний, согласно которой некоторые люди более уязвимы для болезни, поскольку у них есть какая-либо генетическая или приобретенная слабость, делающая их более предрасположенными к психическому заболеванию. Предрасположение (диатезис) вместе со стрессовой ситуацией порождают психотические проявления. Айзенк предполагает, что люди, чьи характеристики располагаются ближе к здоровому краю P-шкалы, будут устойчивы по отношению к психотическим срывам даже в периоды сильного стресса. С другой стороны, у тех, кто ближе к нездоровому краю, даже минимальный стресс может вызвать психотическую реакцию. Иными словами, чем выше показатель психотизма, тем менее сильное стрессовое воздействие необходимо для возникновения психотической реакции.

В-четвертых, Айзенк неоднократно демонстрировал, что его три типа связаны с такими социальными вопросами, как наркотики (Eysenck, 1983), сексуальное поведение (Eysenck, 1976), преступность (Eysenck, 1964; Eysenck & Gudjonsson, 1989), профилактика рака и сердечных болезней (Eysenck, 1991 b, 1991 с; Grossart-Maticek, Eysenck, & Vetter, 1988) и творчество (Eysenck, 1993).

"Генетически наследуемой является предрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации" (Eysenck, 1982, р. 29).

Все три суперфактора - экстраверсия, нейротизм и психотизм - в большой степени зависят от генетических факторов. Айзенк (1990 а) утверждал, что примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторов объясняется наследственностью и только около одной четверти - условиями окружающей среды. Он собрал множество доказательств значительности биологического компонента в формировании личности. Во-первых, почти идентичные факторы были обнаружены у людей по всему миру - "от Уганды и Нигерии до Японии и континентального Китая, от капиталистических стран Западной Европы и Американского континента до государств Восточного блока, таких как Советский Союз, Венгрия, Чехословакия, Болгария и Югославия" (Eysenck, 1990a, р. 245-246). Во-вторых, доказано, что положение человека относительно трех измерений личности имеет тенденцию сохраняться длительное время. И в-третьих, изучение пар близнецов показало, что однояйцевые близнецы демонстрируют значительно более близкие характеристики, чем разнояйцевые близнецы одного пола, выросшие вместе, что может служить подтверждением определяющей роли генетических факторов в проявлении индивидуальных различий между разными людьми.