Рекреационные зоны - вид особой экономической зоны для туризма и массового отдыха людей. Анализ тенденций российской федерации на мировом рынке туристских услуг Туристский тип особой экономической зоны

Рекреационные зоны прежде всего предназначены для отдыха. Это - уголки живой природы в городе, как естественные, так и искусственно созданные.

Зачем нужны зоны отдыха?

Рекреационные территории естественного происхождения - озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны - это все знакомые парки и посадки, пруды, сады и водохранилища. Это природа, созданная руками человека. Места, в которых можно отдохнуть, послушать шелест листвы и плеск волн, полюбоваться на птиц, подышать свежим воздухом. Словом, прикоснуться к живой природе, которой так мало в современном городе.

Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха. Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи - основа безопасного отдыха на воде.

Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было где отдохнуть. Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных.

На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции. Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей. Словом, эти места похожи на уголки дикой природы, оборудованные всеми возможными благами цивилизации.

Природоохранные функции рекреационных зон

Впрочем, это не единственные аргументы в пользу создания подобных территорий. Строительство рекреационной зоны необходимо не только потому, что людям нужно удобное и безопасное место отдыха. Природе тоже надо отдохнуть от людей. Дело в том, что горожане так или иначе найдут место для отдыха, они поедут в лес или на необустроенный берег реки. И беда не в том, что это может быть опасно. Взрослые люди сами в состоянии определить приемлемую степень риска. Но почти всегда после таких отдыхающих на траве остаются груды мусора и бутылки, которые в лесу некому убирать, ведь там нет дворников. А в худшем случае все закончится пожаром, вспыхнувшим от непотушенного костра или брошенной в сухую траву сигареты.

Можно сказать, что рекреационные зоны города защищают дикую природу от грубого человеческого вмешательства. Желающие посидеть на травке и поджарить шашлык просто поедут в парк. Да, они там намусорят и, возможно, не уследят за огнем. Но рекреационные зоны оборудованы средствами безопасности, да и пожарные рядом, приедут по первому звонку. А брошенные бутылки и пластиковые коробки из-под еды уберут работники пляжа или парка.

Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема - единственный способ спасти его от уничтожения. В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку. Сохранение участков живой природы в городе - задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм.

Зоны отдыха и туризма - что это?

Те, у кого не вызывают интереса парки и аллеи, могут отправиться в туристско-рекреационные экономические зоны. Это законодательно обозначенные зоны, предназначенные для туризма и только для него.

Соответствующие законодательные акты были приняты в 2006 году. Целью создания подобных природных зон было повышение конкурентоспособности туристического бизнеса. Предполагается, что особые экономические и законодательные условия будут стимулировать развитие туристического бизнеса, создание новых и реконструкцию старых лечебно-оздоровительных курортов.

Подобные зоны могут создаваться на отдельных участках муниципальных образований. Там могут располагаться частные дома и различные объекты инфраструктуры любой формы собственности. Участки, выделяемые под зоны такого типа, могут быть частью особо охраняемых территорий. Именно этим туристско-рекреационная зона отличается от обычной экономической зоны.

Государство предлагает компаниям, собирающимся заняться туристическим бизнесом, получить статус резидента туристско-рекреационной зоны и воспользоваться связанными с этим преимуществами. Резидентам можно использовать при расчете амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент. Ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, составляющие для остальных субъектов хозяйствования 30 %, для резидентов сняты. Кроме того, для них на определенный срок может устанавливаться щадящая ставка налога на прибыль.

Проблема защиты дикой природы при создании туристско-рекреационных зон

На территории подобных туристско-рекреационных зон строго запрещены металлургическое производство, разработка и добыча любых полезных ископаемых. Исключение составляют минеральные воды, лечебные грязи и другие объекты бальнеологического туризма. Заниматься переработкой лома черных, цветных металлов, и полезных ископаемых тоже нельзя, кроме, опять-таки, разлива минеральных вод или иного использования бальнеологических ресурсов территории. Запрещается производство и переработка каких-либо подакцизных товаров, кроме мотоциклов и легковых автомобилей.

Одна из причин, по которым защитники природы с сомнением относятся к проекту, заключается в том, что предприниматели получают право возведения туристических объектов в природоохранных зонах. Весьма вероятно, считают экологи, что эти работы будут вестись с нарушением существующих норм и правил.

Подобные эксперименты имели место в Крыму и закончились печально. Постройка объектов, запланированных как экологически безопасные, привела к вырубке уникальных реликтовых лесов и разрушению природных береговых формаций. При таком развитии событий уже будет неважно, продолжит ли туристический комплекс функционировать или нет, понесет ли наказан застройщик. Ведь ущерб уже будет нанесен, прием ущерб невосполнимый. С подобными рисками тоже нужно считаться.

Именно поэтому природоохранные организации требуют запретить возведение туристических комплексов в уникальных заповедных зонах. Проще предотвратить подобного рода несчастья, чем искать способы ликвидации последствий. Тем более что их не существует.

Предполагаемая экономическая выгода от реализации проекта

Создатели этого закона считают, что развитие туризма в России невозможно без экономической поддержки предпринимателей, работающих в это области. По предварительным расчетам до 2026 г. на финансирование подобных зон будет потрачено 44,5 млрд руб. Представители туристического бизнеса, по прогнозам, вложат в создание и развитие туристско-рекреационных зон более 270 млрд руб. Налоговые поступления от реализации проекта должны составить 260 млрд руб. Поток туристов увеличится более чем в три раза, а вклад туристического бизнеса в формирование ВВП страны достигнет 2 %. Это не так мало, как кажется - ведь сейчас доходы государства от этой сферы деятельности стремятся к нулю. Именно это делает развитие туризма в России одним из приоритетных направлений бизнеса, требующим государственной поддержки.

Создание подобных зон преследует не только экономические цели. Результатом подобной программы должно стать улучшение качества обслуживания на курортах России, их благоустройство. Сейчас многие отмечают, что на берегах Турции и Египта отдыхать приятнее и выгодней, чем на родине. Поскольку туристический бизнес приносит странам, обладающим привлекательными в этом плане территориями, немалый доход, очевидно, что ситуацию нужно менять. Надо приложить все условия, чтобы отдыхающие захотели тратить свои деньги на территории России, а не за ее пределами.

Какие зоны для отдыха и туризма сейчас создаются?

В настоящий момент рекреационные зоны России представлены следующим списком:

  • рекреационная зона в Ставропольском крае;
  • в Иркутской области - «Ворота Байкала»;
  • на Алтае - «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь»;
  • зона в Итум-Калинском районе Чеченской республики.

Раньше этот список был на два пункта длиннее, но рекреационные зоны в Краснодарском крае и Калининградской области решением правительства были ликвидированы. Зона на Куршской косе в Калининградской области прекратила свое существование, поскольку ни одного договора с резидентами заключено не было и бизнесменов, желающих вложить средства в развитие туристической инфраструктуры, не нашлось.

Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае прекратила существование по той же причине. А ведь она должна была располагаться на территории всем известных и любимых курортов: Сочи, Геленджика, Анапы, Туапсе. Городов, которые всегда были исключительно туристскими.

Как могло получиться, что на традиционно живущих за счет туризма территориях не нашлось бизнесменов, желающих заняться созданием объектов туризма на льготной основе и под эгидой государства? Изо всего списка рекреационных зон этот пункт казался самым перспективным.

Очевидно, что практическая реализация проекта по созданию туристско-рекреационных зон окажется намного более проблематичной, чем казалось вначале. И приведенные выше расчеты, скорее всего, излишне оптимистичны. Раз уж в Сочи и Туапсе не нашлось желающих заняться туристическим бизнесом, значит, прогнозные доходы от проекта нужно серьезно корректировать. И устранять факторы, приводящие к такой ситуации.

Насколько состоятельными в экономическом плане окажутся другие объекты, покажет время.

Туристический комплекс в Ставропольском крае

Природно-рекреационная зона, расположенная в Ставропольском крае, называется «Кавказские минеральные воды». Она расположена на территории Кисловодска, Железноводска, Ессентуки, Пятигорска, городов Минеральные воды и Лермонтов, Предгорного и Минераловодского района. Потенциальные возможности зоны обширны. Прекрасные пейзажи, горный воздух, неповторимый колорит Кавказа. Уникальные здравницы Ставропольского края славились еще во времена царской России, а минеральная вода Ессентуки - одна из лучших минеральных вод мира.

Рядом с рекреационной зоной расположены базовые элементы инфраструктуры, доступ к ним не составит труда. В этой предполагается развивать прежде всего оздоровительный и бальнеологический туризм, перспективными кажутся спортивный, познавательный и экологический.

Туристические комплексы «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»

Туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» расположена на берегах реки Катуни. Эта территория напоминает классические пейзажи северной Европы: горы, альпийские луга и смешанные леса. Здесь солнечно и относительно тепло, среднегодовая температура составляет +5 о. В этих местах выпадает много снега, высота покрова достигает 600 мм. Предполагается создать маршруты для пешего, водного, горнолыжного, конного туризма. Здесь будет интересно рыбакам и грибникам, альпинистам и поклонникам спелеотуризма, охотникам и любителям сплавов по горным рекам.

Традиционные промыслы и ремесла жителей Алтая, большое количество памятников археологии и культуры, музеи Алтайского края тоже могут привлечь туристов в этот район.

Проект рекреационной зоны «Алтайская долина» должен охватить территории двух государственных заповедников и четырех заказников, сюда же войдут 5 объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее привлекательными для туризма видятся Нижнее-Уймонский, Нижнекатунский, Урсульский, Бие-Телицкий районы. На территории туристической зоны расположен такой уникальный природный объект, как Манжерокское озеро. Рядом расположена гора Синюха. Это идеальное место для создания горного курорта, соответствующего мировым стандартам. В данный момент в стране таких нет. Правительство Республики Алтай уже не раз пыталось начать возведение туристического комплекса, но на это постоянно не хватало денег. Возможно, в рамах этого проекта средства найдутся.

Один из существенных недостатков это территории - отсутствие аэропорта. Добираться до зоны отдыха очень неудобно. Пункт «возведение аэропорта» включен в проект, но вряд ли будет профинансирован, во всяком случае до тех пор, пока выгода от этого не станет очевидной. Пока что положительный баланс проекта под вопросом.

Туристический комплекс «Ворота Байкала»

Рекреационная зона «Ворота Байкала» в Бурятии предполагается создавать рядом с самим озером, ведь именно оно является целью приезжающих в регион туристов. В этом районе есть все для создания горного спортивно-оздоровительного курорта бальнеологического направления: горы, горные реки, теплое озеро, минеральные источники и целебные грязи.

В состав крупного курортного объекта должны входить горнолыжные курорты, водные и грязевые лечебницы, тропы для экологического и спортивного туризма. На берегу озера Котокельское предполагается создать центр водного туризма с яхт-клубом и крытым аквапарком.

Горнолыжный курорт в Чеченской республике

Рекреационная зона в Чеченской республике будет располагаться в горах, недалеко от г. Грозного. Она будет организована как горнолыжный курорт высокого класса. Предполагается возведение огромного туристического комплекса. Кроме того, будут построены канатные подвесные дорог, трассы для беговых лыж, 19 горнолыжных трасс разной сложности, конный манеж и конюшня. Рядом планируют создать систему искусственного снегообразования и водохранилище для ее запитки.

ЗОНА I – ЮГ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

Благодаря близости теплых побережий Черного и Азовского морей, живописных гор Кавказа, к наиболее крупным источникам спроса – промышленным районам страны – зона исторически сложилась как главный рекреационный регион. Она выделяется высокой концентрацией общероссийских территориально-рекреационных систем (ТРС) лечебного и оздоровительного типов, рассчитанных на отпускные циклы. Зона не имеет себе равных по развитию купально-пляжного цикла занятий.

Высокая концентрация рекреационных учреждений привела к формированию на территории зоны ТРС высокого иерархического уровня (соединения Кавказские Минеральные Воды, Большого Сочи).

Проблема рационального использования рекреационных ресурсов зоны обострилась. Уже сейчас ощущается недостаток хороших пляжных угодий, удобных строительных площадок, многие районы испытывают нехватку воды. Возрастает актуальность привлечения и внесезонной занятости обслуживающего персонала. В перспективе емкость зоны может быть существенно увеличена за счет освоения побережий Каспийского и Азовского морей. Однако освоение курортной целины требует, как правило, проведения больших рекреационных мелиоративных мероприятий (водоснабжение, обводнение, озеленение и др.), сопряженных со значительными материальными затратами.

Зона издавна является полигоном при изучении процессов территориальной организации долгосрочного отдыха.

II ЗОНА – СРЕДНЯЯ ПОЛОСА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ

Зона протягивается от западных границ России до Урала. Зона имеет в целом благоприятные природные условия для организации рекреационной деятельности. Рекреационное хозяйство ориентировано на обслуживание местного населения. Вместе с тем зона выступает как сфера развития познавательного туризма, ориентированного на удовлетворение не только местных, но и общероссийских потребностей. Вторая ее характерная черта – совмещение функций организации кратковременного и длительного отдыха.

Очень характерен высокий уровень на­сыщенности предприятиями, совмещающими функции организации долгосрочного и краткосрочного отдыха. В структуре лечебно-оздоровительных учреждений для взрослых преобладают базы отдыха, санатории и дома отдыха.

Особыми рекреационными формированиями – экскурсионно-туристскими центрами международного и всероссийского значения являются города-герои Москва, Петербург, Волгоград, Мурманск и Тула.

Рекреационное хозяйство зоны находится в стадии активного развития. Особенно бурно развиваются системы организации краткосрочного (пригородного) отдыха.

III зона – средняя и южная полоса

АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

Эта зона занимает территорию, простирающуюся от Урала до Тихого океана, исключая только районы Крайнего Севера. В ней сосредоточено более 22% городского населения страны.

Формирование рекреационного хозяйства началось сравнительно недавно. Поэтому характерно очаговое распределение рекреационных территорий.

Располагая интересными для туризма объектами, многочисленными выходами минеральных вод, местностями с благоприятными климатическими условиями, зона пока не имеет достаточно развитой транспортной инфраструктуры для превращения их в реально используемые рекреационные ресурсы. В то же время интенсивное хозяйственное освоение новых районов на востоке страны уже сейчас остро ставит вопрос о необходимости ускоренного развития рекреационного хозяйства этой зоны.

Она очень перспективна для создания обширных рекреационных территорий типа национальных – парков (Байкальский, Тоджинский и др.) всероссийского и международного значения.

Здесь располагаются многочисленные минеральные источники, которые в сочетании с чистым горным воздухом позволяют планировать здравницы всесоюзного значения. Имеются большие возможности для развития водного и горного туризма, охотничьего туризма.

Зона очень богата памятниками архитектуры. Особый интерес представляют современные производственные объекты – Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС и многие другие, имеющие всероссийское и международное значение.

В настоящее время рекреационное хозяйство в основном ориентировано на внутреннее обслуживание. Начинают закладываться ядра самостоятельных рекреационных образований. В сибирской части – это Байкал, юг Красноярского края и Тува, группы древних городов.

С развитием транспортной сети следует ожидать увеличения притока отдыхающих извне, главным образом в национальные парки. Создание последних уже сейчас имеет большое государственное значение, в частности для более равномерного распределения отдыхающих по зонам в ближайшей перспективе.

По числу мест в зоне на первом месте находятся санатории и пансионаты с лечением (37,7%), далее следуют дома и пансионаты отдыха (24,4%) и базы отдыха (24,1%), на последнем месте – туристские учреждения, хотя процент их сравнительно велик (13,8%). По емкости основных функциональных типов предприятий отдыха место зоны соответствует ее положению, т. е. она занимает третье место по всем типам, за исключением детского отдыха, садоводческих товариществ и альплагерей (второе место).

В этой зоне намечается выделение двух своеобразных частей. Первая протянулась в основном цепочной городов вдоль Транссибирской магистрали, вторая имеет очаговое распространение.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - это особой вид экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа, а именно:

могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 года Государственной Думой России.

Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Как отмечают специалисты, эксплуатация туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) начнется в 2012 году. В России планируется создать семь ОЭЗ туристско-рекреационного типа: в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях, Республиках Алтай и Бурятия.

Так, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа – "экологический курорт" "Куршская коса" в Калининградской области будет принимать до 61 тыс. человек в год. На территории этого национального парка планируется построить 4 гостиницы, яхт-клуб и т.д. Зона "Новая Анапа" в Краснодарском крае будет располагаться на Благовещенской косе и включит океанариум, аквапарк, ботанический сад, яхт-клуб и проч. Алпатов отметил, что построенный мини-город на Благовещенской косе сможет принимать до 360 тыс. человек в год. В Ставропольском крае, у подножья горы Юца планируется создать ОЭЗ "Гранд Спа Юца", включающую 14 отелей со SPA-комплексами, общеоздоровительными процедурами. В год ОЭЗ сможет принять до 160 тыс. туристов. На Алтае будут созданы ОЭЗ "Алтайская долина" – с канатной дорогой и отелями, рассчитанная на 94 тыс. туристов в год, а также "Бирюзовая Катунь", ориентированный на любителей экстремального спорта, способная принять до 115 тыс. туристов ежегодно.



Туристические зоны будут специализированы по направлениям: в Иркутской области будет развиваться преимущественно деловой туризм, в Бурятии - горнолыжный и экологический, в Алтайском крае - водный, лыжный, рекреационный и спелеотуризм, в республике Алтай - горнолыжный и оздоровительный. В Краснодарском крае и Калининградской области будет развиваться пляжный туризм на морском побережье, а в Ставропольском крае - рекреационный с бальнеологическим направлением.

В настоящее время завершается формирование системы управления зонами и определены их границы, завершен анализ туристско-рекреационного потенциала территорий, оформлено обоснование инвестиций и разработана полиграфическая продукция, освещающая ход подготовки создания ОЭЗ и их возможности. Разработчиками ОЭЗ туристско-рекреационного типа являются консалтинговая компания Roland Berger Strategy Consultants GmbH в сотрудничестве с архитектурным бюро Albert Speer & Partner GmbH, бюро маркетинговых коммуникаций Abold, Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации и институт экономики переходного периода. Ряд проектов будет реализован в рамках общей концепции развития географически близких территорий. Это, в частности, относится к развитию туристско-рекреационного потенциала озера Байкал (Иркутская область и Бурятия) и Алтая (Алтайский край и республика Алтай). Таким образом, представленные проекты регионов по созданию туристско-рекреационных ОЭЗ будут не конкурировать между собой, а удачно дополнять друг друга, что позволит получить максимальный экономический эффект, подчеркивается в материалах МЭРТ.

На сегодняшний день, возрождение и развитие внутреннего туризма стало задачей государственного уровня и наиболее показательным примером успешного решения этой задачи является Краснодарский край. Благодаря уникальным природными ресурсами и развитой туристско-рекреационной инфраструктуре, Краснодарский край остается главным курортом для россиян.

Сейчас началось активное освоение рекреационных возможностей Азовского побережья, а победа Сочи в борьбе за право принять Олимпиаду-2014 стала дополнительным стимулом к развитию туристических возможностей региона.

Кроме того, в рамках создания Особых экономических зон туристско-рекреационного типа будут развиваться курортные зоны в геленджикском, сочинском, анапском и туапсинском районах. Например, город-курорт Геленджик активно развивается не только как место отдыха, но и как один из центров конгрессного туризма в Южном регионе России.

Основными целями создания туристско-рекреационной особой экономической зоны в Краснодарском крае, на наш взгляд, является:

увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в валовом региональном продукте региона и обеспечение за счет этого диверсификации региональной экономики;

улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста качества и доступности получения гражданами туристских и санаторно-курортных услуг;

стимулирование социально-экономического развития Краснодарского края;

сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей.

Для достижения поставленных целей в рамках создания ТР ОЭЗ на территории Краснодарского края предстоит решить следующие задачи:

· отработка механизма взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления по обеспечению развития ОЭЗ;

· определение оптимальных границ участия государства в создании ОЭЗ;

· отработка вопросов частно-государственного партнерства;

· создание территориальных кластеров по направлениям специализации туристско-рекреационной зоны;

· отработка механизмов государственной поддержки деятельности резидентов ОЭЗ;

· отработка на примере ОЭЗ технологии предоставления государственных услуг в режиме «одного окна»;

· определение критериев оценки эффективности работы ОЭЗ и участие в разработке методов повышения эффективности работы ОЭЗ.

Среди остальных проектов на наш взгляд заслуживает пристального внимания особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Новая Анапа», которая должна заполнить практически отсутствующее в Российской Федерации предложение высокобюджетного пляжного отдыха, включившись в конкуренцию за российских туристов с курортами северо–восточного Средиземноморья (Турция, Греция, Болгария Кипр, Хорватия, Сербия), сформировав туристический продукт высокого уровня, воспользовавшись территориальными преимуществами, отсутствием языковых и административных барьеров (получение виз) и обеспечив превосходную логистику.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 г. № 70, Соглашением между Правительством Российской Федерации, администрацией Краснодарского края и администрациями городов-курортов Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсинского района Краснодарского края «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 02.03.2007 г., расположена между Черным морем и двумя крупнейшими лиманами - Кизилташским и Бугазским - на территории городского округа Анапа, в районе станицы Благовещенская (Бугазская коса) на земельном участке площадью 882 га.

ТР ОЭЗ «Новая Анапа» является пилотным проектом среди заявленных к освоению инвестиционных площадок особой экономической зоны туристско - рекреационного типа в Краснодарском крае. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта для семейного пляжного отдыха, предлагающую возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг. Финансирование проекта ОЭЗ реализуется по принципу частно-государственного партнёрства. В рамках развития проекта ОЭЗ «Новая Анапа» предполагается финансирование строительства и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры за счет государства и туристических объектов - за счёт частных инвестиций. Предполагаемый суммарный объем инвестиций составит не менее 1 591 млн. евро. В том числе, объем государственных инвестиций на создание необходимой инженерно - транспортной инфраструктуры составит на менее 412 млн. евро. Развитие частно-государственного партнерства на этапе инвестирования средств в особой экономической зоне предполагаются в следующих сферах:

· создание инженерной инфраструктуры;

· создание инфокоммуникационной инфраструктуры;

· создание социальной инфраструктуры;

· обеспечения жильем специалистов компаний-резидентов.

В целях создания благоприятных условий для осуществления деятельности резидентов на территории ОЭЗ «Новая Анапа» осуществляется внедрение системы предоставления государственных услуг по принципу «одного окна». Реализация проекта по освоению ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа» положит начало созданию многопрофильной всесезонной курортной зоны мирового уровня в Краснодарском крае. «Новая Анапа» имеет возможность стать лучшим в России черноморским пляжным курортом с сильной спортивной составляющей. Черноморский курорт уровня не ниже северо-восточного Средиземноморья с гостиницами 4* и выше, предложением «все включено», единой территорией с самым большим в РФ аквапарком, океанариумом, портом для яхт, крупнейшим в РФ центром водных видов спорта, тренировочными базами летних видов спорта, центрами проведения конгрессов и корпоративных праздников.

Целевыми группами посетителей ОЭЗ должны стать семьи с детьми различного уровня доходов: высокого, среднего и низкого, предпочитающие спокойный отдых с возможностью дополнительных развлечений.

Планируется построить около 60 гостиниц в среднем на 260 номеров каждая для размещения 17000 отдыхающих одновременно. Разнообразие типов и категорий размещения – от роскошных пятизвездочных отелей до уютных молодежных лагерей – позволит «Новой Анапе» удовлетворить любые потребности в размещении. При оптимальном использовании территории на курорте одновременно смогут отдыхать до 17 тыс. чел., а туристический поток на курорт достигнет 490 тыс. чел. в год.

В результате создания туристско-рекреационных ОЭЗ в Краснодарском крае, планируется, что во всех районах увеличится количество рабочих мест и туристический поток возрастет в несколько раз.

Успех развития туристских зон во многом будет зависеть от того, насколько льготными на практике окажутся условия ведения бизнеса. Первые результаты функционирования зон можно будет оценить через 3 – 5 лет, что соответствует сроку окупаемости большинства предприятий. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям ближайшее десятилетие станет крайне благоприятным для развития туристской отрасли в России, среднегодовые темпы роста инвестиций в туристский сектор будут составлять 9,8 %.

Создание СЭЗ и реализация проектов даёт все основания для поэтапного развития курортно-рекреационных зон Краснодарского края, создавая прецедент появления в нашей стране курортов, отвечающих высоким стандартам качества.

Одним из видов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.

К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.

Также туристско-рекреационные зоны призваны решить проблему туристической привлекательности Российской Федерации: последние несколько лет в сегменте въездного туризма отмечается постепенная деградация: в 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году . Тогда как по оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видно, перспективы существенны, и создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направлено именно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей. Концентрация ресурсов в туристской сфере, в конечном счете, позволит сохранить и эффективно использовать весь туристско-рекреационный потенциал России.

Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристического комплекса в стимулировании экономического роста. ТР ОЭЗ можно рассматривать как важный элемент «институтов развития».

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сферетуризма. Целями создания туристско-рекреаци-онных зон являются: повышениеконкурентоспособноституристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительныхкурортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторожденийминеральных вод,лечебных грязейи других природных лечебных ресурсов.

Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 годаГосударственной Думой России. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособноготуристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Особенности туристско-рекреационных зон

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

    могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

    на момент их создания на них могут располагаться земельные участки , находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

    в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

    земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Для организаций, имеющих статус резидентатуристско-рекреационной зоны, установленыналоговые льготы:

    снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

    возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.

    может устанавливаться пониженная налоговая ставканалога наприбыль.

Лекция 2. Анализ туристского потенциала края

Вопросы: 1. Составляющие туристского потенциала.

2. Культурно-историческое наследие.

3. Виды туризма и перспективы их развития

Вопрос 1. Составляющие туристского потенциала.

Туризм сегодня модно рассматривать как одну из форм проявления общего процесса освоения территорий в рамках тех или иных социо-культурных образований, т.е. одним из выражений пространственно активной реакции. При этом происходит формирование единого туристского пространства, которое ориентировано именно на те районы, где в силу определенно сложившихся обстоятельств существуют предпосылки и потребность в развитии туризма. Одним из таких районов международного значения является Алтай.

Алтайский край является одним из наиболее привлекательных регионов России для инвестиций в такой несырьевой сектор экономики как сфера туризма. Планы по диверсификации бизнеса все чаще приводят в крайинвесторов, заинтересованных в осуществлении проектов со средним сроком окупаемости.

В крае имеется целый комплекс условий, благоприятных для развития туризма. Туристический потенциал Алтайского края складывается из четырех основных факторов:

Природно-климатического (рекреационого) комплекса;

Историко-культурного комплекса;

Сети объектов размещения;

Сети объектов развлечения.

Первые два фактора влияют на популярность региона непосредственно у туристов, третий и четвертый - в большей степени у инвесторов.

Алтайский край высоко обеспечен такими важными факторами развития туризма, как природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет краю занимать новые позиции на туристическом рынке Сибири.

Привлекательность Алтайского для туристов определяется, прежде всего, тем, что природа на огромной территории сохранилась в естественном, практически неизменном человеком состоянии. Высокая степень пейзажности и эстетическая привлекательность ландшафтов, обилие интересных для познания природных объектов, а также своеобразие флоры и фауны, позволяют признать, что Алтай - один их немногих крупных регионов планеты, наиболее перспективных для организации международных экологических туров.

Алтайский край обладает значительными рекреационными ресурсами, которые выражаются в наличии различных ландшафтов, от сухо-степных до горно-таежных, горно-тундровых, альпийско-субальпийских.

Таким образом, критериями оценки туристско-рекреационной привлекательности территорий являлось наличие следующих факторов:

1. Природно-климатические условия (разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, средняя температура воздуха, высота снежного покрова, количество солнечных дней в году и др.).

2. Наличие объектов показа, эстетическая и рекреационная ценность территории, в том числе:

Наличие природных ресурсов: водные объекты пригодные для сплава, купания, памятники природы, уникальные природные комплексы, пещеры, скалы, живописные ландшафты, возможности рыбалки, охоты и др.;

Наличие историко-культурных ресурсов: памятники истории и архитектуры, музеи, памятники археологии, традиционные народные ремесла и промыслы и др.

3. Количество и качество вспомогательных услуг, включая наличие мобильной связи, обеспечение мест размещения.

4. Транспортная доступность, качество автодорог.

5. Существующий или скрытый спрос на туристические услуги.

6. Возможность организации маршрутов различной категории сложности и развития различных направлений туризма (экологический туризм, горнолыжный туризм, водный туризм, конный туризм, пеший туризм, туры выходного дня и др.).

В полной мере эти факторы сегодня представлены лишь в Алтайском, Смоленском районах и городе-курорте Белокуриха.

Тем не менее, существует группа районов на юге края - Змеиногорский, Курьинский, Краснощековский, Чарышский и Солонешенский, которые при относительно низком развитии транспортной и туристической инфраструктуры являются наиболее привлекательными в плане освоения, прежде всего благодаря естественным природным ландшафтам, историческим памятникам и мягкому климату.

В аспекте специализации стратегия создания современного туристско-рекреационного комплекса международного значения включает развитие четырех взаимосвязанных (интегрированных) направлений (специализаций, субкластеров) алтайского туристического кластера:

Алтайский край - федеральная здравница Сибири - федеральный общесибирский курортно-бальнеологический и медицинский центр, созданный на основе современных технологий оздоровления и лечения и местных природных ресурсов;

Алтайский край - всероссийский центр активного и спортивного горно-ландшафтного туризма и отдыха;

Алтайский край - регион туризма общероссийского и международного значения;

Алтайский край - сибирский игорно-развлекательный центр - основной сибирский центр отдыха и развлечений для всех категорий потребителей.

Во всем мире практикуется создание специальных территорий, где жители того или иного населенного пункта, а также его гости проводят часы досуга. К таким территориям относятся рекреационные зоны. Здесь отдыхают абсолютно все слои населения, начиная от самых маленьких граждан и заканчивая пенсионным возрастом.

Что такое рекреационная зона

Туристско-рекреационной зоной (ТРЗ) называют особый вид экономической зоны, где государство и жители создают благоприятные условия для развития туризма и массового отдыха населения.

Среди основных целей организации подобных зон выделяют следующие:

  • способствование развитию туристической деятельности в конкретном регионе;
  • повышение конкурентоспособности туристического бизнеса;
  • развитие курортов лечебно-оздоровительного характера;
  • повышение уровня профилактики и лечения различных заболеваний.

В туристско-рекреационных зонах зачастую начинают разрабатывать месторождения минеральных вод, различных природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, куда также относятся целебные грязи.

Каковы плюсы организации таких зон? В глобальном плане это способствует тому, что в страну начинают привлекаться инвестиции, появляется новый конкурентоспособный продукт. Что еще немаловажно, обычный отдых и путешествия переходят на более высокий уровень.

Помимо этого, создание рекреационных зон повышает численность населения определенной местности, поскольку сюда привлекаются новые специалисты в разных областях.

Характеристики рекреационных зон

Рассмотрим подробно, чем отличаются рекреационные зоны от других особых зон экономического характера. В первую очередь стоит отметить, что на момент создания описываемых зон на их территории могут располагаться земельные участки жителей либо юридических лиц. Также территория может охватывать сразу несколько участков, относящихся к разным муниципальным образованиям.

Еще одной особенностью данной местности является то, что здесь могут находиться различные объекты, в том числе жилой фонд, инфраструктура, какие-либо частные постройки. Иногда земельные участки, включаемые в зону, относятся к особо охраняемым по закону.

Рекреационные зоны РФ

Согласно постановлениям Правительства России в феврале 2007-го года, на территории страны решили обозначить семь территорий, которым присвоили статус туристско-рекреационных.

Данные рекреационные зоны расположены в таких регионах, как:

  • Ставропольский край.
  • Краснодарский край.
  • Республика Алтай.
  • Республика Бурятия.
  • Алтайский край.
  • Иркутская область.
  • Калининградская область.

Позднее были созданы особые экономические зоны на острове Русский, а также на территории Чеченской республики. Последняя затем вошла в состав туристического кластера, находящего в нескольких округах: Северо-Кавказском, республике Адыгея и Краснодарском крае. Все эти рекреационные зоны России способствуют тому, чтобы развивался в государстве как внутренний туризм, так и приезжали иностранные гости.

Какие ТРЗ наиболее популярны

Одной из самых уникальных рекреационных зон по праву считается национальный парк под названием «Куршская коса». Он располагается в Калининградской области и представляет собой песчаный полуостров. Эта местность по своему ландшафту, красивым пейзажам, животному и растительному многообразию абсолютно не похожа на другие рекреационные зоны. Поэтому сюда едут отдыхать толпы туристов, которые любуются не только красотой местности. Здесь интересно посмотреть и культурно-историческое наследие в виде поселения рыбаков, архитектурных памятников.

Не менее популярной является особая экономическая зона «Кавказские минеральные воды», что в Ставропольском крае. Особый акцент здесь делается на инновационных технологиях бальнеолечения, использовании инноваций в СПА-индустрии. В частности, планируется максимально продуктивно использовать минеральную воду Баталинского источника для лечения и реабилитации. А целебная грязь, которую берут из Тамбуканского хранилища, подойдет для фанготерапии. Еще одной новинкой для профилактических целей выступит фитоаэроионизация.

Привлекает путешественников и зона туристско-рекреационного типа «Горный Алтай» благодаря своей нетронутой природе. Эту территорию рассматривают как многопрофильную зону, где успешно реализуются такие виды деятельности, как познавательная, рекреационная, лечебная, спортивно-оздоровительная.

Интересы бизнеса и государства

Особенно заинтересованы работать в специальных экономических зонах представители малого и среднего бизнеса. Причиной тому является предоставление широкого спектра услуг, включая пункты различного рода развлечений, торговли, общественного питания и пр. При правильном подходе здесь прекрасно развивается туристический бизнес, спортивный, рекреационный и пр.

К тому же, для бизнесменов привлекательны налоговые льготы, которые предоставляются резидентам рекреационных зон. Так, есть возможность платить налоги по сниженной налоговой ставке. Также предоставляется право устанавливать особый коэффициент к основной норме амортизации – это касается лишь собственных средств.

По подсчетам финансистов, каждая туристско–рекреационная зона приносит серьезный доход в государственный бюджет. За счет них возрастает вклад в ВВП со стороны туризма. Если весь механизм будет полностью налажен и отработан, то планируется создать дополнительные рекреационные зоны через некоторое время.

Что запрещено на территории ТРЗ

Несмотря на то, что на территории РФ имеются различные типы рекреационных зон, на любой из них законом не позволяется:

  • Разрабатывать месторождения полезных ископаемых и добывать их. Исключение составляют лишь месторождения минеральных вод и целебных грязей.
  • Перерабатывать полезные ископаемые и лом цветных и черных металлов (разрешен лишь промышленный разлив минводы).
  • Выпускать товары и перерабатывать их, если они относятся к подакцизной продукции.

Согласно российскому законодательству, правительство державы имеет полное право дополнять вышеуказанный список запрещенных действий на территориях особых экономических зон.