Что такое личностный рост? Теории личностного роста. Всестороннее и гармоничное развитие личности Научные революции и их отображение в решении проблемы расширения структур сознания

  • Кому нужен личностный рост
  • Распространённые ошибки
  • Примеры самореализации

Каждый человек в процессе жизни проходит путь самостоятельного развития личности и каких-либо качеств. Иногда люди даже не осознают, что такое самосовершенствование и не обращают внимания на свои действия, выполняемые для реализации каких-то проектов. Как правило, это очень организованные личности. Такой человек чувствует себя реализованным, нужным.

К сожалению, большинство из нас ощущают противоположные чувства в какой-либо сфере жизни. Не получается построить карьеру, проблемы с созданием семьи, постоянное чувство невостребованности и одиночества, сложности с преодолением трудностей и т. д.

Самосовершенствование - сознательно проводимая работа по личному развитию и росту. В процессе, человек формирует какие-либо качества или свойства личности в определённых областях. Он стремится достигнуть каких-либо поставленных целей, путём регулярных упражнений и действий. Такие процессы ориентируются не на внутренние чувства, а на жизненные потребности, на правила социума.

Кому нужен личностный рост

Как решить проблемы с достижением мечты? Как добиться успеха в работе, учёбе? Что такое саморазвитие и кому оно необходимо?

Если вы неуверенный человек, личность которая постоянно сталкивается с трудностями и сложно представляет как их решать. Ваша жизнь лишена удовольствий и вы видите только мрачные стороны - просто необходимо начать личный рост. В этом вам может поспособствовать бесплатный курс Алексея Толкачева - «Жизнь на полной можности» .

Нужно подготовиться к кропотливой и порой трудной работе по тренировке собственного я. Зато сможете добиться жизни, полной увлекательных событий и гордости за себя. Но между понятием и действием, есть большая разница.

Личностный рост - 5 ключевых факторов

С чего начать саморазвитие? Резонный вопрос. Потребности у людей различные. Одни испытывают необходимость привести своё тело в порядок, другие душу, третьи добиться финансовой независимости, а кто-то мечтает всё выполнить одновременно и сразу. Конечно, самосовершенствование - процесс всей жизни, но уместно ставить небольшие цели и идти к желаемому маленькими, но уверенными шажками.

Первые шаги обязательно нужно начинать со следующих действий:

  • Мотивации - именно это чувство должно сопровождать на протяжении процесса.

  • Взаимоотношения с людьми . Любые достижения, продвижение и успех начинаются с общения. Поэтому взаимодействовать с другими людьми просто необходимо.
  • Совершенствование физического состояния . Приучите себя к регулярным физическим занятиям. Не забывайте - в первую очередь оценивают внешность. После этого ум и другие качества. Регулярные занятия научат порядку и силе духа. Здоровье также важный показатель.
  • Прочитайте книгу, статью по личному развитию . Необходимо привести мысли в порядок, выделить главные приоритеты. Так как захламлённое сознание приведёт к беспорядочным действиям. Порядок в голове напрямую связан с обстановкой. Захламлённый дом воздействует на качество мыслей. Введите правило, регулярно проводить уборку.
  • Выделите цель, к которой будете двигаться . Выберите 5–6 шагов, с помощью которых планируете достичь конечного результата.

Принципы самосовершенствования

Это основные принципы в которые можно вложить множество способов. Например, человек желающий сбросить лишний вес понимает - нужно регулярно выполнять физические упражнения. Понимает не до конца, нужно изучить информацию.

Но, между понятием и действием, есть большая разница. Нужна сильная мотивация. Она заставит приучить себя, иногда даже через лень всё-таки выполнять нужное. Поверьте, настанет день, когда эти действия будут приносить вам радость. Здоровое и красивое тело поднимет уверенность в себе, и появится готовность добиваться новых целей.

Если собрать всё в нескольких словах, то основные процессы определятся как:

  1. Возможность мечтать, отсюда выделять желаемую цель.
  2. Дисциплина.
  3. Систематичность.
  4. Развитие разума.
  5. Вдохновение.
  6. Физическое состояние.
  7. Счастье в душе и отзывчивость.
  8. Достижение задуманного.

Распространённые ошибки

Старайтесь ставить выполнимые цели, особенно в начале работы над собой. Вы должны почувствовать собственные возможности, умение добиваться задуманного. Не хватайтесь за всё подряд, выделяйте главные задачи.

Зачастую мы делаем намного меньше чем планируем. Поэтому ежедневно анализируйте где была нерациональная утечка времени. Фраза - « Управление временем - равнозначно управлению жизнью!» - актуальна для каждого. Звучит как нотация, но нельзя откладывать на потом поставленные планы. Выполняйте в данный момент и сейчас.

Научитесь распределять день. Не спите лишнее время - организму для отдыха нужно около 8 часов. Также не стоит истязать себя бессонницей. Уставший организм будет работать вполовину возможных сил. Постарайтесь развлечения свести к конкретному времени, а не растягивать день на просмотр сериалов, щёлканье семечек, компьютерных игр и т. д. Всё это напоминает школьные истинны, но чаще всего такие моменты, становятся преградой к самореализации и возможности чувствовать себя счастливым.

Примеры самореализации

Их множество. Яркий, популярный пример - изучение языков . Такой способ полезен, интересен и открывает широкие возможности. Сможете спокойно путешествовать по зарубежью, читать произведения в оригинале и продвигаться в смысле карьеры. Даже помочь в изучении собственным детям - большой плюс.

Существует множество курсов, всевозможных тренингов и преподавателей , носителей языка. Возможность владеть иностранной речью, разовьёт фантазию, поможет более грамотно выражаться.

Путешествуйте . Не получается далеко, посещайте соседние города. Сможете узнать о культуре других народов, религии, образу жизни. Всестороннее развитие и отдых от повседневных дел пойдёт на пользу.

Саморазвитие человека лежит полностью на нём самом, так же как и построение жизни. Стремление развиваться и не прекращать учиться необходимо постоянно. Ведь не бывает предела совершенству. Главное, для человека чувствовать себя наполненной, глубокой, духовной личностью и тогда окружение будет воспринимать вас так же.

Развивающая среда учреждений дополнительного образования как фактор формирования личностного роста учащихся

Первое направление Национальной образовательной стратегии, воплощением основной идеи которой является инициатива «Наша новая школа» – создание для детей возможности уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в конкурентном и высокотехнологичном мире. Эффективное развитие данного направления не представляется возможным без интеграции общего и дополнительного образования детей. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. Эти тенденции отражаются на деятельности как общеобразовательной школы, так на внешкольных формах реализации образовательного процесса. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом для самообразования. Очевидно, в этих условиях для предотвращения учебных перегрузок школьников, обучающихся в системе дополнительного образования, требуется поиск путей оптимизации их учебно-познавательной деятельности. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет реализовать на практике стратегию развития личности ребенка, отслеживать его личностный рост и при необходимости осуществлять коррекционно-развивающую деятельность, выявлять пути интеграции основного и дополнительного образования как необходимого условия гармоничного развития личности.

В настоящее время в педагогической науке и практике достаточно четко сформировано понятие «интегрированные уроки или занятия», а понятие «интеграция ОУ и УДОД» все еще является предельно размытым и общим. В настоящее время под этим понятием могут скрываться как перечни общих для ОУ и УДОД различного рода мероприятий, так и сложные системы их взаимодействия на уровне образовательного процесса.

О.С. Газман, рассматривая образование как гармонию двух различных процессов: социализации и индивидуализации личности, уточняет соотношение общего и дополнительного образования. Так, под дополнительным образованием понимает деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного учебно-воспитательного процесса. При этом имеет в виду не только сферу досуга (свободное временя). Занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни. Однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности.

О.Е. Лебедев также исходит из того, что и основное, и дополнительное образование детей являются взаимодействующими, взаимовлияющими составными частями общего образования. При этом дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале ребенка, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности, способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.

Таким образом, оценивая состояние проблем интеграции основного общего и дополнительного образования школьников в современных условиях, можно утверждать, что в теоретической педагогике существуют концепции и теории для исследования вопросов интеграции образования, а в практической педагогике разработаны отдельные пособия для педагогических работников по интеграции основного общего и дополнительного образования школьников.

Для интеграции основного и дополнительного образования необходимо активно использовать материально-технические возможности образовательных учреждений. Каждое такое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. В связи с этим возможно развернуть серьезную научно-методическую работу, благодаря которой дополнительное образование получит теоретическое и методико-дидактическое обоснование.

Интеграция общего и дополнительного образования – это эффективный метод, позволяющий наиболее полноценно решать вопросы повышения качества образования через расширение предметных областей, внедрение интегрированных в рамках обучения и разработки специальных проектов работы с детьми с особыми потребностями в образовании. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей. Индивидуальная траектория развития обучающихся, свобода выбора, развитие детской одаренности, программ и их практическая направленность – это определяет не только содержание концепции профильного обучения, но и является принципиальным ориентиром дополнительного образования детей, а, следовательно, опыт, накопленный системой УДОД, может обогатить систему общего образования.

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности. Об уровне одаренности можно судить уже в детстве по интересам и склонностям. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Им многое удается, многое по душе и поэтому хочется попробовать себя в разных сферах. Но природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и способностей обучающихся, требующей как самостоятельной работы, так и работы в .

Интересы старшеклассников, как правило, достаточно разнообразны, а возможности школы в удовлетворении запросов и пожеланий подростков и их родителей ограничены. Данную проблему позволяет решить сетевая модель организации профильного обучения. Выбор конкретной модели сетевого взаимодействия на уровне отдельного района определяется только исходя из ресурсов, которыми располагает муниципальная система в целом, образовательные учреждения и организации, , без учета факторов, определяющих стратегию и направления развития образования в регионе. В этом и состоит суть основных интегративных процессов, связанных с разработкой моделей сетевого взаимодействия ОУ и УДОД. Причем развитие этого процесса может идти как со стороны школы, так и со стороны учреждения дополнительного образования.

Педагогическая наука и практика свидетельствуют, что воспитание и дополнительное образование расширяют границы базового школьного образования наиболее эффективно при условии их интеграции, которая является необходимым фактором создания обоснований для самоопределения личности, способной принимать решения в ситуациях выбора и нести ответственность перед собой, своей страной и человечеством в целом. Таким образом, составляющие единой школьной среды (учебная работа, внеклассная работа и дополнительное образование) не существуют обособленно друг от друга, а взаимодействуют, пересекаются, интегрируют. Результаты такой интеграции – школьные научные общества, факультативы, предметные кружки, концерты, спектакли, выставки.

Внутренний дисбаланс может стать серьезной проблемой на пути к успеху. Посудите сами, как можно идти вперед к своим целям, когда тело и мысли тебе изменяют, нет никакого желания развиваться и делать новые достижения? Чтобы настроить себя на победу и заново разжечь в душе огонь страсти, предлагаем опробовать 8 действенных способов мотивации, которые приложены ниже.

Топ-8 способов самомотивации для личностного роста

1. Действуйте быстро

Как только вам в голову пришла феноменальная идея, знайте, это шанс навсегда изменить жизнь! Не давайте себе времени, чтобы остыть, подумать и набраться страхов. Не упускайте возможностей, которые так мимолетны. Помните, если в первые 3 дня после озарения ваша попа не оторвется от дивана, можете ставить на идее крест, у всего есть свой срок.

2. Держите в голове конечную цель

Нельзя быть продуктивным и мотивированным, когда не знаешь, ради чего живешь, когда голова пуста и не имеет конкретных целей. Что вы сейчас делаете, куда движетесь, куда хотите попасть? Чтобы стимулировать активность, нужно держать в голове конечный результат, идею, которой хочется добиться. Не живите бесцельно, найдите мечту и плавно к ней двигайтесь, корректируя путь и желаемые действия.

3. Снимите с себя ограничения

Хватит жить в оковах ограничивающих убеждений, которые не дают возможности свободно дышать. Зачем вы так цепляетесь за иллюзии и рамки, которые мешают быть тем, кем вы являетесь на деле, чего так сильно боитесь? Пора остановиться и посмотреть на жизнь под новым углом, расширить горизонты личного опыта и кругозора. Настоящее путешествие начинается там, где захватывает дух от новых впечатлений!

4. Заведите тетрадь успехов

Ничто так сильно не поднимает самооценку и желание творить, как прокручивание в голове собственных успехов, а для этого советуем завести дневник достижений. Записывайте на листах бумаги свои ежедневные победы – похвалы друзей или начальства, удачные знакомства и поездки, скинутые килограммы, приобретенные полезные привычки. Когда почувствуете упадок сил и подкатывающую к горлу депрессию, раскройте тетрадь и читайте, заряд хорошего настроения гарантированно вернется.

5. Занимайтесь любимым делом

Если вкладывать все силы в ненавистную работу, очень скоро можно перегореть и утратить вкус к жизни. Победители идут иным путем – они превращают хобби в дело жизни, которое позволяет навсегда забыть о рутине и деградации. Занимаясь любимым занятием, да еще и на профессиональном уровне, вы кардинально меняете себя и свою жизнь, творите новое будущее, о котором не смели мечтать.

6. Общайтесь с единомышленниками

Окружите себя людьми с похожими жизненными стремлениями, которые смогли бы подстегивать вас в моменты душевного упадка или выписывать пинок под зад, когда вы проявляете малодушие. Делитесь с ними опытам, стройте грандиозные планы, делегируйте полномочия. Чтобы добраться до вершины, нужно равняться на лучших! Скептики, нытики или вечные жертвы тянут ко дну, так что фильтруйте круг общения.

7. Отдыхайте с размахом

Если постоянно требовать от себя высоких результатов и не давать мозгам передышки, вы превратитесь в дохлую лошадь. Отдых необходим организму в качестве перезагрузки, чтобы отвлечься от повседневных забот, задать мышцам тонус и переключиться на другие области удовольствий. В моменты расслабления к человеку приходят его лучшие идеи, а еще хорошая встряска помогает обнулиться и взяться за цели с новыми силами и энтузиазмом.

8. Помните, не бывает всего и сразу

Любая цель требует определенных затрат времени и ресурсов, нужно уметь ждать. Держите цель в голове и двигайтесь не спеша, стараясь получить удовольствие от самого процесса восхождения. Результат – хорошо, но не забывайте, что жизнь – это процесс преодоления себя, познания своих возможностей и получения нового опыта. Оставьте сомнения и пустые размышления для пенсии, пока вы молоды – идите вперед.

Время никого не щадит, оно не считается с нашими сомнениями. Не отпускайте все на самотек, в ваших руках возможность стать лучшей версией себя. Сдаться обстоятельствам вы всегда успеете, но пойти навстречу неуверенности, рассмеяться в лицо страхам – это решение победителя. А мы верим, вы один из них!

Личностный рост – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале («я» идеальное). Все факторы, условия, возможности, приближающие его к достижению цели, и являются личностным ростом, который является одним из основных и наиболее значимых смыслов жизни индивида. С помощью данного процесса человек способен изменить себя, любые черты характера в нужную ему сторону, ликвидировать комплексы, научиться контролировать проявление эмоций, избавиться от негативных мыслей. Личностный рост у каждого субъекта разный, так как представления о своем идеальном «я» у всех индивидов полностью отличаются.

Личностный рост человека

Личностный рост человека заключает в себе неуклонное и постоянное развитие потенциала личности. Потенциал является обобщенной системной характеристикой индивидуальных и психологических личностных особенностей индивида. В его основе лежат способности личности отталкиваться от устойчивых внутренних ориентиров и факторов в процессах жизнедеятельности, сохранять постоянство деятельности и целевых ориентиров при регулярном меняющемся воздействии среды. Т.е. потенциал личности – это целый комплекс свойств психики, который дает индивиду возможности принятия решений и регулирования своего поведения, но при этом исходит из своих личных критериев и представлений.

К показателям личностного потенциала разные авторы относят независимость и внутреннюю свободу, личностную автономию, осмысленность жизнедеятельности, устойчивость в жизненных условиях, готовность к внутренним трансформациям, способность принятия новой информации, устойчивую готовность к действиям, временную перспективу личности.

Личностный рост характеризуется, прежде всего, победой над индивидуальными слабостями, фобиями, страхами, над всем тем, что стоит на пути к идеальному «я». Такой рост необязательно должен быть позитивным для окружающих.

Личностный рост в психологии – это саморазвитие, которое характеризуется осознанностью, устремлением индивида стать лучше, чем он есть сейчас, быть умнее, значимее, перспективнее. Главной составляющей успешной личности является ее рост. Процесс личностного роста – это каждодневный труд субъекта над самим собой. Сегодня существует множество теорий, которые относятся к личностному росту.

Теория бихевиоризма заключается в том, что человек изначально не имеет никакого отличного от других потенциала. Все люди рождаются с одинаковым потенциалом. А личностный рост зависит только от обстоятельств и условий, которые окружают индивида.

Экзистенциальный подход заключается в том, что рост личности происходит в процессе самопознания, отыскивания гармонии и, как результат – новое восприятие окружающей действительности.

Самой распространенной теорией личностного роста является «неизбежно позитивная», которая заключается в том, что каждый индивид наполнен огромным количеством потенциала. Такой потенциал так и рвется наружу, но способен найти выход только при наличии соответственных условий, обстоятельств, которые не обязательно будут позитивными. Именно поэтому, данная теория называется позитивной: чтобы ни случилось в жизни, плохое или хорошее, личностный рост состоится при любых условиях.

Личностный рост остро необходим человеку, так как без него индивид будет деградировать. Он является современной моделью всем известной истины: выживает только сильнейший. Человек, не стремящийся к росту, не живет, а существует.

Рост личности индивида зависит, главным образом, от его усилий, однако одних усилий недостаточно. Полноценный рост возможен только при наличии доброжелательного участия окружающих, которые являются значимыми для него. Личностный потенциал неразрывно связан с «я» идеальным, которое формируется в процессах совместного взаимодействия с людьми. Следует дифференцировать личностный рост от гармоничного развития индивида, которое включает в себя приобретенные знания и умения, усвоение ценностных ориентаций, моральных и этических норм, необходимых правил поведения.

Во время личностного роста происходят трансформации, как в духовном мире субъектов, так и в процессах их взаимоотношений с окружающим миром. Сутью таких трансформаций является то, что индивид понемногу освобождается от искривляющего воздействия различных психологических защит, делается способным испытывать доверие к воспринимаемой информации, а не фильтрует ее ради защиты своего идеального «Я», становится способным жить настоящим.

При прохождении через все перечисленные трансформации индивид становится открытым для восприятия новой информации. Одновременно с этим он начинает намного лучше понимать свои чувства, эмоции, переживания и самого себя в целом, становится способным здраво оценивать свои индивидуальные возможности, брать ответственность на себя только за то, что действительно зависит от него, распланировать свою последующую жизнь так, как хочет именно он, а не согласно чужим представлениям или навязанным стереотипам. Все это позволяет индивиду более полно воспринимать реальность, жить как бы с «широко открытыми глазами». За счет этого он начинает лучше понимать других и принимает их такими, которыми они являются в реальности, избавляется от надуманных иллюзий и навязанных предрассудков.

Индивид, стремящийся к личностному росту, устремлен не просто к общению, а к совместному взаимодействию. В контактах с людьми такой индивид становится более непринужденным, непосредственным и открытым, однако при этом, оставаясь более реалистичным, способным грамотно разрешать различные конфликты, гибким.

Личностный рост в психологии способствует развитию целостной личности, которая не имеет неразрешимых несогласий между желаниями, устремлениями и потенциалом, между жизненными требованиями и моралью, между планируемыми действиями и реальностью. Другими словами, это означает, что такой индивид не подвержен переживанию кризисов. Однако это не означает, что такие кризисы совсем исключены. Ведь различия между «Я» идеальным и «Я реальным» все же сохраняются.

Личностный рост дарит субъекту способ преодоления таких кризисов – смысл существования, ощущения душевной осмысленности всех своих идей, действий и чувств. При попадании в трудную или кризисную ситуацию, человек, стремящийся к личностному росту, не ставит перед собой следующие вопросы: «Почему это происходит со мной?», «За что мне все это?», «Кто виноват в этом» и т.д. Такой человек будет спрашивать: «Что я получу в результате преодоления трудной ситуации», «Какой опыт я приобрету?» и т.д.

Личностный рост человека влияет на профессиональные достижения и успешность в любых сферах деятельности. Так, например, перспективный личностный рост будущего педагога подразумевает три возможных направления: адаптации, саморазвития и стагнации (деградации).

Адаптация помогает приспособиться к требованиям систем образования, изучить основные виды деятельности и ролевые позиции. Саморазвитие помогает в постоянном самосовершенствовании, которое в конечном итоге ведет к полной реализации личности как профессионала. В тех случаях, когда педагог решил остановиться в своем профессиональном и личностном развитии и начинает жить только лишь за счет использования привычных стереотипов и старого багажа знаний, а также умений, наступает стагнация. Вот именно поэтому непременным условием успешной профессиональной деятельности индивида, который решил посвятить себя обучению детей, должен быть личностный рост будущего педагога и его самосовершенствование в течение всего времени преподавания.

Личностный рост и саморазвитие

Личностный рост заключается в постоянном стремлении к устойчивости собственной самооценки. Индивид, при любых обстоятельствах, верящий в себя и свои силы, не ведает преград. В течение жизни препятствия и преграды встречаются на пути каждого. Поэтому так необходима адекватная самооценка, которая поможет принять верное решение. Другими словами, личностный рост – это сотворение самим собой новейших стратегий для принятия решений и воплощение в жизнь индивидуальных задач. Поэтому именно такой рост способен создать фундамент, основу, которая впоследствии влияет на правильность принятых решений.

Саморазвитие является автономным процессом, который живет в каждом. В процессе своего развития индивид получает рост только в том месте, в которое направлены его потребности. Поэтому каждый человек в некоторых областях деятельности разбирается виртуозно, а некоторые ему совсем неподвластны.

Часто процессам саморазвития способствуют проблемы и неприятные ситуации, которые переживают субъекты. Нередко такие проблемы могут оставаться нерешенными. Однако то, что через них проходит человек, может сделать его либо сильнее, либо сломает его. На пути личностного роста встречается множество преград и проблем. Для того чтобы этот рост все таки был, следует научиться не только принимать, брать, но и терять, отдавать. В жизни не может случиться такое, чтобы исчезли все проблемы, но человек может научиться менять свое отношение к ним, принимать их по-другому.

Личностный рост и саморазвитие – это акцентирование жизненного смысла. Только в развитии возможно жить. Благодаря развитию человек переходит на новый виток спирали, на новую ступень. Движение в обратном направлении ведет к регрессу и деградации.

Процесс саморазвития происходит постоянно и на протяжении всей жизни индивида. По мере прохождения саморазвития с человеком происходят трансформации, он начинает мыслить шире, видеть целиком, а не только частности, начинает понимать, что данный процесс бесконечен. Чем дальше углубиться в саморазвитие, тем интереснее становится жить.

Различают семь инструментов, способствующих личностному росту и саморазвитию индивида. Первым таким инструментом будет ведение индивидуального дневника в бумажном варианте или в электронном виде. Преимуществами такого метода является анализ и разбор прожитого дня, оценивание событий, действий и поступков, происшествий, своих мыслей, дальнейшие планы. Ежедневное ведение дневника помогает увидеть отрицательные и неэффективные шаблоны поведения и стандартное мышление, обучает четкости и ясности в выражении собственных мыслей, включает логику. С помощью данного метода легко проследить за всеми трансформациями, что происходят с собственной личностью на протяжении длительного времени. Еще одним плюсом ведения дневника будет то, что при перечитывании его через какое-то время можно по-новому оценить свои поступки и события, выделить акценты на позитивных моментах и поведенческих вариациях, вспомнить о совершенных ошибках для того, чтобы в дальнейшем их не совершать.

Следующим инструментом является создание своеобразного хранилища собственных идей. Данный способ играет важную роль. Это связано с тем, что человеческий мозг, в силу своего устройства, способен продуцировать идеи в любой час дня или ночи, в совершенно различных обстановках. Однако не всегда человек способен запомнить все генерируемые мозгом идеи. Для этого и нужно хранилище таких идей. Как только в голове появилась новая идея – ее следует тотчас же записать.

Еще одним немаловажным инструментом является позитивное мышление. Нужно научиться всегда мыслить со знаком «плюс». Для этого следует, образно выражаясь, «ловить» все повторяющиеся негативные утверждения, мысли и трансформировать их в положительные, добрые, хорошие, приятные и полезные.

Нужно любить себя целиком и полностью со всеми имеющимися недостатками и достоинствами. Часто так бывает, что создав модель идеального «я» индивид начинает к ней активно стремиться и при каждой неудаче или неправильном поступке, с его точки зрения, принимается ругать себя, осуждать свои действия, т.е. занижать самому себе самооценку. Для саморазвития и роста, личности необходимо оценивать себя беспристрастно, как бы с позиции объективного наблюдателя. Следует анализировать свои поступки, стараясь при этом не давать эмоциональной оценки.

Еще одним известным инструментом на пути успешного самопознания и развития является техника «резинки». Для выполнения такой техники необходимо надеть на кисть резинку и, при каждом случае негативного мышления, следует ее оттянуть и отпустить. За счет щелчка и слабых болевых ощущений произойдет смена поведения мыслей. Таким образом, происходит вырабатывание своеобразного рефлекса.

Техника общения со своим подсознанием заключается в задавании вопросов самому себе. В ней работают вопросы такого типа: «Что мне следует изменить в себе, чтобы добиться нужной цели?» После того, как индивид задал вопрос, его следует забыть, т.е. перестать акцентировать на нем внимание. Через пару дней в сознании появится ответ на вопрос или решение, которое будет самым оптимальным в сложившейся ситуации.

Следует научиться бороться со своими страхами и не бояться перемен. Ведь все неизвестное является своеобразной зоной развития именно из-за того, что дает толчок к прогрессу и росту.

Личностный рост тренинг

Тренинги личностного роста способствуют саморазвитию и росту личности. Часто такие тренинги относят к деятельности, психотерапевтической направленности. В этом есть доля истины, но в принципе это далеко не так. Развитие уверенности в себе и своих силах – это является направлением тренингов личностного роста. Они проводятся с изначально здоровыми людьми. Однако это не является лечением, следовательно, психотерапией быть не может.

Тренинги личностного роста являются занятиями, которые направлены на повышение потенциала индивида, на выявление и усовершенствование таких качеств, которые способствуют успешности в разных областях жизнедеятельности. Основной целью таких тренингов является трансформация жизненного воззрения на обычные вещи, смена обычных стереотипов мыслительной деятельности и поступков, деяний, мешающих индивиду стать более успешным и счастливым.

Главным акцентом тренингов являются позитивные и качественные трансформации личности субъекта. При помощи специализированных методик индивид «программируется» на успех во всем. После тренингов человек ощущает себя более уверенным, спокойным, свободным и счастливым вне зависимости от обстоятельств внешней среды.

Различают два варианта направленности таких тренингов: способствующие естественному росту личности (пассивному) и активному личностному росту.

Тренинги, направленные на пассивный личностный рост призваны оздоровить, укрепить потенциал личности, снять блоки, которые мешают развитию и росту личности. С помощью данной методики проживают все негативные ситуации. Такие тренинги не предусматривают создание направленности или определения того, что должно происходить с индивидом, как будет развиваться личностный рост. Пассивный рост личности обуславливается только внутренними программами индивида. А роль ведущего тренинга заключается всего лишь в том, чтобы создать для роста личности оптимальные условия.

Тренинги пассивного личностного роста направлены на работу, как с прошлым, так и с настоящим. Они помогают найти выход из определенных сложившихся ситуаций, научиться легче и проще реагировать на обстоятельства, справляться с такими обстоятельствами в любых жизненных сферах. Лучшими тренингами данного вида могут считаться трансформационные тренинги. Главной их направленностью является работа с глубинными обуславливающими механизмами, такими как ценности и убеждения, осознанность, механизмы компенсаторной и психологической защиты и др. Благодаря данному тренингу можно заметить следующие положительные сдвиги в личности индивида: расширение мировоззрения, появление чувства озарения, освобождение от убеждений, которые ограничивают его, и отрицательного воздействия окружающих. Результатом трансформационных тренингов является открытие новых возможностей для себя.

На тренингах активного личностного роста происходит трансформация личности на уровне самоидентификации. Он направлен на получение знаний и развитие у субъектов конкретных навыков. К ним относят тренинги, направленные на развитие качеств лидера, повышение профессиональной эффективности, обучающие тренинги (например, обучение правильным целевым установкам).

Тренинги личностного роста могут проводиться вживую и онлайн, посредством интернета. Тренинги способствуют активизации мышления. После их прохождения индивид начинает задумываться о смысле жизни, о своих жизненных целях и позиции.

В каждом тренинге присутствует определенный комплекс упражнений, направленный на развитие личностного роста, например, упражнение «я в будущем», «шприц», «табу», «Самопрезентация», «Пессимист, Оптимист, Шут», «На какой я ступеньке?», «Комиссионный магазин» и множество других.

Упражнение «я в будущем» заключается в рисовании своей личности в будущем и защите перед другими своей картинки.

Целью упражнения «шприц» является помощь участникам глубже прочувствовать и пережить условия уговоров, сформировать так называемый иммунитет к любому психологическому влиянию.

Целью упражнения «табу» является помощь участникам в понимании того, как проявляется у них отношение к различного рода ограничениям и запретам.

Целью упражнения «самопрезентация» является включение приспособительных механизмов, отработка проявления эмоций, которые способствуют процессам профессионального приспособления.

Целью упражнения «пессимист, оптимист, шут» является формирование единого отношения индивида к проблемным ситуациям, приобретение опыта разбора проблем с различных точек зрения.

Целью упражнения «на какой я ступеньке?» является помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.

Целью упражнения «комиссионный магазин» является выработка навыков самопонимания, самоанализа, самокритичности, обнаружение существенных для индивида качеств в совместной работе.

Личностный рост методики

Первым шагом на пути к личностному развитию является признание того, что настоящее положение дел не всегда такое, какое люди так сильно желают и ждут, о чем мечтают, рассуждают и думают.

Личностный рост довольно редко бывает всесторонне направленным. Это связано с тем, что большинство из нас обладают сильными и слабыми чертами характера, сторонами. Поэтому и личностный рост, главным образом, будет проявляться в признании сторон, характеризующихся слабым проявлением, и поступков, направленных на усиление таких сторон.

Сегодня существует множество методик, направленных на стимулирование развитие личностного роста индивида. Заключаются они в постоянном и целенаправленном воздействии, которое направлено на усиление более слабых сторон. Ответственность за свою жизнь, возможность творения своей жизни по собственному желанию, уверенность в своих силах, самосовершенствование – вот основные цели методик личностного роста.

Гармоничное развитие личности лежит в самопознании, самореализации, самосовершенствовании, обретении целостности и, как следствие, значительных трансформаций жизненных условий, факторов, обстоятельств, ситуаций и возможностей.

Способ освоения методик развития личности напрямую зависит от быстроты, с которой постигаются новые сведения, грамотного следования рекомендациям и существенности последнего результата.

Одной из самых доступных методик самопознания и личностного развития является самостоятельное изучение специализированной литературы. Отсутствие обратной взаимосвязи является основным недостатком данной методики. Данный недостаток заключается в невозможности получения рекомендаций, советов, поддержки при необходимости.

Следующей доступной методикой самообразования является просмотр обучающих видеоматериалов. Она отличается довольно слабой эффективностью, в связи с тем, что избранная методика бывает неправильно поданной. Такое случается, если источник сведений некомпетентен.

Более эффективной методикой будет посещение различных обучающих тренингов, курсов и семинаров. Отрицательной чертой такой методики является отсутствие индивидуальной направленности на каждого участника, однако, грамотный тренер может учесть потенциал и приоритеты каждого.

Самым оптимальным вариантом самообучения и личностного развития будут индивидуальные занятия с тренером. Недостатком такого метода может служить его достаточно высокая стоимость. Индивидуальные занятия позволяют тренеру учесть все особенности индивида, вовремя внести нужную корректировку, уделять возможный максимум внимания, давать необходимые рекомендации и советы.

Большая часть популярнейших методик развития личности индивида основывается на способах использования аффирмаций, методах визуализации и постановок целей.

Под аффирмациями понимают короткие словосочетания или фразы, которые содержат в себе позитивные вербальные формулы или утверждения. При их многократном повторе в подсознании субъекта закрепляется нужный образ или установка, способствующая оптимизации психоэмоционального фона индивида, стимуляции положительных трансформаций. Т.е. аффирмация – это короткое предложение, несущее конкретную смысловую нагрузку для улучшения эмоционального поля личности, которое ведет к позитивным жизненным переменам.

Существуют определенные правила составления аффирмаций, чтобы они смогли пересилить устоявшиеся негативные установки в подсознании: смысловая нагрузка должна быть однозначной; слова, составляющие фразы, должны быть положительными, также как и эмоции во время их произношения; установка должна быть четко конкретизирована в соответствии с имеющимися потребностями; фразы должны быть направлены на активность жизненной позиции.

Метод визуализации представляет собой преподнесение информации с помощью зрительных, наглядных образов. Данный метод довольно широко применяется как психологическая техника.

Визуальные отображения субъектов, явлений, вещей, эмоций хранятся в подсознании на протяжении всей жизни индивида. При этом некоторые образы могут находиться в инертном (пассивном) состоянии. Но при необходимости такую информацию, возможно восстановить, извлечь и применить с целью решения какой-нибудь задачи или проблемы. Такое возможно в тех случаях, когда с помощью сознательных умений невозможно разрешить задачу или проблему. Таким способом происходит постоянное накапливание внутренних энергий для сотворения желаемых трансформаций.

Четко поставленные и сформулированные цели являются основой для достижения успешности в любых сферах. Цели – это обязательные составляющие этапов воплощения жизненного плана. Для грамотной постановки цели следует произвести детальный последовательный анализ уже существующих обстоятельств, условия или ситуаций, учесть личностные приоритеты, оценить долгосрочность, перспективность цели, творческую визуализацию. Важнейшими и обязательными условиями для успешного воплощения поставленных задач будут желание достичь поставленной цели, уверенность в реальности ее осуществления, направленность на ожидание ее результатов.

Выработка индивидуальной модели эффективности роста личности или проведение различных экспериментов с уже существующими методиками и техниками личностного развития являются необходимыми составляющими самосовершенствования. Это связано с тем, что уже имеющиеся модели эффективны чаще только лишь на начальных ступенях самопознания.

Сегодня достаточно популярны различные тренинги, в ходе которых человек приобретает новые знания или умения. Обыватели могут назвать это развитием личности, но, с точки зрения психологии - это не совсем верно. Понятие «личностный рост» впервые было сформулировано основоположниками гуманистической психологии Абрахамом Маслоу и Карлом Рэнсом Роджерсом в рамках собственной концепции. Их представление о такого рода саморазвитии было основано на убеждении, что все люди изначально обладают позитивной природой и имеют возможность для ее развития и раскрытия внутреннего потенциала.

Сегодня это понятие используют многие психологические взгляды, однако далеко не все из них утверждают теорию, что человек изначально обладает доброй сущностью, способной к саморазвитию.

Если обобщить все накопленные психологией знания, то можно сказать, что личностный рост – это уникальный процесс самосовершенствования и саморазвития человека, направленный на достижение идеала, каким его представляет собственное «Я».

Под это понятие также попадают и внешние факторы, создающие наиболее подходящие условия для скорейшего достижения желанной цели. Сам по себе процесс развития личности будет уникальным для каждого отдельного взятого человека. В его ходе индивид не только приобретет новые знания и умения, также его характера в целом касаются изменения. Конечный результат зависит и от того, каким человек видит свое идеальное «Я».

Точка зрения психологов

Основным инструментом, действие которого направлено на развитие моральных, нравственных и других качеств личности, в психологии принято считать саморазвитие. Это непрерывающийся процесс, в ходе которого индивидуум повышает собственный потенциал, изначально заложенный в нем природой.

Под потенциалом традиционно понимают некий набор личностных качеств и ценностей субъекта, дающих толчок к развитию целеустремленности и получению правильной мотивации, позволяющих принимать решения или осуществлять действия по своему усмотрению.

Природа человека, наполнение его сущности, согласно психологии, имеет четкую классификацию. Путь развития личности будет напрямую зависеть от этого:

  • Безусловно, позитивная природа нуждается в психологической помощи в момент актуализации процесса;
  • условно позитивная сущность воспитывается психологом, исходя из экзистенциального подхода к выбору пути;
  • нейтральная природа нуждается в формировании и коррекции личностных качеств психологом;
  • поврежденная природа сущности требует наиболее серьезной работы. Специалист должен исправить и компенсировать ее.

В некотором смысле, личностный рост – это победа над индивидуальными качествами, обозначенными самим человеком или его наставником, как слабость характера. К таковым можно отнести различные комплексы, нерешительность, страхи и фобии, то есть, все то, что не дает человеку двигаться в сторону формирования своего идеального «Я».

Психология называет личностным ростом такое развитие личности человека, которое стало возможным благодаря его собственным усилиям. Это эмоциональный труд, требующий непрерывной работы над собой.

Собственные усилия человека оказывают большое влияние на развитие его личности. Но успешное саморазвитие возможно только при создании вокруг индивидуума определенной обстановки: атмосфера должна быть доброжелательной. Негативно сказываются на мотивации и целеустремленности человека многие внешние факторы, в том числе, излишняя критика и отрицательная оценка окружающих.

Механизмы личностного роста

Несмотря на то, что каждый человек является уникальным, и процесс его развития будет иметь индивидуальные особенности, в психологии были обозначены механизмы, с помощью которых происходит рост и развитие личности:

  1. Присвоение подразумевает формирование личностных качеств в тесном контакте с окружающим. В каком-то смысле, этот механизм является навязыванием человеку устоев, принятых в обществе.
  2. Обособление проявляется в нежелании субъектом принимать правила поведения и стремление выделиться из толпы. Этот механизм способствует формированию индивидуальных качеств, позволяющих обособить человека от общества. Обособление может проходить через внутреннее, то есть темперамент, черты характера или интеллект, внешнее направление, к которому относятся половая принадлежность, национальность и т.д.
  3. Идентификация является наиболее сложным механизмом личностного роста. Речь идет о попытке человека стать похожим на объект симпатии. Копирование может затрагивать физический и эмоциональный уровень.

Знание механизмов и законов развития личности позволяет составить программы обучения, используемые педагогами и психологами. Эти же законы помогают психоаналитикам в работе с пациентами.

Современные теории

На сегодняшний день существует несколько теорий, раскрывающих понятие «личностный рост». Каждое из этих учений рассматривает не только то, как человек движется по пути формирования идеального «Я». Внимание уделяется и факторам, которые оказывают влияние на эффективность саморазвития, а также различным предпосылкам.

Теория, основанная на бихевиоризме, утверждает, что каждый человек имеет равные условия с рождения. Согласно этому учению, не существует врожденных талантов или какой-либо уникальности. Это индивидуальные черты, приобретаемые индивидуумом исходя из условий его жизни и окружения. Такой нейтральный подход характерен для советской психологии. В то время считалось, что у человека нет никакой сущности - он рождается нейтральным субъектом, а формирование его личности происходит благодаря влиянию общества.

Сторонники экзистенциональной теории считают, что личностный рост возможен только в процессе самопознания и саморазвития субъекта. Результатом этой работы будет достижение некой внутренней гармонии, вследствие чего меняются взгляды индивидуума на себя, свое поведения и окружающий мир в целом.

На сегодняшний день все большее количество последователей появляется у теории неизбежного или безусловного позитива. Основным постулатом этого учения является мысль о том, что с рождения каждый человек обладает неограниченным потенциалом. Но его реализация становится возможна лишь в определенных условиях.

Факторы, оказывающие влияние на личностный рост, согласно этой теории, не обязательно должны быть положительными. Позитивное развитие личности возможно при любых условиях.

Личностный рост через саморазвитие

В каждом человеке постоянно происходит процесс, направленный на развитие и совершенствование неких качеств или черт характера. Это и есть саморазвитие, позволяющее человеку формировать адекватную самооценку, принимать правильные решения в любых жизненных ситуациях. В ходе саморазвития человек постоянно анализирует самого себя, создает новые стратегии, которые с его точки зрения помогут достичь индивидуальных целей.

Личностный рост, как процесс, тесно связан с самостоятельной работой человека над личностью. Можно сказать, что именно в этом заложен основной смысл жизни каждого индивидуума. В ходе своего земного существования все люди развиваются, это становится возможным благодаря этим двум, неразрывно связанным, процессам. В случае, когда саморазвитие и рост личности останавливаются независимо от причин, то начинается процесс деградации.

Саморазвитие является постоянным процессом, его уникальность заключается в его бесконечности. В результате человек получает возможность расширить кругозор, получить новые знания и навыки, развить мышление и т.д. От этого жизнь становиться более интересной и насыщенной.


Методики личностного роста

На сегодняшний день существует много способов и методов, направленных на всестороннее развитие личности, приобретение нравственных качеств и достижение успеха. Большая часть работы в этом направлении должна быть осуществлена самим индивидуумом. Но в начале этого сложного пути всегда лежит осознание того, что «Я» настоящее очень сильно отличается от «Я» желаемого (идеального) и желание достичь этого идеала.

Наиболее доступным методом является изучение специальной литературы и просмотр видеофильмов. На первый взгляд этот способ кажется достаточно простым и даже немного банальным. Но в реальности, данная методика является одной из самых эффективных. Большое количество специалистов изучают проблемы личностного роста, благодаря их работе появилось большое количество обучающих материалов. Многие из них широко доступны, в том числе, и в Интернете.

Для повышения эффективности саморазвития можно посещать различные тренинги. Главным их достоинством является то, что занятия идут в группах. Для решения индивидуальных задач можно обратиться к психотерапевту или психологу.

Начиная осознанное движение по пути личностного роста, следует помнить, что на любом жизненном этапе важно иметь конкретные цели и четкое понимание, как их достичь. Все методики, существующие на сегодняшний день, а также индивидуальные занятия с психотерапевтом, позволят освоить стандартные пути развития личности. Их эффективность будет высокой лишь на начальных этапах - дальнейшее развитие и совершенствование личностных качеств возможны лишь при наличии собственного желания и стремления к достижению идеала.