Церковное зодчество в поиске новых тем. Часть 2


В октябре 1917 года в Петрограде насчитывалось около 600 храмов разных конфессий. В советское время 400 из них, включая домовые церкви, были полностью или частично разрушены. Это обеднило духовную сущность города, привело к искажению его архитектурного облика. Но уже четверть века в Петербурге идет процесс воссоздания утраченных храмов и строительства новых.

Нестареющая классика

За последние годы городскими архитекторами было разработано несколько новых проектов восстановления утраченных петербургских храмов. Они ждут своего часа.

Церковь иконы Божией Матери "Державная" на проспекте Культуры (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Церковь иконы Божией Матери
«Державная» на проспекте Культуры
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В архитектурной мастерской Михаила Мамошина подготовлен проект воссоздания на историческом месте, в Кронштадте, Андреевского собора. Храм должен стать основой нового паломнического центра памяти cвятого Иоанна Кронштадтского. Планируется, что в комплекс объектов мемориальной зоны кроме Андреевского собора, в котором служил отец Иоанн, войдут его музей-квартира, реконструированное здание основанного им Дома трудолюбия с церковью Святого Александра Невского и пешеходная Андреевская улица.

«В ходе работы над проектом были найдены обмерные чертежи каменного здания Андреевского собора, построенного в начале XIX века, – рассказала сотрудник мастерской, архитектор Ксения Какунец– Большой высокий торжественный собор в стиле русского классицизма был построен по проекту архитектора Андреяна Захарова. Высота храма составляла более 70 м. Он был главной доминантой Кронштадта».

По словам Ксении Какунец, в 2015 году в Кронштадте были проведены общественные слушания по проекту. «Большинством жителей города наша идея была поддержана, – говорит архитектор. – Надеюсь, что в будущем ее удастся воплотить».

В архитектурной мастерской «Литейная часть-91» разработан проект воссоздания на историческом месте снесенного в 1934 году храма Рождества Богородицы на Песках на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка. Церковь, построенная в 1787 году по проекту архитектора Петра Егорова в стиле зрелого классицизма, была архитектурной доминантой всего района Рождественских (ныне Советских) улиц.

Участок, где находилась церковь, остался незастроенным. Сохранился исторический фундамент храма и сквер. Проект воссоздания уже согласован, получено разрешение КГИОП, но из-за сложной финансовой ситуации работы по строительству еще не начаты. Дело осложняют и протесты местных жителей, требующих сохранить сквер. «Люди пока не понимают, что храм никак не затрагивает зеленую зону, которая там сохранилась, – говорит Рафаэль Даянов. – Она там всегда была и останется на месте, еще и добавятся деревья».

Хорошая школа

За последние 25 лет в Петербурге было возведено меньше ста новых храмов. По сравнению с Москвой, где действует программа «200 храмов шаговой доступности», такие темпы строительства никак нельзя назвать высокими. Но если в столице храмы собирают из готовых стандартных модулей, то в Петербурге иной подход – для каждой новой постройки разрабатывается индивидуальный проект.

В современных произведениях петербургского храмового строительства очевидна ориентация зодчих на стилистические направления синодального периода

«С проектированием, строительством, выделением участков, финансированием возникают трудности, – поясняет Рафаэль Даянов. – Поэтому новые церкви в Петербурге появляются редко».

Большей частью они возводятся в спальных районах, новостройках и близких пригородах. «Далеко не все новые храмы Петербурга можно назвать удачными», – считает экс-глава КГИОП Александр МакаровПо его словам, причины могут быть разные: нехватка средств, недостаточный объем знаний, необходимых в церковном зодчестве, и архитектурных приемов.

Тысячелетняя традиция храмового строительства в России была прервана на 70 лет, и современным мастерам многому приходится учиться заново. Получается, что кроме градостроительной и духовной функции у современного храмового строительства есть и другая составляющая, связанная с возрождением культуры и технологий церковного зодчества.

«Восстанавливая храм Кваренги, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково, строительная компания сначала боялась, а потом превосходно выполнила поставленную задачу, – говорит Рафаэль Даянов. – По кружалам из полнотелого кирпича на известковом растворе выкладывались своды, и в результате мы получили новый храм, возведенный по старым технологиям. Здесь очень многое связано с восстановлением и профессионального мастерства, и строительного, а также с отделкой храма. Это очень хорошая школа для архитекторов, строителей, художников».

Источник вдохновения

Постигая науку церковного зодчества, практически все петербургские архитекторы черпают вдохновение в историческом прошлом, в различной степени интерпретируя наследие старых русских мастеров.

По словам кандидата искусствоведения, старшего преподавателя ГАИЖСА им. И. Е. Репина Алексея Белоножкинав современных произведениях петербургского храмового строительства очевидна ориентация зодчих на стилистические направления, которые наметились в России еще в синодальный период, главным образом в 1820–1910-е годы, и связаны с «национальным направлением» в церковной архитектуре.

Часовня святителя Тихона, Патриарха Московского, на Южном кладбище (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Часовня святителя Тихона,
Патриарха Московского, на Южном кладбище
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Это вполне оправданно, так как восстановление традиции логичнее всего начинать с той точки, на которой она прервалась», – отметил Алексей Белоножкин в своем выступлении на конференции «Современная церковная архитектура: тенденции, проблемы, возможности», которая проходила 23–24 мая в петербургском Доме архитектора.

В проекте новой церкви Василия Великого в Зеленогорске, разработанном в 2010 году архитектурной мастерской «Тектоника» (архитекторы Кирилл Яковлев и Денис Горбачев), творчески интерпретируется распространенный в архитектуре конца ХVII века тип храма «восьмерик на четверике».

Примером обращения к традиции владимиро-суздальского зодчества стал строящийся в поселке Репино новый храм Преображения Господня. Проект выполнен мастерской «Архстудия» в 2013 году. Прообразом новой постройки стал выдающийся памятник XII века – знаменитая белокаменная церковь Покрова на Нерли.

«Воспроизведенный близко к тексту первоисточник удачно дополнила Г-образная террасная звонница», – отмечает Алексей Белоножкин. По его словам, обращение к наследию владимиро-суздальского зодчества в петербургском храмовом строительстве носит пока единичный характер.

Храм Преображения Господня в Репино строят на пожертвования – всем миром. Чтобы увеличить поступление средств и ускорить работы, община храма начала выпускать именные кирпичи. На каждом пишут имя жертвователя и затем закладывают кирпич в стену строящегося храма.

Источник