Анализ произведения «Слон» (А. И. Куприн). Энциклопедия сказочных героев: "Слон" Характеристики героев из рассказа а куприна слон

«Слон» - одно из лучших детских произведений Александра Куприна. Незатейливую и добрую историю о девочке, которую спасло от недуга огромное животное, помнит и каждый взрослый. В этой статье - приблизительный план рассказа «Слон» Куприна.

О чем произведение?

Тем, кто не помнит содержание рассказа, стоит изложить его вкратце. Истории из жизни маленькой девочки посвятил это произведение А. Куприн. Рассказ «Слон», план которого изложен в статье, выражает отношение русского писателя к природе, ко всему живому. Девочке не помогали ни пилюли, ни другие средства. От недуга ее спас слон.

Анализ рассказа Куприна

Произведение отличается динамичностью. С первого же абзаца начинается завязка. Читателю становится понятно, что девочка заболела. Но доктора, постоянно посещающие ее, не могут найти способ избавить ее от страданий. Мучения Нади - а именно так зовут героиню рассказа - имеют не физический, а психологический характер. Ведь доктор говорит родителям о том, что диагноз ее - равнодушие к жизни.

В чем особенность произведения «Слон» Куприна? Краткое содержание дальнейших событий, которые легли в сюжет, изложены ниже. Но прежде стоит сказать, что этот рассказ является типичным произведением деткой литературы. В нем присутствует поучительность, доброта. И Надя, и ее родители, и хозяин зверинца - герои положительные. История имеет счастливый конец. Но главная мысль рассказа заключается в том, что для счастья человеку, будь то ребенку или взрослому, нужно совсем немного. Итак, на какие части можно разбить произведение, которое написал А. Куприн?

Рассказ «Слон»: план

  1. Неизвестный недуг.
  2. Зверинец.
  3. Величественное шествие.
  4. Томми в гостях у Нади.
  5. Выздоровление.

Неизвестный недуг

План рассказа «Слон» Куприна не обязательно составлять по главам. Первые две части можно объединить в историю о болезни девочки. Надя страдает от недуга, вызванного скукой. Ее ничто не может порадовать. Родители обеспокоены. Но как бы они ни старались, развеселить девочку не удается. Она худеет, тает на глазах, не отвечает на вопросы матери и печально смотрит в потолок.

Сон

Так можно назвать один из пунктов, из которых состоит план рассказа «Слон» Куприна. Однажды Надя видит во сне слона. Девочка впервые за долгое время заговорила. Надя хочет увидеть слона, но не того, который изображен на картинке, а самого что ни на есть настоящего. Отец, услышав о желании дочери, надевает шляпу и уезжает. Возвращается он с дорогой и очень красивой игрушкой. Слона заводят с помощью маленького ключика, и он начинает медленно передвигаться по комнате. Однако это не то, о чем мечтала Надя. Девочка хотела настоящего слона. И тогда отец отправляется в зверинец.

Далее речь идет о встрече Надиного отца с дрессировщиком. «В зверинце» - так можно назвать следующий пункт плана. Отец Нади знакомится с дрессировщиком и просит отвести слона всего на один день к нему домой. Странная просьба приводит хозяина зверинца в недоумение. Но когда мужчина рассказывает о болезни своей маленькой дочки, дрессировщик соглашается помочь. Конечно, при условии, что отец Нади возместит убыток от столь странного мероприятия.

Затем в произведении рассказывается о шествии слона по улицам города. Главной частью рассказа является глава, в которой идет речь о знакомстве девочки со слоном.

Томми в гостях у Нади

Эта часть - кульминация рассказа. Перед тем как привести огромное животное из зверинца, отец расширил лестницу, убрал лишнюю мебель из гостиной. Слона девочка вовсе не испугалась. Ее лишь поразили его невероятные габариты.

Она знакомится с ним, протягивая руку и обращаясь на Вы. Впервые за дни болезни Надя смеется. Она интересуется у Томми, пил ли он сегодня чай. За своего питомца отвечает дрессировщик. Весь день проходит у Нади радостно. Она показывает новому другу свои куклы. Слон демонстрирует девочке всевозможные цирковые трюки.

На следующий день Надя просыпается абсолютно здоровой.

Этот рассказ удивительно светлый, добрый. Произведение наполнено безграничной любовью к детям.

Представленный выше план рассказа «Слон» Куприна состоит из шести пунктов. Его можно сделать и более сжатым. Составление плана развивает способность выделять в тексте самое главное. С помощью него ребенок учится пересказывать и анализировать художественное произведение.

Куприн А.И. сказка "Слон"

Жанр: литературная сказка-быль

Главные герои сказки "Слон" и их характеристика

  1. Надя, девочка 6 лет. Больна равнодушием к жизни, маленькая и грустная.
  2. Мама Маша и отец Александр, родители девочки, готовы на все, чтобы их дочь выздоровела
  3. Томми, большой слон, добрый и умный.
План пересказа сказки "Слон"
  1. Врачи и больная девочка
  2. Равнодушие к жизни
  3. Куклы и подруги
  4. Папа курит
  5. Хочу слона
  6. Игрушечный слон
  7. Пусть слон будет настоящим
  8. Папа в зверинце
  9. Уговоры немца
  10. Слон на улице
  11. Слон в доме
  12. Знакомство со слоном
  13. Томми обедает
  14. Наденька просыпается.
Кратчайшее содержание сказки "Слон" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Маленькая девочка Надя болеет и врачи ничего не могут сделать
  2. Надя ничего не хочет и родители страдают от своего бессилия.
  3. Надя просит настоящего слона и не интересуется игрушечным слоном
  4. Отец договаривается в зверинце и приводит домой настоящего слона
  5. Надя играет со слоном, кормит его и знакомит с куклами
  6. Надя просыпается совершенно здоровой.
Главная мысль сказки "Слон"
Исполнения заветного желания иногда оказывается самым лучшим лекарством.

Чему учит сказка "Слон"
Сказка учит любит жизнь, радоваться всему, что нас окружает, дарит счастье другим людям, особенно близким. Учит тому, что любое препятствие можно преодолеть, что ради ребенка можно совершить невозможное. Учит тому, что общение с природой, с животными лечит любые болезни.

Отзыв на сказку "Слон"
Мне очень нравится эта история, так похожая на сказку. И хотя мне странно, что столь юная девочка страдает от того, что ей ничего не хочется и ничто ее не интересует, я все равно радовалась, когда она выздоровела. Меня восхищает поступок ее отца, который сумел исполнить заветное желание дочери и привести в дом настоящего слона.

Пословицы к сказке "Слон"
Трудное не есть невозможное.
Глядя на лес не вырастешь.
У всякого свое желание.
Хочу того, не знаю чего.
У ребенка заболит пальчик, у матери сердце.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Слон"
1.
Маленькая девочка была больна. Почти каждый день к ней приходят врачи и внимательно осматривают ее, переворачивают, прослушивают. Потом они выходят в большую комнату и девочка видит как главный доктор что-то серьезно говорит маме. Мама слушает его с заплаканными глазами
Доктор говорит, что девочку надо развлечь, развеселить, но мама отвечает, что девочка ничего не хочет. Но доктор настаивает, что смех в этом случае лучшее лекарство, ведь у девочки просто полное равнодушие к жизни.
2.
Мама предлагает Наде ее любимых кукол, предлагает позвать подруг, предлагает шоколаду, но девочка от всего отказывается. Она неподвижно лежит, худеет и угасает день за днем.
Иногда она видит в раскрытые двери кабинет отца и то, как он ходит из стороны в сторону и постоянно курит. Иногда папа приходит к ней, гладит ей ноги и долго стоит у окна, вытирая украдкой глаза.
3.
Но однажды Надя просыпается более оживленной. Она вспоминает свой сон и просит слона. Мама говорит папе про слона и тот быстро выходит. Он скоро возвращается и приносит игрушечного огромного слона с красным седлом и человечками в палатке.
Но Надя говорит, что хочет живого слона, а этот мертвый. Папа заводит слона и тот идет, покачивая хоботом, но Наде это совсем не интересно. Она просит настоящего слона, хотя бы самого маленького.
Папа говорит, что это совершенно невозможно, все равно что достать солнце с неба, но Надя грустно улыбается и говорит, что знает, что нельзя достать солнце или луну, а ей хочется всего лишь слона.
Папа бегает по комнате и курит, потом просит подать пальто. Он говорит, что будет видно, сошел он с ума или нет, но он постарается привести настоящего слона.
4.
И вот в зверинце папа смотрит на собак,обезьянок, тюленя и наконец выводят слонов. Их три. Они исполняют различные трюки, а самый большой слон даже читает книги, и обедает как человек.
После представления отец подходит к немцу, хозяину зверинца, и просит слона на дом. Немец удивляется и отказывает. Но отец рассказывает про больную девочку, говорит, что таково ее желание и со слезами умоляет, говоря, что если девочка не дай бог умрет, его всю жизнь будет мучить мысль о том, что он не исполнил ее последнего желания.
Немец вспоминает свою маленькую дочь и уже не столь категоричен. Он говорит, что слона придется вести ночью и он потеряет целый день. Отец готов возместить все убытки, договориться с полицией и даже расширить двери. Немец наконец соглашается.
5.
Ночью слона ведут к Наде и вокруг него большая толпа. Слон идет спокойно и лишь однажды срывает шляпу с мальчишки, который кривлялся у него под ногами, и зашвыривает ее за забор. Жандарм уговаривает толпу разойтись, увещевая, что смотреть абсолютно не на что.
Слон входит в двери, но перед лестницей упрямится. Немец просит что-нибудь сладкое, например булку. Отец приносит фисташковый торт и слон поднимается в столовую.
Там его привязывают к кольцу в полу, дают моркови, капусты и репы и все ложатся спать.
6.
Утром Надя с нетерпением спрашивает про слона, но мама заставляет ее умыться. позавтракать и одеться. А потом везет в коляске в столовую.
Слон оказывается больше, чем думала Надя, но девочка не напугана. Она знакомится с Томми и начинает светскую беседу. Потом Надя угощает слона булками и знакомит со своими куклами. Затем Надя показывает слону картинки в книжке и нарисованных слонов. Но Томми не нравится эта картинка и он переворачивает страницу.
Потом слон садится, ему повязывают скатерть и все обедают. Надя ест суп и котлетку, а слон овощи и салаты, а потом торт. Немец пьет в гостиной пиво.
Какие-то знакомые приходят в гости, но увидев слона жмутся по углам и быстро уходят.
Ночью Наде снится сон, что вышла замуж за слона и у них много маленьких слоняток, и она просыпается веселая и бодрая. Она спрашивает про слона и ей отвечают что слон ушел к своим деткам и просил передать, что ждет ее в гости, когда она будет здорова. А Надя весело смеется и просит передать слону, что она уже здорова.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Слон"

Увлекательные и затейливые истории, которые автор воссоздает в своих произведениях, всегда очень красноречиво отражают суть и неповторимость каждого персонажа, особенно в поэтическом свете Куприн изображает мир животных .

Оптимистичные взгляды на жизнь у Куприна складывается особенно рельефно по отношению к природе, как к единому живому. Рассказ «Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видят в ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Проблематика произведения создана очень убедительно и довольно проста: необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека. Другой нитью проходит тема детских мечтаний. У каждого из нас найдется вспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием. Наденьке очень повезло, что ее папа, во что бы то ни стало, устроил встречу дочери со слоном, пусть даже и жили они на втором этаже.

Сюжетная линия рассказа довольно динамична. Завязка начинается с первого же абзаца. Нам становится известно, что девочка заболела. Ежедневно ее посещали доктора, которые проводили тщательный осмотр и недоумевали в чем же дело.

Основная часть приходится на разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.

Кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты – момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла. Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть.

Развязка у этого рассказа счастливая. Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.

Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.

Образ Нади - это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.

Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное – не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.

Рассказ Куприна получился добрым, светлым, наполненным безграничной любовью к детям.

Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне..

Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает, что это «просто» потеря интереса к жизни. Что делать? Исполнять любой каприз девочки. Единственная проблема в том, что она ничего не хочет! Её не интересуют больше ни сладости, ни куклы.

Отец очень переживает. Показано, как он не спит, ходит из угла в угол, курит и даже плачет. Но ничем не может помочь дочке.

Однажды утром она просыпается бодрей обычного. Вместо обычных серых снов ей приснился слон. Она просит у родителей слона. Папа сразу собирается, едет за игрушечным слоном. Привозит замечательную дорогую игрушку. Этот слон может даже шевелить ушами и хоботом. Однако Надя называет его мертвым.

Тогда отец, несмотря на сомнения жены, решается ехать в зверинец. Он договаривается там в директором, чтобы им «одолжили» маленького слона за большие деньги. Директор немец и понимает, что слону в город выходить нельзя, но у этого человека самого есть маленькая дочь, он сочувствует герою. Слона вечером проводят по улицам мимо зевак, его проводят в дом, где специально расширили проемы, манят вверх по лестнице тортом. Утром Надя видит слона. В отличие от своей горничной, она не визжит, а начинает разговаривать с Томми. Надя показывает ему своих кукол, играет с ним. Они вместе даже обедают! Вечером она засыпает рядом с ним и ей снится, что они поженились. Ночью слона уводят, а Наде говорят, что он ждёт её к себе в гости, но нужно выздороветь. А она смеётся, что уже здорова. Родители вздыхают с облегчением.

Учит рассказ тому, что иногда позитивные эмоции, исполнение желания дают людям силы даже на выздоровление от тяжелой болезни.

Картинка или рисунок Слон

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Носов Огурцы

    Главные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой.

  • Краткое содержание Перро Синяя борода

    Жил на свете богатый человек с синей бородой. Эта особенность пугала и отталкивала от него женщин. Как-то он предложил соседке, матери двух дочерей, выдать одну из них за него замуж.

  • Краткое содержание Собачье счастье Куприн

    Это случилось в сентябре. Пес пойнтер Джек отправился с кухаркой Анной на базар. Он знал дорогу, ходит не в первый раз. Именно по этой причине он бежал впереди своей спутницы, обнюхивая тротуар. Периодически останавливался посмотреть, где идет кухарка

  • Краткое содержание Берестяная трубочка Пришвина

    Если люди вырежут небольшой кусочек коры на берёзе, то рядом расположенная часть, начинает сворачиваться в микротрубочку. Высыхая, она ещё плотнее сворачивается.

Произведение Куприна «Слон» написано в форме детской сказки, которая, тем не менее, скрывает в себе проблематику взрослой жизни и мудрые мысли опытного автора, который сам был отцом нескольких дочерей.

Рассказ был написан в 1907 году, в период между двумя революциями, когда Куприн опубликовал цикл очерков, рассказы и повести. Начиная с 1907 года, проза писателя стала более выделяющейся в русской литературе, он добился признания среди коллег и внимания публики. «Слон» вошёл в собрание сочинений в 6 т. Том 4.

Примечательно, что в те революционные дни люди были настроены специфически. Эту историю они восприняли как иносказание. Девочка – символ русского народа, уставшего от тревог и безрадостного течения жизни. Слон – воплощение его мечты о достойных условиях, высоком социальном положении, справедливости и свободе. И, по мнению автора, для счастья людям нужно совсем не много: хоть на один день прикоснуться к мечте, найдя утерянную надежду и веру в ее исполнение. Конечно, такая трактовка – слишком вольная интерпретация, зато она очень хорошо показывает, как тогда были настроены читатели, а, возможно, и сам автор.

Жанр, направление

  1. Направление – реализм;
  2. Жанр – рассказ.

Куприн работал во времена, когда реализм перетекал из крупной прозаической формы романа или эпопеи в малообъемные жанры: рассказы, новеллы, повести. Он успешно опробовал все эти формы, вложив в них мудрые мысли, но, не растягивая содержание на тома и главы. Публика сполна оценила это, ведь уже устала к тому времени от объемного и грузного чтения.

Главные герои и их характеристика

Главными героями рассказа являются девочка Надя и слон Томми.

  1. Надя – маленькая больная девочка, стремительно теряющая в весе. Характер героини раскрывается по большей части в описательных моментах, нежели в диалогах. Абсолютно нетипичное для её возраста поведение обуславливается равнодушием к жизни, потерей интереса и отсутствием желания чего-либо. Как описывает автор – с виду это обычная грустная девочка, теряющая на фоне своей болезни силы. По внешнему виду героини можно понять, насколько сильно ребёнок разочаровался и жизни, словно на душе у неё лежит тяжкий груз жизненного опыта. Скорее всего, такое поведение обусловлено болезнью. Девочке в ее возрасте нужно бегать, двигаться и играть, а таинственный недуг привязал ее к постели. Но что же это за болезнь? Скорее всего, ребенок придумал ее сам, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от одиночества. Скорее всего, Наде не хватало ласки и заботы в семье, и она нашла способ их получить на уровне подсознания. Она не претворяется сознательно, у нее это выходит автоматически.
  2. Слон Томми – большое доброжелательное животное, которое смогло помочь главной героине в выздоровлении. Слон очень спокойный, послушный и, подобно всем зверькам, очень любит поесть. Он сразу же находит с Надей общий язык: его маленькие глаза сужаются, словно смеются, он нежно пожимает её руку своим сильным пальцем, кивает в знак благодарности.
  3. Отец девочки – второстепенный персонаж. Это добрый и отзывчивый мужчина, который, судя по достатку, немало работает. Может, состояние девочки вызвано именно тем, что его нет рядом. Пытаясь создать малышке все условия, он, скорее всего, забывает о главном – о том, что детям в ее возрасте нужно много общения, а вот куча подарков может навредить им, сделав их характеры капризными.

Темы и проблемы

  1. Через весь рассказ тянется основная тема взаимоотношений между родителями и детьми . Автор показывает, как полезно прислушиваться к своим детям, уметь сказать правильные слова в поддержку. Но нельзя переусердствовать с заботой, иначе ребёнок вырастет слишком избалованным. Эту грань между равнодушием и чрезмерной опекой нужно уметь найти, как сделал это отец девочки. Примечательно, что в этом ему помогли не деньги, а умение договориться с людьми. На этом примере он и сам многому научился, ведь ребенку нужны не столько игрушки, сколько внимание.
  2. Общая проблематика произведения — воспитание детей. Все знают, насколько тяжёл этот труд и сам процесс воспитания, тянущийся чуть ли не на протяжении всей жизни родителей. Поведение Нади может быть следствием ошибки семьи: окруженная игрушками и роскошными условиями, девочка остается одинокой, ведь все ее куклы – не живые. Отсутствие внимания и общения с родителями повлекло за собой развитие апатии к жизни. Интерес ребёнка к внешнему миру понижается, он не понимает отношения мамы и папы к своей личности и просто уходит в свой мир, замыкаясь в себе. Как правило, проблемы в человеке, отрицательные качества характера всегда являются причиной неправильного воспитания и плохого примера со стороны семьи.
  3. Также поднимается тема отношений человека с природой на живом примере Нади и Томми. Их дружба и выздоровление девочки после знакомства со слоном – пример неразрывности связи между человеком и окружающим миром. Автор напоминает нам, как важна взаимность между матушкой природой и тем, что она создала. Каждый из нас должен относиться к животному с уважением, словно к своему собрату. И тогда оно может отблагодарить нас, сняв нервное напряжение и подарив положительные эмоции.
  4. Смысл

    Основная идея произведения заключается в том, что, вне зависимости от возраста и пола, человеку нужны общение, понимание, поддержка, тогда он будет видеть в жизни смысл. Особенно это важно для детей. Рассказ ставит в приоритет потребность в духовном родстве. В живом общении, а не в обладании бесчисленными куклами девочка обрела мотивацию к выздоровлению.

    Данное произведение можно понять по-разному, но главная мысль остается неизменной: не нужно окружать себя вещами, отгораживаясь от мира, и навязывать эту крепость ребенку. Необходимо дать ему возможность раскрыть себя в живом общении. Только так он откроет для себя интересный мир.

    Чему учит?

    Рассказ «Слон» учит тому, что в семье необходимо проявлять понимание и чуткость. Всегда необходимо иметь рядом близких людей, которые всегда помогут вернуться на истинный путь, если ты с него сбился. Нужно уметь ценить тех, кто находится рядом с нами и постоянно оказывает поддержку.

    Каждый человек и сам должен быть готов исполнить любую прихоть, лишь бы увидеть вновь улыбку на лице близких людей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!