Фильм «Путь к храму» представлен в Санкт-Петербурге

Премьера фильма Анны Драницыной «Путь к храму» и дискуссия «Духовное кино сегодня» состоялись 13 декабря в кинотеатре «Англетер». Фильм повествует о строительстве первого храма в русском стиле на Кипре, в Тамасосской митрополии, освященного 27 марта этого года. Он посвящен апостолу Андрею Первозванному и всем святым. В Приморском районе по тому же проекту возводится храм-близнец «Спас-на-Каменке».

 

Ведущим дискуссии стал автор музыки к фильму Михаил Крылов. 

Открывая дискуссию, меценат, общественный деятель, заслуженный строитель России, президент компании «Etalon Group» Вячеслав Заренков отметил, что в последние годы в основном снимают коммерческое кино, и если можно найти фильмы о высоких моральных ценностях, то почти нет фильмов о подвигах веры: «Мы не научились делать такие фильмы интересными, чтобы после них человек задумался о том, кто он есть». По мнению Вячеслава Заренкова, духовный фильм должен быть также и познавательным, потому что сама жизнь — познание мира: «Фильм «Путь к храму» — попытка соединить исторический контекст и современность», — сказал он.

«Определение духовности в искусстве очень зыбко, — отметил кинорежиссер Константин Лопушанский. — Понимание духовного кино как фильма, в котором подчеркнута религиозная составляющая, не исчерпывающе. Как показывает опыт мировой опыт, искусство, в том числе и кино, развивается по своим законам, не вмещается в идеологические рамки, в том числе в рамки религии. Не надо следовать вульгарному пути, который был при советском строе, когда произведение искусства было газетной иллюстрацией какого-то тезиса, пусть даже самого лучшего. Оно в таком случае перестает быть произведением искусства».  Как считает режиссер, фильм создает автор, и если он религиозен, в произведении присутствует эта составляющая.

Писатель, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николай Коняев согласился, что духовное кино не должно быть обязательно посвящено Церкви или священнослужителям: часто подлинные духовные произведения могут не упоминать ни о том, ни о другом. «Вся русская литература принадлежит к так называемому жанру православного реализма, содержание которого в том, как человек спасает свою душу или губит ее. Лучшие фильмы — тоже об этом», — сказал он. Писатель считает главной проблемой современного искусстве отсутствие шкалы ценностей: западноевропейский гуманизм поставил в центр человека, его запросы и потребности. Фильм Анны Драницыной, считает Николай Коняев, принципиально отличается тем, что в центр поставлены христианские ценности.

Настоятель строящегося храма «Спас-на-Каменке» протоиерей Евгений Шогенов назвал фильм «Путь к храму» глубоким, заставляющим о многом задуматься: «Эта картина говорит о жизни человеческого духа, хотя формально рассказывает о строительстве храма, — отметил он. — Хорошо, что есть православные люди, которые желают поделиться своим внутренним видением жизни, своим религиозным опытом. Фильм «Путь к храму» призван заставить молодежь задуматься о своей жизни, возможно, приобщиться к православной традиции».

Режиссер Анна Драницына рассказала, что уже идут съемки второго фильма — про петербургский храм»Спас-на-Каменке».

«Не существует жанра духовного кино, — считает режиссер. — Я называю его просто авторским. Духовное кино не должно существовать только в рамках православия, религиозности.  Духовное кино — это кино, которое несет свет».

В завершение дискуссии у зрителей была возможность задать вопросы участникам, затем состоялся показ фильма.

Фильм «Путь к храму» — лауреат международных фестивалей духовного кино «Радонеж» и «Невский благовест». Картина создана при поддержке театра «Килизэ».

Анна Драницына — режиссер и сценарист документального кино, лауреат многих международных кинофестивалей, лауреат национальной премии «Страна» (фильм «Волосы», 2012). Сотрудничала с телеканалами RTG, «24 док» и другими. C 2006 года преподает в СПбГУКиТ, доцент кафедры телевизионной режиссуры. Член Гильдии неигрового кино и ТВ.

Источник