Что означает платоновское «познание есть припоминание»? Платон. Учение о «припоминании», душе и понимании блага. Теория «идеального государства» Припоминание платона

Гносеология Платона основана на его объективно-идеалистической онтологии и идеалистической психологии. В своей теории познания он выступает против материализма и сенсуализма.

Выступая против материалистического сенсуализма Демокрита, Протагора и других античных мыслителей, Платон отрицает роль чувственного познания как источника знания и противопоставляет теоретическое мышление чувственному восприятию. Идеалистически восприняв рационализм элеатов, противопоставлявших чувства , дающих лишь мнения, и разум , постигающий истинное знание неизменного бытия, Платон, всячески принижая роль чувственного восприятия, абсолютизировал рациональную ступень познания.

На основе различия двух миров - мира идей и мира чувственных вещей - Платон проводит различение родов знания. Противопоставляя друг другу чувственное восприятие и теоретическое мышление, он обосновывает положение о том, что ощущения не могут быть источником истинного знания, их область лишь мнение, истинное же знание - это сфера ума. Истинное познание есть постижение идей, оно доступно лишь разуму и совершается посредством понятий.

Согласно Платону, знание имеет своим предметом общие и подлинные сущности (идеи), мнение - чувственные вещи. К сфере теоретического мышления относятся идеи как предмет знания и числа как предмет размышления, а к области мнения - природные чувственные вещи и подражания им (произведения ремесел и искусства).

В диалоге «Теэтет» устами Сократа утверждается, что чувства не могут быть источником знания. Поэтому знание не есть ни ощущение, ни чувственное восприятие, ни правильное мнение.

Очевидно, что Платон - последовательный противник сенсуализма. Отрицая возможность апостериорного (послеопытного) знания, он допускает лишь априорное (доопытное) знание. Это возможно, потому что некогда, по мнению мыслителя, душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее, т.е. понятия, идеи, общее как таковое. Поэтому душа видела все, и вся реальность для нее доступна как по эту сторону мира, так и по другую. Она содержит знания в самой себе. Но эти знания требуют припоминания, так как, соединившись с телом, душа забывает то, что знала до того, как снизошла на Землю.

Теория припоминания составляет суть гносеологического учения Платона, основанного на тезисе «знание - это припоминание» . Познание - это «анамнез», т.е. некая форма воспоминания того, что душа некогда знала, а впоследствии забыла.

В диалоге «Менон» даны два пути припоминания: мифорелигиозный и диалектический.

Мифорелигиозный предполагает орфико-пифагорейскую направленность, высвечивающую путь пробуждения в душе забытого знания, нахождения его в ней: «ведь найти знания в самом себе - это и значит припомнить» 1 . Если это так, то всякий человек «найдет знания в самом себе» , в своей душе, которая познает и понимает, ибо «правда [истина] обо всем сущем живет у нас в душе» . Душа извлекает из своих глубин истину, которой владеет как своей сутью. Такое извлечение из себя и есть метод анамнеза (греч. anamnesis - припоминание, воспоминание).

Диалогический путь - это использование сократовской майевтики , помогающей рождению истины. В диалоге «Менон» мальчик-раб, не сведущий в геометрии, в результате наводящих вопросов Сократа, как бы припоминая, решает одну из теорем Пифагора. Пример с мальчиком-рабом, не знающим геометрии и справившимся с задачей, решение которой ему не было подсказано никем, еще раз подтверждает положение о том, что источник знания - душа человека. Тем самым посредством логического мышления, далекого от какого бы то ни было мифа, любой человек на основе аргументации способен извлечь из своей души истину, которой до сего времени не знал и которой его никто не учил.

Итак, рациональная ступень познания предшествует чувственной. Платон не согласен с положением о том, что понятия возникают из данных чувственного опыта путем обобщения этих данных. Его гносеология является одним из первых вариантов априорного знания, утверждающем тезис о том, что человеку свойственны до- опытные формы знания. В этом случае со всей определенностью можно констатировать факт открытия «априорного» в западной философии.

Учение о знании как о припоминании явилось исходным пунктом идеалистического априоризма в более поздних формах западноевропейской философии, в частности в учении немецкого философа И. Канта. Однако если термин «априори», означающий знание, изначально присущее сознанию, у Канта используется в субъективно-идеалистическом смысле, то у Платона - в объективноидеалистическом. Платоновский мир идей - абсолютная объективная реальность, которая посредством припоминания (анамнеза) становится предметом ума.

Идеи познаются посредством интуиции разума, независимой от чувственного восприятия окружающего мира. Вещи чувственного мира отражаются во мнениях, которые не дают достоверного знания. Математические феномены занимают промежуточное положение между знанием и мнением. На основе этого строится классификация познавательных способностей человека и различных видов знания.

В учении Платона можно различить четыре вида знаний.

  • (1) Знание идей, полученное душой до соединения с телом на Земле. Это истинное знание постижимо посредством припоминания (анамнезии).
  • (2) Знание числа, которое в определенной мере соотносится с истинным знанием. Это знание является предваряющим более глубокое постижение диалектики и знание идей.
  • (3) Знание вещественного мира, которое опирается на чувственное восприятие и воображение. Это мнимое знание, содержащее как истину, так и заблуждение.
  • (4) Знание материи, которое основано на некотором искусственном или ложном суждении (высказывании). Это знание непостижимо ни чувственным восприятием (материя неконкретна), ни разумом (материя - не идея).

Каждый вид знания соотносится с определенной формой бытия и реальности. Чувственному восприятию соответствуют две ступени познания: (1) прообразы и образы вещей (знание материи), (2) конкретные вещи (знание вещей). Рациональное осмысление соответствующих форм бытия предполагает также соотнесенные с ними две ступени познания: (1) математическое «размышление» (знание чисел), (2) постижение диалектики идей (знание идей).

Материалы лекций по философии (Р.Р.)

Основная проблема всей античной философии – проблема диалектики материи и идеи . Применительно к антропологии это диалектика души и тела.

«Материя – это то, в чём возникает чувственное подобие умопостигаемого образца» (Платон). Потенция и возможность любых вещей и явлений действительности.

Платон в своих философских поисках продолжает сократовскую линию. Вещи не рассматриваются только в их эмпирическом существовании.

Есть множество лошадей пегих, вороных, карликовых и пр., но у всех у них есть один и тот же смысл - лошадность. Это общее, родовое понятие. Соответственно, можно говорить о жилище вообще, цветке вообще, о прекрасном вообще, о добром, красном, зелёном. (квадраты Малевича в этом ряду примеров несут не только символический, но и философский смысл, а Пушкин Кандинского психологичнее и энергийнее, чем самые лучшие реалистичные портреты).

Платон полагает, что без обращения к идеям - к родовым, общим понятиям не обойтись, это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.

Идея – понимается как :

1. Вид (эйдос ), образ , вещественное, телесное, мыслимое начало.

2. Смысл, сущность , каждой единичной вещи (стольность, лошадность)«Диоген: А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу. Платон: И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность у тебя нет разума». О бщее, родовое в вещах, явлениях, событиях, их смысл.

3. Идея как образец (парадэйгма) - совершенство. (Ближе всего к идее стола лежит самый совершенный стол... ;совершенная лошадь, женщина и тд.)

4. Идея как общее понятие - результат логической операции.

Таким образом, идея (эйдос) обладает умственной и зрительной природой.

Идея - это общее в данном классе вещей. Идея неразрывно связана с конкретной единичной вещью.

Как у Платона соотносятся идея вещи и сама единичная вещь?

1) как переход от вещи к идее (В - И) Здесь всегда есть предел.

2) Как переход от идеи к вещи (И - В) Здесь нет предела. Идея выступает как порождающая модель того класса вещей, которому она сопричастна.

Но у Платона идеи идей рождённых в голове человека и воплощённых в вещах, существуют независимо от человека, объективно. (Искусство - «третья скамья»).

Таким образом Платон постулирует первичность и объективность (независимость) общего, идеального от вещественного, материального.

Идеализм Платона заключается в том, что:

1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны - конечны в своём существовании;

2. Мир идей (эйдосов) существует вечно, они истинны, постоянны;

3. Мир вещей есть отображение мира идей.

Актуальность для современной науки: идеи (общее - законы, принципы, свойства вещей, понятия и категории науки) ключ к познанию мира. (например физические тела различного качества и свойства можно взвесить благодаря тому, что мы называем их массой - граммы, килограммы и т д.).

И в этом смысле они первичны - мы оперируем научными данными, принципами построения теорий, аксиомами, и т д., зная о том или догадываясь, что они результат опыта, эксперимента, или практики.

Учение Платона о душе.

Веру в бессмертие души Платон унаследовал от Пифагора.

На формирование его этических идей главное влияние оказал Сократ.

Философия есть созерцание истины. Это - высшее Благо. Существует два рода интеллекта – ум и рассудок. Метод ума есть диалектика.

Благо = интеллект+нравственность.

2) Душа - категория психического (свойства души у трёх сословий людей - различны: вожделение (ремесленники), мужество (стражи), рассудительность (правители, философы). Каждый занимает сообразно своим способностям души свою нишу в государстве. В этом так же состоит справедливость.

3) Душа - орган познания , т.к. бог (Демиург) создавая Космос, глядя на первообразец, поместил Ум в Душе, а душу в теле. (См. Психологии познавательной деятельности).

Познание как припоминание.

Дообретения новой телесной оболочки душа (как начало вечное) уже накопила опыт (учение о переселении души Пифагора, который путешествовал на Восток оказало влияние на Платона). Кроме того, душа уже познала Всё, находясь прежде в мире Идей. Она познала истину. Отсюда концепция «припоминания».

Истина содержится в душе.

Чувственный мир являясь отражением мира идей, становится для души символом иного мира. Чувственный мир - это мост, посредник, ведущий из видимого в невидимое. (Вот и философская основа для формирования христианской догматики).

Итак, в душе изначально заложено всё, что находится в мире идей.

Рост и проявление скрытых потенциалов и есть процесс припоминания.

Можно предположить, что способности - это те знания которые душа приобрела в предыдущих воплощениях, они предшествуют опыту, это то, чем мы владеем априори (до опыта).

Идеи Платона созвучны концепции архетипов К.Г. Юнга.

Архетипы - в глубинной психологии - врождённая способность души расти в определённом направлении.

Душа - основа движения, самодвижущееся начало.

Душу портят: несправедливость, невоздержанность, трусость, невежество, чрезмерное себялюбие, эгоизм, ослепляющий человека.

Исторические заслуги Платона:

1. Основатель жанра философский диалога - оставил письменное философское наследие.

2. Основатель идеализма как философского направления (абсолютизация Объекта).

3. Исследовал вопросы природы (космология), общества, но так же и проблемы познания (гносеологии). Разработал основы понятийного мышления.

4. Основатель собственной школы «Академии».

Онтология Платона.

Введя в онтологию понятие идеи, Платон разделил сущее на идеальное и материальное и, соответственно, сформулировал две точки зрения в философии: идеалистическую и материалистическую.

Онтология Платона:

Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.

Учение о двойственности мира:

Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек».

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного.

Предметы - это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна. (Вещь=идея + материя. Когда душа была в мире идей она всё знала, но когда попала в мир вещей она всё забыла, и задача её вспомнить)

Познание как припоминание.

Учение о припоминании (теория припоминания) - учение Платона в области эпистемологии (теории познания).

Платон считал, что истинное познание - это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание

Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к припоминанию.

Учение о государстве.

Создал проект идеального государства:

1. Государство основывается на разделение труда. Государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества.

2. Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили.

3. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем.

В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам. Форма правления- Аристократическая Республика.

Платон – создатель объективного идеализма, великий учитель человечества.Родился аристократом. Настоящее имя – Аристокл.

Платон – прозвище за ширину его плеч. Был талантливым человеком. Увлекался поэзий, драматургией, живописью, гимнастикой, борьбой.

В 407 до н.э. встретил Сократа, стал его учеником. После сжег все свои сочинения и отдался философии. Жил в эпоху заката афинской демократии. Предпринимал огромные усилия для сохранения Афин.

Платон совершил 3 поездки на Сицилию.

Приезжал по приглашению тирана Дионисия. «Пока государством не будут управлять философы, либо правители не научатся философствовать, благополучия не достичь»

Дионисий продал Платона в рабы Спарте. Платона спас выкупивший его почитатель, предоставивший ему свободу.

Потом Платон бывал в Сиракузах 2 раза по приглашению Дионисия младшего.

Во время 2 визита его хотели казнить.

В 399 до н.э. умирает Сократ -> Платон уезжает из Афин. Совершает двенадцатилетнее путешествие: Египет, Вавилон, Финикия, Ассирия, Кирена. После возвращается в Афины создает академию.

Теоретические источники Платона:

  • Сократ открыл сферу умопосягательной реальности. Этические идеи.
  • Гераклит – идея изменчивого бытия и наделяет этой чертой мир чувств природы
  • Элеаты – у них Платон берет идею неподвижности целостного духовного бытия. И его чертами наделяет мир эйдосов
  • Пифагорейцы – создание мира на основе чисел, учение о математической закономерности
  • Софисты.

347 до н.э. он умер.

Фундаментальная социально-политическая идея Платона: пока в государстве не будут править философы, либо правители не научатся хорошо философствовать и власть не сольется с философией, никакого благополучия в государстве не достичь. Власть и философия должны быть единым целым.

Теория идей Платона

Образно называет ее “второй навигацией” (движение корабля на веслах. первая- под парусами)- объяснение чувственного мира духовными причинами.

Платон совершил революцию в философии.

Мир, который невозможно объяснить при помощи физики, Платон стремится объяснить духовностью. Подлинная сущность мира, первоосновы – Эйфосы.

Идея – не только мысль о предмете, но и

  1. Начало, порождающее чувственную реальность
  2. Идея- это образец, парадигма, глядя на которую Демиург творит чувственный мир
  3. Цель (телос), к которой устремляются чувственные вещи
  4. Смысловой предел вещи
  5. Мысль о предмете.

Идея обладает следующими чертами:

  • Объективна
  • Абсолютна
  • Неизменна
  • Совершенна
  • Духовна

Идея образует особый занебесный мир гиперуранию- это мир, где находятся идеи Платона.

Мир по Платону:

Идеи -> Природа -> Материя

Материя – не вещество, а особый род пространства.

Идеи + Материя = Природа

Идеи Платона образуют иерархию, а на вершине благо.

Благо – важное условие бытия (синоним бога)->

Идеи высших родов бытия: истина, красота, справедливость, мужество, благородство ->

Математические идеи: мера, пропорция, равенство, число ->

Идеи живых существ: человек, животные, рыба -> Идеи неодушевленного: река, море, горы.

Время у Платона – образ вечности.

Вещи причастны идеям.

Критика идей Платона:

  • Идея должна присутствовать в чувственной вещи целиком или частично, но невозможно и то, и другое
  • Если каждая вещь имеет идею, то идея должна быть и в отходах и в мусоре.

в конце жизни Платон опроверг эту теорию (концепция третьего человека)

Теория познания

Платон различал следующие формы познания:

  • Чувственное (вера и подобие; мнение и докса)
  • Мысленное и рассудок

Идеал познания: чувственность и рассудок

Познание у Платона – припоминание.

Душа, будучи бессмертной познавала и созерцала идеи, но вселившись в тело человека, она все забыла. Поэтому ей нужно напоминание для того, чтобы она вспомнила.

Знание – припоминание идей.(анамнезис)

В диалоге «Пир» Платон рассмотрел познание как от менее к более совершенному через любовь. Бог Эрот – символ познания.

Космология Платона Излагается в диалоге «Тимей».

В процессе создания космоса участвовал Демиург. Идеи, небытие, числа, пропорции.

Демиург создает смесь из бытия и небытия. Из этой смеси он создает мировую душу. Из нее же он создает смеси и население для земли. Из остатков – души людей и помещает их на звезды.

философский учение платон государство

… Знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом… Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. ("Федон")

… если, узнав однажды, мы уже не забываем, то всякий раз мы должны рождаться, владея этим знанием, и хранить его до конца жизни. Ведь что такое знать? Приобрести знание и уже не терять его. А под забвением… мы понимаем утрату знания… Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда… "познавать" означает восстанавливать знание, уже тебе принадлежавшее. И, называя это "припоминанием", мы бы, пожалуй, употребили правильное слово. ("Федон")

Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше. Мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память. Они всякий раз, как увидят что-нибудь, подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой, а что это за состояние, они не знают, потому что недостаточно в нем разбираются. ("Федр")

Жил Платон в древнегреческом обществе. Он был философом и ученым и даже писателем. Жизнь Платона была посвящена учению, и познанию нового …… Философия Платона - объективный идеализм. У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и об языке, и об искусстве

Поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы "пробных систем" философии, то Платон создал "пробную систему" идеализма.

Философию Платон понимает как учение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи материальных предметов. Вечна человеческая душа и она вспоминает, в течение жизни, что с ней было ранее. Знание- припоминание(того что было раньше).

Учения о государстве…..Идеальным государством по мнению Платона является, когда тот, кто обладает знаниями должны править (философы). Дальнейшему отбору помогала система образования,благодаря новой системе образуется три социальных класса, составляющие основу государства. Этими классами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.