Воссоздание храма Рождества Христова на Песках как восстановление исторической справедливости


Уже в начале 2020 года в величественной воссозданной Христорождественской Церкви вновь раздастся торжественное песнопение, прославляющее Рождество Богомладенца: «Христос рождается, Славите!», и, выходя из храма после богослужения, верующие будут радостно делиться друг с другом переживанием от встречи с Богом в Его Церкви: «Не знаем, где мы были: на небе или на земле!».

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, — знаем только, что пребывает там Бог с людьми», — говорили послы святого равноапостольного князя Владимира, вспоминая благолепие собора Софии Константинопольской и красоту византийского богослужения. Что так впечатлило этих людей, прежде побывавших и в других землях? Очевидно, именно переживание образа неба на земле.

Переступивший порог церкви человек оказывается словно в ином мире. Окружённый изображениями пророков, апостолов, мучеников и исповедников, вошедший двигается от западных дверей к алтарю. С центрального купола на него величественно смотрит Господь Вседержитель, окружённый евангелистами и ангельским воинством. Вся иконография храма устремлена к алтарю, в котором торжественно, под пение гимнов и молитвословий совершается главная служба Православной Церкви — Божественная литургия. А вершиной всего православного богослужения является святая Евхаристия — Причастие святых Таин Христовых, — которая венчает Божественную литургию. Именно для совершения Евхаристии, для возношения своих молитв к Воскресшему Христу ранние христиане собирались в римских домах и подземных катакомбах; для этого после прекращения гонений на христианство были воздвигнуты величественные храмы Византии. Для этого же сначала деревянные, а потом и каменные храмы стали строиться по всей Руси.

Шло время, Санкт-Петербург стал новой столицей России, а стольному граду нужны свои святыни. Поэтому уже в период царствования Петра, а затем и последующих правителей город начинают украшать величественные храмы, которые приобретают важнейшее градостроительное значение, а также становятся ключевыми духовными центрами страны.

Храму Рождества Христова, который был воздвигнут специально для строителей города, было суждено появиться в районе Песков. Район этот был передан строительному ведомству и начал активно заселяться мастеровыми строительных дел, которые трудились на левом берегу Невы, и служащими ведомства Канцелярии строения домов и садов.

В 1753 году на Песках была построена первая деревянная церковь, освящённая в честь Рождества Христова. При этом десять улиц, которые сегодня носят название Советских, и один переулок (ныне Красноборский) были названы Рождественскими. В 1781 году на Песках начали строить новый каменный храм. За его возведение взялся талантливый архитектор Пётр Егорович Егоров. Церковь Рождества Христова была построена им в стиле строгого классицизма. При этом Егоров вдохновлялся Троицким собором Александро-Невской лавры.

6 ноября 1787 года был освящён первый придел храма во имя Всех Святых. С этих пор в церкви стали регулярно совершаться богослужения. С этих же пор начинается летоисчисление храма Рождества Христова на Песках.

8 сентября 1788 года был освящён придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а ровно через десять лет, 8 сентября 1798 года, состоялось освящение главного придела церкви во имя Рождества Христова, которое стало большим праздником для города. Освятили Христорождественский придел в присутствии императора Павла Первого, императрицы Марии Фёдоровны, наследника престола цесаревича Александра Первого и других представителей царствующего дома.

Над внутренним убранством храма, росписями и иконами потрудились И. И. Бельский, А. П. Антропов, Ф. Д. Данилов, И. М. Тонков, А. Щербаков.

В плане храм имел форму креста, увенчанную тремя куполами. В течение XIX века церковь неоднократно перестраивали и расширяли. Рядом с церковью был разбит небольшой садик. Среди святынь храма было две чудотворных иконы Божией Матери. Одна из них (Тихвинский образ) сегодня хранится в Исаакиевском соборе.

Храм Рождества Христова был не только важной градостроительной и духовной доминантой Петербурга. Он также служил центром благотворительной, социальной и культурной жизни района. В 1863 году клирик храма, иерей Александр Васильевич Гумилевский, учредил при храме Христорождественское Александро-Невское братство — первое приходское благотворительное общество в России. Братство оказывало помощь бедным прихожанам храма. При церкви на Песках появился приют для престарелых больных и неимущих детей. Приют включил в себя все приходские благотворительные учреждения (школа для малолетних, больница, богадельня, приют для нищих девочек, рукодельные приюты, нищенское отделение), а также приходскую школу, библиотеку, хор певчих, приходскую общину сестёр милосердия. В приюте дети помогали старшим, старшие же, в свою очередь, заботились о младших.

Фото: Санкт-Петербургская митрополия

В 1934 году церковь cнесли, а на ее месте разбили сквер. Последний настоятель храма, протоиерей Григорий Сербаринов, был расстрелян в 1938 году. В 2003 году священномученик Григорий был причислен к лику святых и включён в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

По определению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), церковь Рождества Христова на Песках являлась «важной градостроительной доминантой Рождественской части Санкт-Петербурга, организуя прямоугольную сетку Рождественских улиц».

В 2001 году приказом председателя КГИОП фундамент храма был взят на учёт в качестве выявленного объекта культурного наследия.

В надежде на восстановление храма группа верующих единомышленников по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира создала религиозную организацию «Приход храма Рождества Христова на Песках». В 2005 году организация получила юридическую регистрацию, а в 2008 году КГИОП была согласована концепция воссоздания храма.

Общину верующих возглавил протоиерей Андрей Щербан. В 2010 году он был назначен настоятелем Христорождественской церкви на Песках.

В 2012 – 2013 годах на месте храма были произведены археологические раскопки. В ходе работ были обнаружены сохранившийся фундамент церкви, сваи, фрагменты церковной утвари.

В 2013 году КГИОП распорядился включить место, на котором находился храм Рождества Христова, в реестр объектов культурного наследия. Проект воссоздания церкви был выполнен архитектурным бюро «Литейная часть — 91» во главе с архитектором Р.М. Даяновым. И в 2014 году Службой государственного строительного надзора и экспертизы правительства Санкт-Петербурга было выдано разрешение на строительство храма Рождества Христова на Песках.

Генеральным ктитором храма стал заслуженный строитель России, президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Адамович Заренков.

17 января 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий одобрил проект храма и дал свое благословение на строительство. При этом Владыка отметил важность того, что будет воссоздан исторический облик церкви на Песках.

   

И, теперь там, где некогда стоял храм, снова зазвучала молитва. 8 мая 2015 года, в канун дня Победы, на месте строительства церкви епископом Кронштадтским Назарием при стечении большого количества Петербуржцев были совершены молебен и освящение поклонного креста. А 17 февраля 2018 года владыка Назарий возглавил чин освящения закладного камня храма. Так было положено молитвенное и деятельное начало воссозданию церкви Рождества Христова на Песках.

Фото: Санкт-Петербургская митрополия

Обращаясь в день освящения закладного камня к собравшимся, генеральный ктитор храма Вячеслав Адамович Заренков сказал: «Мы сегодня действительно присутствуем при исторически важном событии — освящении закладного камня. Это начало восстановления храма, который был построен 230 лет назад и который более 150 лет служил центром притяжения православного Санкт-Петербурга».

Владыка Назарий назвал начало воссоздания храма актом исторической справедливости. «Сегодня совершается акт исторической справедливости, — сказал епископ. — Место, которое несколько поколений знали как запущенный сквер, снова станет тем, чем было раньше. Эту стройку можно назвать “великомученицей”, поскольку нам очень долго пришлось ждать решения по ней. Но уже следующее поколение будет воспринимать это место таким, каким оно должно быть. Петербуржцы, особенно жители Центрального района, скоро увидят, как всё здесь преобразится. В этом месте снова будет возноситься молитва, и сама атмосфера района изменится. Кто захочет ознакомиться с историей этого храма, легко может сделать это. Скажу лишь, что в его честь был назван целый район…»

Пройдёт совсем немного времени — и уже в начале 2020 года в величественной воссозданной Христорождественской Церкви раздастся торжественное песнопение, прославляющее Рождество Богомладенца: «Христос рождается, Славите!», и, выходя из храма после богослужения, верующие будут радостно делиться друг с другом переживанием от встречи с Богом в Его Церкви: «Не знаем, где мы были: на небе или на земле!».

Диакон Михаил Проходцев