Кто вел борьбу за открытие южного полюса. Кто первым достиг южного полюса

Первооткрыватели южных широт не всегда оставляли истории свои имена. Множество экспедиций известны лишь по фамилиям своих предводителей, оставляя в небытие имена остальных участников. Те, кто достиг первым Южного полюса, к счастью, оставили свои имена. Гениальная экспедиция, достигшая заветной цели, состоялась в 1911 году.

Руаль Амундсен. Краткая биография

Великий норвежец, тот, кто достиг первым Южного полюса, непрестанно путешествовал в самых трудных и малонаселенных уголках Земли. Он родился в 1872 году в семье мореплавателей. Еще в юные годы в руки будущего исследователя попала замечательная книга Дж. Франклина — полярного исследователя. Руаль Амундсен проникся идеей стать первооткрывателем, поэтому с детства готовил себя к предстоящим трудностям. Он спал с открытыми окнами даже в лютые холода, был крайне неприхотлив в еде и постоянно тренировал свое тело. Его мать хотела, чтобы Руаль посвятил себя медицине. Тот добросовестно штудировал книги и посещал занятия. Но сразу после ее смерти Амундсен забросил учебники и стал готовить себя к полярным путешествиям.

Первые путешествия

На борт своего первого корабля Руаль Амундсен взошел в 22 года. Первоначально он служил юнгой на промысловом судне, ходившем в северную Атлантику. В 1896 году впервые вынужденно зазимовал со своими товарищами в высоких широтах. Зимовка была внезапной и незапланированной, моряки были вынуждены есть собственную обувь, чтобы выжить. После возвращения он оценил важность тщательной подготовки к сложным условиям. Впоследствии Амундсен смог сдать важный экзамен и получил диплом капитана дальнего плавания.

Первым собственным кораблем путешественника стала парусная шхуна «Йоа». С небольшим экипажем Амундсен прошел на ней от Гренландии до Аляски, открыв Северо-Западный проход. Такая серьезная подготовка к условиям плавания в полярных широтах позволила ему созреть для новых открытий, среди которых был Южный полюс Земли.

Экспедиция

В 1910 году при поддержке великого Ф. Нансена Р. Амундсен ведет подготовку к походу в Антарктику. Для этой цели был нанят корабль «Фрам», который должен был высадить путешественников в Антарктиде. Тщательно подготовленная экспедиция, состоящая из пяти человек, 52 собак и четырех саней, отправлялась в путь. 19 октября 1911 года путешественники высадились на шельфе Росса и отправились вглубь ледяного континента.

Вначале экспедиция долго шла по широкой ледяной пустыне. После пересечения 85 параллели рельеф местности изменился — дорогу преграждали высокие ледяные скалы. У подножья скал путешественники устроили небольшой тайник с запасами продовольствия. Остальную провизию Амундсен взял с собой, рассчитав, что Южный географический полюс находится в пределах досягаемости, и путь до него и обратно должен занять не более 60 дней.

К середине намеченного срока путешественники достигли большого ледника, который был назван в честь Акселя Хейберга — спонсора экспедиции, поверившего в победу Амундсена и предоставившего немалые деньги для покрытия расходов. Позднее на карту были нанесены имена других людей, знакомых и родных. Так на карте Антарктиды появился ледник Лив, названный в честь дочери Ф. Нансена.

Достичь цели

В середине лета путешественники достигли рубежа, за которым не побывала еще ни одна полярная экспедиция. Крайняя точка холодного континента, открытая Шеклтоном, не досягала географической отметки полюса всего на 180 км. Пройдя последний отрезок пути, экспедиция достигла заветной точки, в которой пересекались все меридианы Земли. Имя каждого, кто достиг первым Южного полюса, осталось навечно связано с холодным южным континентом. Это Руаль Амундсен,Оскар Вистинг, Сверре Хассель, Хелмер Хансен и Олаф Бьяланд.

Свое пребывание в самой южной точке земли путешественники отметили выставленным норвежским флагом и вымпелом с корабля «Фрам». Неподалеку от флага была установлена палатка, в которой Амундсен отставил послание своему сопернику — Скотту. Зафиксировав свое пребывание на Южном полюсе, экспедиция двинулась в обратный путь.

Все путешествие заняло 99 дней. Тех, кто достиг первым Южного полюса, радостно встречали сначала на корабле «Фрам», а затем - в небольшом городе Хобард, расположенным в Тасмании. Оттуда в газеты мира пришло сообщение о том, что самая южная точка земли была покорена. Но для Руаля Амундсена путешествие не прекращалось...

К началу ХХ столетия эпоха географических открытий на Земле практически закончилась. На карту были нанесены все тропические острова, неутомимые исследователи прошли вдоль и поперек Африку и Южную Америку.


Оставались только две непокоренные людьми точки – Северный и Южный полюса, достичь которых было сложно из-за окружающей их бесплодной ледяной пустыни. Но в 1908-09 годах состоялись две американские экспедиции (Ф. Кука и Р. Пири) к Северному полюсу. После них единственной достойной целью оставался Южный полюс, расположенный на территории покрытого вечными льдами материка – Антарктиды.

История исследований Антарктиды

Побывать в самой южной точке земного шара стремились многие исследователи. Начало было положено знаменитым Америго Веспуччи, корабли которого в 1501 году добрались до пятидесятых широт, но вынуждены были повернуть из-за льдов. Более успешной была попытка Дж. Кука, в 1772-75 годах достигнувшего 72-го градуса южной широты. Он тоже вынужден был повернуть назад, не достигнув полюса, из-за могучих льдов и айсбергов, грозивших раздавить хрупкое деревянное судно.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. В 1820 году два парусных шлюпа подошли вплотную к берегу и зафиксировали наличие неизвестного ранее материка. Спустя 20 лет экспедиция Дж.К. Росса обошла Антарктиду по окружности и нанесла на карту ее береговую линию, но на сушу все же не высадилась.


Первым человеком, ступившим на самый южный материк, стал австралийский исследователь Г. Буль в 1895 году. С этого времени достижение Южного полюса стало вопросом времени и подготовленности экспедиции.

Покорение Южного полюса

Первая попытка достижения Южного полюса состоялась в 1909 году и была неудачной. Английский исследователь Э.Шеклтон не дошел до него около ста миль и вынужден был повернуть назад, так как у него закончились продукты. Полярной весной 1911 года к Южному полюсу отправились сразу две экспедиции – английская под руководством Р. Скотта и норвежская во главе с Р. Амундсеном.

В течение нескольких последующих месяцев вечные льды Антарктики стали свидетелями грандиозного триумфа одной из них и не менее грандиозной трагедии другой.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.


На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Руаль Амундсен – первооткрыватель Южного полюса

Мечтой норвежского путешественника Руаля Амундсена долгие годы был Северный полюс. Экспедиции Кука и Пири были достаточно сомнительными с точки зрения результативности – ни тот, ни другой не смогли достоверно подтвердить, что достигли самой северной точки планеты.

Амундсен долго готовился к экспедиции, подбирал необходимое снаряжение и припасы. Он сразу решил, что в северных широтах нет ничего лучше собачьих упряжек по выносливости и скорости передвижения. Уже выйдя в плавание, он узнал об экспедиции Скотта, отправившейся покорять Южный полюс, и принял решение тоже идти на юг.

Экспедиция Амундсена выбрала для высадки на материк удачное место, которое было на сто миль ближе к полюсу, чем стартовая точка экспедиции Скотта. Четыре собачьих упряжки, состоявшие из 52 лаек, тащили нарты со всем необходимым. Помимо Амундсена, в экспедиции участвовали еще четыре норвежца, каждый из которых был опытным картографом и путешественником.

Весь путь туда и обратно занял 99 дней. Ни один исследователь не погиб, все благополучно достигли в декабре 1911 года Южного полюса и вернулись домой, покрыв себя славой первооткрывателей самой южной точки планеты Земля.



Раз человек сумел покорить Северный полюс, рано или поздно он должен был достичь и Южного, расположенного в центре ледяного материка Антарктиды.
Здесь ещё холоднее, чем в Арктике. Вдобавок почти никогда не утихают свирепые ураганные ветры... Но Южный полюс тоже сдался, причём история покорения двух крайних точек Земли любопытным образом связалась воедино. Дело в том, что в 1909 году на завоевание Северного полюса, как и Пири, намеревался выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен - тот самый, что за несколько лет до этого сумел провести свой корабль из Атлантического океана в Тихий северо-западным морским путём. Узнав же, что Пири добился-таки успеха первым, честолюбивый Амундсен, не колеблясь, направил своё экспедиционное судно "Фрам" к берегам Антарктиды. Он решил, что будет первым на Южном полюсе!
Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. В
1902 году капитан английского королевского военно-морского флота Роберт Скотт вместе с двумя спутниками сумел достичь 82 градусов 17 минут южной широты. Но затем пришлось отступить. Потеряв всех ездовых собак, с которыми они начали путешествие, трое смельчаков едва смогли вернуться к берегу Антарктиды, где стояло экспедиционное судно "Дискавери".

В 1908 году новую попытку предпринял другой англичанин - Эрнст Шеклтон . И вновь неудача: несмотря на то, что до цели оставалось всего лишь 179 километров, Шеклтон повернул назад, не выдержав тягот пути.

Амундсен же и в самом деле добился успеха с первого раза, продумав буквально каждую мелочь.
Его путешествие к полюсу было разыграно, как по нотам. Между 80-м и 85-м градусами южной широты через каждый градус норвежцы заранее устроили склады с продовольствием и топливом. В путь Амундсен отправился 20 октября 1911 года, с ним были четверо спутников-норвежцев: Хансен, Вистинг, Хассель, Бьоланд. Путешественники двигались на санях, которые тащили ездовые собаки.

Костюмы для участников похода были сшиты... из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала - костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. Но трудностей немало выпало и на долю норвежцев. Удары пурги до крови иссекли лица Хансена, Вистинга и самого Амундсена; эти раны долго потом не заживали. Но закалённые, мужественные люди не обращали внимания на такие мелочи.
14 декабря 1911 года в 3 часа дня норвежцы достигли Южного полюса.



Они пробыли здесь три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки. В самой южной точке Земли был установлен высокий шест с норвежским флагом и вымпелом "Фрама". На доске, прибитой к шесту, все пятеро оставили свои имена.
Обратный путь занял у норвежцев 40 дней. Не произошло ничего непредвиденного. И рано утром 26 января 1912 года Амундсен вместе со своими спутниками вернулся на берег ледяного материка, где в Китовой бухте его поджидало экспедиционное судно "Фрам".

Увы, победа Амундсена была омрачена трагедией другой экспедиции. В том же 1911 году новую попытку достичь Южного полюса предпринял Роберт Скотт . На этот раз она была успешной. Но 18 января 1912 года Скотт и четверо его спутников нашли на Южном полюсе норвежский флаг, оставленный Амундсеном ещё в декабре. Разочарование англичан, пришедших к цели лишь вторыми, оказалось столь великим, что выдержать обратный путь у них уже не было сил.
Несколько месяцев спустя поисковые отряды англичан, обеспокоенных долгим отсутствием Скотта, разыскали в антарктических льдах палатку с замёрзшими телами капитана и его спутников. Кроме жалких крох еды, в ней обнаружили 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, собранных во время путешествия на полюс. Как оказалось, до спасительного лагеря, где запасено было продовольствие, от этой палатки оставалось всего двадцать километров...

Амундсен и Скотт
Они никогда не были в одной экспедиции, в одной «связке», но именно так, «Амундсен-Скотт», ныне называется американская антарктическая научная станция, расположенная прямо на Южном полюсе.

Долгое время самый холодный континент планеты - Антарктида, оставался неизученным.

Но вот в 1911 году отважные полярные исследователи добрались и до него.

Целых две группы независимо друг от друга ушли в сложнейший поход по заснеженной и скованной льдом Антарктике.

Они поставили своей целью исследовать Южный Полюс. Место, где ещё не ступал человек.

Первая группа состояла из норвежских путешественников, ею руководил Руаль Амундсен. Вторая - англичане во главе с Скоттом. Группы отправились немного в разное время и первой своей цели достигла группа Амундсена. Они с замиранием сердца установили норвежский флаг на Южном полюсе. Случилось это 14 декабря 1911 года.

Группа Амундсена как раз и вышла первой, да к тому же они взяли с собой тренированные собачьи упряжки. А вот Скотт использовал для движения пони. Эти маленькие лошадки были мало приспособлены к таким суровым условиям похода.

Спустя месяц после норвежской группы, в январе 1912 года англичане наконец-то подошли к полюсу, но радостное волнение сменило разочарование от того, что Амундсен опередил их на месяц. Но самое страшное ждало их впереди.

Амундсен и его товарищи благополучно вернулись из экспедиции, а вот английскую группу постигла беда. На обратном пути двое исследователей погибли от холода. Остальные трое попали в метель и долго блуждали вокруг основного лагеря. Они петляли кругами и проделав путь в 2 500 км по ледяной пустыне замерзли насмерть.

Но и они остались в памяти и истории, как отважные покорители Южного Полюса.

Раз человек сумел покорить Северный полюс, рано или поздно он должен был достичь и Южного, расположенного в центре ледяного материка Антарктиды.
Здесь ещё холоднее, чем в Арктике. Вдобавок почти никогда не утихают свирепые ураганные ветры… Но Южный полюс тоже сдался, причём история покорения двух крайних точек Земли любопытным образом связалась воедино. Дело в том, что в 1909 году на завоевание Северного полюса, как и Пири, намеревался выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен — тот самый, что за несколько лет до этого сумел провести свой корабль из Атлантического океана в Тихий северо-западным морским путём. Узнав же, что Пири добился-таки успеха первым, честолюбивый Амундсен, не колеблясь, направил своё экспедиционное судно «Фрам» к берегам Антарктиды. Он решил, что будет первым на Южном полюсе!
Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. В 1902 году капитан английского королевского военно-морского флота Роберт Скотт вместе с двумя спутниками сумел достичь 82 градусов 17 минут южной широты. Но затем пришлось отступить. Потеряв всех ездовых собак, с которыми они начали путешествие, трое смельчаков едва смогли вернуться к берегу Антарктиды, где стояло экспедиционное судно «Дискавери».

В 1908 году новую попытку предпринял другой англичанин — Эрнст Шеклтон. И вновь неудача: несмотря на то, что до цели оставалось всего лишь 179 километров, Шеклтон повернул назад, не выдержав тягот пути. Амундсен же и в самом деле добился успеха с первого раза, продумав буквально каждую мелочь.
Его путешествие к полюсу было разыграно, как по нотам. Между 80-м и 85-м градусами южной широты через каждый градус норвежцы заранее устроили склады с продовольствием и топливом. В путь Амундсен отправился 20 октября 1911 года, с ним были четверо спутников-норвежцев: Хансен, Вистинг, Хассель, Бьоланд. Путешественники двигались на санях, которые тащили ездовые собаки.

Костюмы для участников похода были сшиты… из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала — костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. Но трудностей немало выпало и на долю норвежцев. Удары пурги до крови иссекли лица Хансена, Вистинга и самого Амундсена; эти раны долго потом не заживали. Но закалённые, мужественные люди не обращали внимания на такие мелочи.
14 декабря 1911 года в 3 часа дня норвежцы достигли Южного полюса.
Они пробыли здесь три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки. В самой южной точке Земли был установлен высокий шест с норвежским флагом и вымпелом «Фрама». На доске, прибитой к шесту, все пятеро оставили свои имена.
Обратный путь занял у норвежцев 40 дней. Не произошло ничего непредвиденного. И рано утром 26 января 1912 года Амундсен вместе со своими спутниками вернулся на берег ледяного материка, где в Китовой бухте его поджидало экспедиционное судно «Фрам».

Увы, победа Амундсена была омрачена трагедией другой экспедиции. В том же 1911 году новую попытку достичь Южного полюса предпринял Роберт Скотт. На этот раз она была успешной. Но 18 января 1912 года Скотт и четверо его спутников нашли на Южном полюсе норвежский флаг, оставленный Амундсеном ещё в декабре. Разочарование англичан, пришедших к цели лишь вторыми, оказалось столь великим, что выдержать обратный путь у них уже не было сил.
Несколько месяцев спустя поисковые отряды англичан, обеспокоенных долгим отсутствием Скотта, разыскали в антарктических льдах палатку с замёрзшими телами капитана и его спутников. Кроме жалких крох еды, в ней обнаружили 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, собранных во время путешествия на полюс. Как оказалось, до спасительного лагеря, где запасено было продовольствие, от этой палатки оставалось всего двадцать километров…