«ФОМА»: «Я обиделся и решил уйти из храма, не приняв Крещения» — история художника, который написал более полусотни картин о Ксении Петербургской


Однажды моя жизнь стала напоминать мне заезженную пластинку. Еще один виток — и все то же самое. Словно существуешь в каком-то замкнутом пространстве. И это зудящее чувство: что-то должно поменяться! Но ничего не менялось… Я продолжал заниматься живописью, но ощущал: в ней не хватает ярких звучных красок. Как и в моей жизни. И тут… я увидел эти краски. Я нашел их в древнерусской иконе. Мне всегда хотелось изображать что-то самое главное. Иконопись и религиозная живопись постепенно и стали для меня этим самым главным. 

Шел 1991 год, мне было тридцать пять лет. И я решил креститься. Сначала пошел в Спасо-Преображенский собор Петербурга, но забыл взять с собой что-то необходимое для таинства — не получилось креститься с первого раза. Решил не идти второй раз туда же — так и очутился у Ксении Петербургской. 

Андреевский двор к ночи. Ксения, подающая милостыню нищему мальчику

Крестился я в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери, что на Смоленском кладбище, рядом с часовней блаженной Ксении. Крещение было назначено после окончания литургии. Я пришел на службу, но поскольку привычки к богослужениям не было, постоял немного, быстро устал, вышел в притвор храма и сел на скамейку. Возле меня появилась чем-то расстроенная женщина, работница этого храма. Она оценила мой внешний вид — а сидел я непозволительно вальяжно, нога на ногу — и, как мне тогда показалось, просто накинулась на меня: дала взбучку и за внешний вид, и за всё остальное.

Я оказался совершенно не готов к такому напору, почувствовал обиду и пошёл из храма — такое бывает в подобных случаях, хотя это и неправильно. Но вдруг иду и чувствую, что что-то меня останавливает. Думаю: «Пришёл креститься, а уже успел обидеться и, гордо подняв знамя своей обиды, пойти на выход. Смешно и грешно». И тогда я почувствовал твердое желание вернуться, хотя по молодости был строптивым. Это было новое для меня ощущение — я будто подчинился чьей-то воле.

Вернулся в храм, стал среди прихожан, уже не сержусь. Литургия продолжается. Не проходит и пяти минут, как кто-то трогает меня за локоть. Оборачиваюсь и вижу перед собой ту женщину, которая только что сделала мне замечание. На этот раз она показалась мне смиренной и спокойной, будто тоже что-то осознала. Она наклонилась и тихо попросила помочь кое с чем на улице.

Выхожу на улицу и вижу десяток деревянных ящиков с картошкой, которые надо отнести по колокольне наверх. Как я понял, она хранилась там для нужд трапезной. Вот я и стал в поте лица поднимать эти ящики по крутой лестнице. Когда я первый раз вошел на чердак, сразу бросилась в глаза кирпичная кладка, которая не была покрыта штукатуркой, — натуральные камни тех времен. 

Блаженная Ксения на строительстве храма Смоленской иконы Божией Матери

Я не сразу сообразил, почему эти кирпичи произвели такое впечатление. И только после, годы спустя, когда я прочитал житие блаженной Ксении, понял: это же те кирпичи, которые блаженная поднимала сюда, на стены строящейся церкви! Получается, она пустила меня с грузом тем же маршрутом, по которому ходила наверх сама… Отдышавшись и вытерев пот со лба, я как раз успел к крещению.  

Прошло несколько месяцев. И вот мне звонит знакомая, с которой я давно не виделся. Она поинтересовалась, возьмусь ли я написать икону для их храма и напишу ли я её бесплатно, так как у прихода — это была домовая церковь — совсем нет для этого денег. Я с радостью согласился. А затем выяснилось, что написать надо икону… блаженной Ксении Петербургской! Я воспринял это как чудо, как знак.  

Блаженная Ксения – ангел Петербурга

Это было двадцать лет тому назад. С тех пор я написал более полусотни картин, посвященных блаженной Ксении. В 2015 году вышел мой альбом живописи «Блаженная Ксения Петербургская», куда вошли все эти работы. В 2017 году на Камской улице, рядом с вратами Смоленского кладбища, был создан музей Ксении Петербургской. Экспонатов там почти нет — от блаженной Ксении ничего не сохранилось, у нее же ничего не было. Вот и приняли решение развесить по стенам музея репродукции моих картин, к которым я сделал поясняющие тексты. Получилась экспозиция, знакомящая паломников с житием блаженной. В том же году я начал роспись храма блаженной Ксении Петербургской, который был построен на Лахтинской улице, на которой она жила. В 2019 году, 6 июня, этот новый храм был освящен и открыл двери для верующих.

Все эти события разных лет, начиная от моего крещения до росписи храма, сейчас сложились в единое целое. За что я испытываю огромную благодарность блаженной Ксении, помощь и присутствие которой ощущаю все эти годы.

В материале использованы репродукции картин художника Александра Простева  

Источник