Вопрос: на кубани героям часто называют хлеборобов.Почему. Кубанские хлеборобы снова на олимпе Евгения Андреевна Жигуленко

Я думаю, что таким названием хлеборобов нарекают, потому что это до сих пор считается одним из самых тяжелых трудов. Смотрите, помимо того, что Кубань - это плодородная земля, которая создана для земледелия и так или иначе большой труд для обработки делается именно человеческий ручной труд, так и хлеб является продуктом первой важности.

Как производится хлеб?

Чтобы понять всю сложность и весь объем работ, можно только предположить этапы все производства и участие человека. Сначала человек на машинах, конечно, но все-таки с непосредственным участием обрабатывает землю для посева зерна. Раньше, кстати, все это вообще вручную было. Моя прабабка на поле в Кубани сама в колхозе с землей работала и рассказывала деду, как они в кровь руки стирали, когда пололи, как они себя косой ноги резали и пальцы отрубали.

Представьте, если герой, на которого возлагается миссия, не справится с ней или допустит на каком-то этапе серьезную ошибку, например, слишком глубоко засадит зерно, что случится:

  1. Население останется без хлеба
  2. Животные, которые также питаются зерновыми продуктами, останутся без еды, а значит, население останется и без нужного запаса мяса
  3. Стоимость цен на хлеб возрастет
  4. Рабочие места сократятся

Вот поэтому именно героическая сила, ответственность и осознание, что ты большая сила для важного процесса заставляют издавна называть хлеборобов героями настоящего времени.

Мне рассказывал дедушка, что хлеборобов набирали всегда в деревнях из самых здоровых и сильных людей - это была элита рабочих и земледельцев, потому что в старину хлеб был самым важным продуктом и самым полезным.



Клепиков Михаил Иванович – бригадир комплексной бригады колхоза «Кубань» Усть-Лабинского района Краснодарского края.

Родился 27 апреля 1927 года в селе Тугучук ныне Шпаковского района Ставропольского края в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1956 года. В 1942 году окончил семь классов средней школы, в 1946 году – школу механизации сельского хозяйства.

Рано начал трудовую жизнь. В 1942 году, перед приходом фашистов, со своими сверстниками, рискуя жизнью, угнал пять тракторов-колёсников, спрятав их в лесополосе. Сразу после освобождения, пятнадцатилетний подросток отремонтировал свой «универсал» и сам сел за рычаги. Стал работать трактористом. В 1943-1945 и 1946-1958 годах тракторист, помощник бригадира, бригадир тракторной бригады Усть-Лабинской МТС (Краснодарский край).

В 1958-1960 годах механик бригады, с 1960 года бригадир 4-й комплексной бригады ордена Ленина колхоза «Кубань» (ныне – ОАО «Племзавод «Кубань») Усть-Лабинского района Краснодарского края. Бессменно трудится на этой должности до выхода на пенсию. Под его руководством бригада добилась наиболее высоких урожаев.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1965 года за успехи, достигнутые в повышении урожайности, увеличении производства и заготовок сахарной свёклы, Клепикову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медалью «Серп и Молот».

В 1971 году окончил Славянский сельскохозяйственный техникум. В 1970-е годы 4-я комплексная бригада М.И.Клепикова выступила с начинанием развернуть социалистическое соревнование под девизом «От коллектива высокой культуры земледелия – к бригадам, фермам, хозяйствам отличного качества сельскохозяйственной продукции». Бригада М.И.Клепикова стала настоящей академией в поле.

Применяя новые технологии, М.И.Клепиков получал рекордные урожаи пшеницы, кукурузы, гороха, подсолнечника и свёклы. В 11-й пятилетке на участках, закреплённых за бригадой М.И.Клепикова, урожай пшеницы в среднем составил свыше 52 центнеров с гектара, ячменя – около 63 центнеров, сахарной свёклы – 457, кукурузы – 74, подсолнечника – 30 центнеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1986 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельского хозяйства, досрочное выполнение планов 11-й пятилетки по производству продуктов растениеводства и животноводства, большой личный вклад в выращивание высоких урожаев, награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

В первый год 12-й пятилетки урожай зерновых на полях 4-й бригады вновь был рекордным: в среднем составил около 62 центнеров, в том числе пшеницы – 65,6 центнера. Бригада М.И.Клепикова накопила громадный опыт, которым щедро делилась с хлеборобами всего мира. Лозунг «земля соседа – не чужая земля» стал всесоюзным почином.

Достигнув пенсионного возраста, продолжал трудиться в родной бригаде до 1998 года. Оставался бригадиром-наставником, передавал свой богатый опыт молодому поколению кубанских земледельцев.

Член Центрального Комитета КПСС в 1971-1990 годах, депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов (в 1966-1989 годах), народный депутат СССР в 1989-1991 годах, депутат Краснодарского краевого Совета народных депутатов, член Краснодарского крайкома КПСС, делегат XXIII-XXVII съездов КПСС.

Жил в городе Усть-Лабинск Краснодарского края. Скончался 23 марта 1999 года. Похоронен на Новом кладбище в Усть-Лабинске.

Награждён 4 орденами Ленина (31.12.1965; 8.04.1971; 7.12.1973; 5.06.1986), орденами Октябрьской Революции (13.03.1981), Трудового Красного Знамени (31.10.1957), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Заслуженный механизатор РСФСР (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Награждён пятью золотыми, четырьмя серебряными и пятью бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

В городе Краснодар, на территории Кубанского государственного аграрного университета в 2002 году установлен памятник-бюст знатному хлеборобу. В Усть-Лабинске его именем названа улица и установлен его бюст.

Сочинение:
Земля в долгу не останется. М., 1976.

на кубани героям часто называют хлеборобов.Почему

Ответы:

ОССИЯ СЛАВИТ КУБАНСКИХ ХЛЕБОРОБОВ! Главный праздник кубанских хлеборобов - День урожая - прошел в субботу на Краснодарском ипподроме. 10 процентов кубанского зерна в российском каравае. И все, кто растил чудо-пшеницу, урожай-богатырь нынешнего года, приехали на праздник. Механизаторы, водители, агрономы, защитники растений, главы хозяйств и районов, начальники районных управлений сельского хозяйства и районные агрослужбы - всем сегодня честь и хвала. Гостей встречала веселая ярмарка. Не только хлебом славится Кубань: каждый район, лучшие хозяйства привезли на площадь перед ипподромом овощи, виноград, фрукты, соки и вина, лучшие минеральные воды, изделия из л"озы и продукцию краснодарских швейников, обувщиков, кожевенников, виноделов, переработчиков. А гости из других регионов смогли убедиться, что умеют на Кубани и работать, и веселиться - песню спеть, в седле держаться: украшением праздника года для хлеборобов были выступление Кубанского казачьего хора, скачки, выступления спортсменов-парашютистов. Словом, не только торжественным, но и веселым, задорным, добрым был этот субботний день - венец года, итог жатвы. Победителям - почет и награды, а гостям - веселье через край. И вот - торжественная часть. На сцену приглашаются глава администрации края А.Н.Ткачев, председатель ЗСК В.А.Бекетов, глава администрации Краснодара Н.В.Приз, почетные гости кубанского праздника: представитель президента в ЮФО В.Г.Казанцев, заместитель председателя правительства, министр сельского хозяйства А.В.Гордеев, лидер аграрной фракции в Госдуме Н.М.Харитонов, министр юстиции РФ Ю.М.Чайка, председатель Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму П.А. Рожков. Не было, к сожалению, на празднике одного из творцов нынешнего рекордного урожая - Николая Игнатовича Кондратенко. Именно он, будучи губернаторомгкрая, вместе со своими сподвижниками из прежнего состава краевой администрации и земледельцами края закладывал прошлой осенью фундамент хлебного урожая. Неоднократно в течение праздника звучали слова благодарности в его адрес. И всякий раз трибуны откликались на них долгими аплодисментами... Первый заместитель главы администрации края А.С.Фонтанецкий рапортует главе администрации и председателю Законодательного собрания края о завершении жатвы 2001 года: - Жатва зерновых колосовых и зернобобовых культур на Кубани окончена.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Труженики Кубани - хлеборобы ».

Цели:

Воспитывать любовь к родному краю, гордость и патриотизм;

Прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, бережное отношение к

хлебу, помнить о цене хлеба;

Формировать представление об особенностях труда и быта казаков на Кубани.

Ход занятия:

Организационный момент.

Летит лебедь по небу и смотрит вниз на широкие просторы Кубани.

Давайте и мы пронесёмся вместе с ним над своим краем и полюбуемся им.

Основная часть.

Красота родного края.

С высоты птичьего полета перед нами открылась невероятно красивая картина.

Посмотрите вокруг,

Зачарует краса,

Нет края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса

Даль морская лазурью окрашена.

Вот они – кубанские просторы

Их и птице трудно облететь

От Кавказских гор и до Ростова

Распахнулась наше чудо – степь.

Труд хлебороба.

Кубань - это частица нашей великой родины России. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Проходят века, меняются поколения, но неизменным остается желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции.

Помни, брат, что у казаков:

Дружба - обычай;

Товарищество - традиция;

Гостеприимство - закон.

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Куда не взглянешь поля и поля.

На огромной территории в десятки гектаров в отблесках солнца золотится пшеница. Когда смотришь на эти бескрайние хлебные просторы, еще больше осознаешь величие и значимость кропотливого труда наших крестьян. Сколько же надо вложить сил, средств, умения, чтобы из зернышек вырастить на полях такое море пшеницы!

А встречают гостей душистым караваем.

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Вот на Кубани живут и работают замечательные люди, труженики.

Поговорим о людях, которые помогают хлебу попасть на стол.

Ребята, вот наступит осень, с полей уже убрали хлеб и они опустели.

- Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

( На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.)

Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием.Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

- Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

( Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.)

Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса... Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

( П ригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.)

А как раньше обрабатывали землю колхозники, когда не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

( Жали серпом.)

- Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?

( Комбайны, трактора.)

- Почему земля для посева должна быть мягкой?

( Чтобы зернам было легче прорастать.)

- После того как землю вспашут, что с ней делают? ( Вспаханное поле боронят.)

- Чем её боронят? ( К трактору прицепляют борону.)

- Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? ( Сеялки.)

Растения нужно пропалывать и поливать.

Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

( Комбайн.)

Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры-
Полевые корабли.

- К то работает на комбайне? ( Комбайнер)

- Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

( Элеватор – здание где хранят зерно.)

- А затем куда везут зерно? ( На мельницу, мукомольный завод.)

- Что там делают с зерном? ( Зерно перемалывают в муку.)

- Как называют человека, который работает на мельнице? ( Мельник.)

- Куда потом везут муку? ( На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.)

Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Кубань - житница России, об этом мы все знаем с детства. Душа переполняется гордостью, когда смотришь на золотые переливы наших полей.

Земля моя кубанская -

Как скатерть самобранная,

Лишь только руки с разумом

К ней надо приложить.

Врагом не побежденная,

Земля моя раздольная,

Родные хлебородные

Кубанские поля.

Кубань, как частица России направляет излишки своей продукции в те регионы России, которые в них нуждаются.

Хлеборобы-казаки
От зари и до зари
Убирали урожай,
Небывалый урожай
Ты, Отчизна, принимай
Наш Кубанский каравай.

Итог занятия:

Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении всей нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.

На свете есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди.

И для каждого из них самым замечательным местом является то место, где они родились, где они живут.

И очень хочется закончить наше занятие стихотворением В.Подкопаева:
Вот они - последние страницы,
И вся Кубань встаёт перед тобой,
Ты видишь, как пшеница золотится,
Ты слышишь, как о берег бьёт прибой…
Богат наш край садами и хлебами,
Цемент и нефть он Родине даёт…
Но самый ценный капитал Кубани-
Простой и скромный труженик - народ.

-Любите свою малую Родину, умножайте её богатства, будьте настоящими патриотами родного Краснодарского края!

Наталья Ляхненко
«Кубанские хлеборобы». Целевая экскурсия в детскую библиотеку (подготовительная группа)

Целевая экскурсия в детскую библиотеку

на тему : «Кубанские хлеборобы »

Подготовительная группа

Программное содержание :

Обогатить представление детей о том, как выращивать хлеб на Кубани ;

Познакомить с орудиями труда казаков в стародавние времена;

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к хлебу ;

Уточнить представление детей о труде хлеборобов .

Воспитывать чувство уважения к нашим предкам;

Гордость за свою малую Родину.

Развивать интерес к труженикам сельского хозяйства, умение думать, делать выводы, умозаключения.

Материалы к занятию : картинки по теме; маски с изображением зерновых культур (пшеница, ячмень, рожь, овес) .

Предварительная работа :

- Занятие : Познание (ФЦКМ) на тему : «Хлебные поля , - гордость Кубани » ;

Рассматривание иллюстраций «орудие труда» ;

Дидактическая игра «Для чего, кому что нужно» .

Словарная работа : буханка, соха, борона, амбары, сноп.

Ход занятия:

Дети заходят в библиотеку и танцуют «Кубанскую плясовую » , а затем встают полукругом, вперед выходит девочка, в руках у нее каравай, читает стихотворение :

Здравствуй наша Кубань ,

Благодатный край,

Хлебом да солью , светлой любовью

Гостей встречай! (дарит каравай работникам библиотеки ) .

Воспитатель : Дети как называется край, в котором мы живем?

Дети : Краснодарский.

Воспитатель : Столица Краснодарского края?

Дети : Город Краснодар.

Воспитатель : Как еще можно назвать Краснодарский край?

Дети : Кубань .

Воспитатель : Мы сейчас споем песни, которые называется «Ой, да Кубань » и «О Петровской хочу рассказать»

Ребенок читает стих :

Золотистый колосок,

Кто расти тебе помог?

Теплый ветер,

Майский гром,

Солнце в небе голубом,

А еще людские руки,

Что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким :

Сильным, рослым, золотым.

Воспитатель : Дети о чем это стихотворение?

Дети : О пшенице.

Библиотекарь : Краснодарский край- это житница нашей Родины. Вы знаете, что хлеб является одним из самых удивительных продуктов. Мы порой забываем об истинной цене хлеба , о том, что сравнительно недорогие булки вобрали в себя большой труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить, собрать, обмолоть, смолоть и, наконец, выпечь хлеб .

Дети, как называют людей, которые выращивают хлеб ?

Дети : Хлеборобы .

Библиотекарь : День и ночь- и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы в постоянной тревоге за него.

Ребенок читает стих :

Горячи в работе хлеборобы ,

Выучка Кубанская видна :

Золотом зерна высокой пробы

Нивы труд оплатят их сполна.

Библиотекарь : Ребята, я хочу вам рассказать, как выращивали хлеб в стародавние времена : выращивали казаки хлеб сами , называли хлеб – буханка . При помощи сохи, казаки поохали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была с ним рядом и в труде, и в бою. (показать иллюстрацию) При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб , использовали для этого лукошко, в него насыпали отборные зерна, а затем рассыпали по полю и опять боронили землю, как бы присыпая зерна землей (иллюстрация) . Когда хлеб поспевал , созревал, его косили косой, собирали маленькие снопы и ставили в большой сноп. Затем цепями выбивали зерна из колосьев (иллюстрация, зерна высушивали и ссыпали в амбары.

На мельнице мололи зерна в муку (иллюстрация) и затем выпекали буханку хлеба . Это был самый вкусный хлеб , потому что он был пропитан потом казаков. Таким был труд казаков, потому казаки придумали пословицу : «Труд казака кормит, а лень портит.»

Ребята,а хотите поиграть? А заодно я увижу, знаете ли вы, как растет хлеб .

Физкультминутка :

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

Библиотекарь : Ребята, а в наше время какие машины помогают собирать урожай? (ответы детей) .

Библиотекарь : Он идет- волну сечет,

Из трубы зерно течет. (комбайн) (показ иллюстрации)

Библиотекарь : А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнер. Зерно с полей убрали и везут его на элеватор, там его сушат и хранят.

На просторе, в море хлеба

Замок с башнями до неба.

Замок с башнями до неба

Сохранит все море хлеба .

Воспитатель : Наши дети знают много пословиц и поговорок о хлебе .

1. Земля- матушка, а хлеб- батюшка .

2. Труд и хлеб всему голова .

3. Без золота проживем, а без хлеба- нет .

4. Кто надеется на небо- тот сидит без хлеба .

5. Не тот хлеб , что в полях, а тот,что в закромах.

6. Кто поохать лениться, у того и хлеб не родится .

7. С хлебом русским человек- богатырь из века в век.

8. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Библиотекарь : Молодцы, много пословиц и поговорок знаете, а сейчас отгадайте загадки :

В холодных районах я созреваю,

Кашей перловой всех угощаю.

Догадаться вам не лень, золотистый я (дети- ячмень)

Черный хлебушек хорош !

Нам его заменит (дети- рожь)

Чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем? (дети- колоски пшеницы) .

Библиотекарь проводит с детьми дидактическую игру : «Найди то, что приготовлено из пшеницы.» (На столе расположены : батон, булочка, печенье, блины, хлеб , сушки, бутылка кваса, конфеты, фрукты, овощи, сосиски и т. д.) Ребенок должен выложить на стол все, что приготовлено из муки.

Воспитатель : Наши дети знают стихи о колосках :

Золотое поле, спелый колосок,

Не роняй ты зерен на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня Родине нужна.

Жесткая щетинка, пяток не коли,

Что осталось в поле- подбери с земли,

Каждый спелый колосок, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно .

Воспитатель : А теперь мы с вами поиграем в игру «Земледелец» (Дети встают вкруг и по считалочке выбирают земледельца) :

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном, на стебле золотом.

Ты давай не зевай, земледельца выбирай.

Дети выбирают маски с изображением зерновых культур- пшеница, овес, ячмень, кукуруза и т. д. Земледелец стоит в стороне и запоминает кто, где находиться.

Воспитатель : Рано утром земледелец обходит свои поля и смотрит как растут его посевы, но когда солнце поднимается высоко, становиться жарко и он заходит в дом, а колоски тем временем меняются местами. Звучит считалочка :

Солнце светит, дождь идет,

Колосок растет, растет.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек.

Земледелец, не зевай, перемены отгадай.

Земледелец должен поставить детей так как они стояли до его ухода.

Воспитатель : Дети, а почему же Кубань называют – житницей России?

Дети : Только на Кубани выращивают много пшеницы, ржи, ячменя и т. д. Кубань кормит хлебом всю Россию .

Воспитатель : А почему только в Краснодарском крае так хорошо растут злаки?

Дети : Потому, что у нас на Кубани благодатный климат , теплая зима и жаркое лето. И хорошо трудятся наши хлеборобы .

Библиотекарь : В октябре отмечается праздник- день работников сельского хозяйства «Праздник урожая» . В этот день награждают медалями, грамотами, ценными подарками знатных хлеборобов . Вы тоже сегодня потрудились и я хочу вам подарить вот по такому «Солнышку» . Солнце- это хорошее настроение, это жизнь на земле, это тепло не только на улицы, но и в нашей душе! Так пусть же это «Солнышко» улыбается нам и освещает наш путь! (библиотекарь дарит «Солнышки» детям, воспитателям, гостям; дети приглашают всех на чаепитие.)