«Вечерний Санкт-Петербург»: Спас-на-Каменке: запечатленная история


В Новом зале Святодуховского центра Александро-Невской лавры состоялся предпремьерный показ второго фильма документального цикла «Путь к храму», посвященного строительству храма Воздвижения Креста Господня, называемого еще Спас-на-Каменке.

Герои фильма – настоятель храма протоиерей Евгений Шогенов, архитектор Кирилл Яковлев, иконописцы Александр и Марина Титовы, художник-мозаичист Олег Костенко, скульп­тор Андрей Гордеев – откровенно рассказывают о своем пути к вере. И на фоне их рассказов мы видим, как строится новый храм. Пути людей и путь строительства сплетаются, и эта связь становится неразрывной.

Отдельной строкой надо упомянуть киприота Хризостома Панаги, который не только подарил необходимый для отделки колонн мрамор, но и приехал в Петербург, чтобы лично этой облицовкой заниматься.

Дело в том, что, пока шло согласование в Петербурге, аналогичный проект был реализован на Кипре. В Петербурге в это время только заложили камень в основание церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В итоге получились храмы-побратимы, храмы-близнецы. Ктитором, то есть человеком, на средства которого построили храмы, стал Вячеслав Заренков, основатель фонда «Созидающий мир», известный петербургский строитель. В фильме есть и элементы игрового кино, связующей нитью являются биографии святых Иоанна Кронштадтского и Серафима Вырицкого. В этих эпизодах оператор картины попытался «оживить» сюжеты художников XIX – начала XX века.

Первая часть фильма посвящена строительству храма на Кипре, вторая – петербургскому и пропитана насквозь петербургским духом. И снимать здесь, конечно, сложнее. Режиссер фильма Анна Драницына рассказала, что пришлось сварить специальный блок, утеплить его, чтобы камера безостановочно фиксировала процесс возведения корпуса церкви. Там – месяцы, а здесь благодаря режиму ускоренной перемотки – минута, и вот уже готово. Но ведь храм – это не жилье на первичном рынке без отделки. Нужен иконостас, внутреннее убранство. Об этом как раз основная часть фильма. Об иконописи, о мозаике, скульп­туре, о судьбах человеческих.

Съемки проходили также в Палехе и в Белоруссии – на родине Вячеслава Заренкова, а еще в этнографическом парке «Усадьба Богословка» в Нев­ском лесопарке во Всеволожском районе Ленобласти.

Фильм уже второй, но автор пока не согласна остановиться на дилогии. «Это скорее всего будет тетралогия, – говорит Анна. – Сейчас мы работаем над картинами о строительстве церкви во имя Святой Ксении Петербургской на Лахтинской улице, а также о восстановлении Рождественского храма на Песках, уничтоженного в 1934 году».

Вячеслав Заренков на предпремьерном показе присутствовать не смог. «На вопросы о том, почему я стал строить храмы, восстанавливать монастыри, устанавливать поклонные кресты, я сначала пытался отвечать, что это мне нравится, что я православный и должен это делать, что если не я, то кто, и другими привычными фразами. Но сегодня я сам себе задал этот вопрос: почему? И признаюсь: у меня нет однозначного ответа. Я просто это делаю потому, что меня толкает к этому внутренняя потребность. Я не ищу, что и где надо строить, восстанавливать, создавать… оно само собой ко мне приходит. Сами собой случаются встречи, происходят обсуждения, находятся решения».

Первый фильм из цикла «Путь к храму» стал лауреатом международных фестивалей духовного кино «Радонеж» и «Невский благовест». Фестивальная судьба второго только начинается. Благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия съемочная группа уже получила. 

Источник